МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Предмет: Современный русский язык и методика обучения русскому языку, каллиграфия Тема: Выявление идейного содержания произведения. Работа


План учебного занятия
Преподаватель: Абилев Мурат Каримович
Предмет: Современный русский язык и методика обучения русскому языку,
каллиграфия.
Специальность, группа: 0105000 « Начальное образование» , 3 шб
Тема занятия: Выявление идейного содержания произведения. Работа над планом. Дата 29.09.2016
Тип занятия, форма проведения: урок сообщения новых знаний, умений и навыков;
урок комплексного применения знаний.
Технология: Педагогическая мастерская
Ценности: Внутренний покой.
Качества: Вера в себя, оптимизм
Целевые ориентации:
Личностные:      
· Познакомить и предоставить студентам психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в педагогической деятельности, понимать других людей.
Метапредметные:
·        Проделать со студентами путь от культуры полезности к культуре достоинства. ( человек самоценен).
·        Сформировать учебно-познавательные, коммуникативные, социальные компетенции студентов на основе ознакомления и изучения материала.
Предметные:
·        Научить студентов мыслить раскованно, творчески путём анализа предоставленных тем, формировать навыки самостоятельного анализа произведения.
·   Сформировать абстрактно-логический тип мышления.
Технология: Педагогическая мастерская
Ценности: Внутренний покой Методы:
-информационный;
- практический;
-частично-поисковый
Оснащение занятия: , компьютер, презентация в программе «PowerPoint» презентация по теме Межпредметные связи: Русская литература, детская литература
Литература:
Основная: В.А.Кустарев. Методика русского языка, М.,1982г.Методика русского языка
Дополнительная :

Ход и хронометраж занятия
№ Этапы урока Содержание этапа Время
1 Организационный момент Приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, план проведения занятия. 2 мин.
2 Контроль знаний (подчеркнуть)

Критерии оценки знаний Дискуссия, опросная цепочка,
фронтальный опрос, письменный опрос по вариантам, ситуационные задачи, деловая игра.
10 мин
3 Метод изложения нового
материала (подчеркнуть)
Перечень освещаемых вопросов Устный, с конспектированием, с содокладчиками, аудиолекция, видеолекция, самостоятельное изучение темы по заданным вопросам, реферативный. 1. Значение работы над идейным содержанием.
2.Характер вопросов в беседах. 3.Обобщающая беседа.
4. Значение работы над планом 13 мин
4 Самостоятельная работа
учащихся Выполнение письменных творческих работ, составление алгоритма по теме.
25 мин.
5 Закрепление материала Демонстрация практических навыков и умений. Составление фрагмента урока по заданной теме.
25 мин.
6 Подведение итогов занятия Выставление оценок с комментариями.
3 мин
7 Домашнее задание
Лекционный материал, В.А.Кустарев. Методика русского языка, М.,1982г. ; стр.109, П.8, конспект , задание № 3.
2 мин

Роспись преподавателя _________Р. Маканова
Ход занятия :
I. Организационный момент
Психологический настрой.
Нарисуйте круг. Обозначьте центр. Представьте, что центр – это вы, а вокруг находятся очень важные вещи. Они отделены от внешнего мира чертой. Впишите в круг предметы, ценности составляющие ваш собственный мир. Что бы вы хотели рассказать о себе окружающим вас людям?
- Давайте подарим друг другу улыбку,
И дружно возьмемся за работу!
А я удачи желаю вам всем!
II. Проверка домашнего задания.
Дискуссия
1). Успех урока чтения определяется прежде всего тем, насколько правильно и четко учитель определил его цели… Какие цели? (понять образный мир произведения и его идейную направленность, предположить эмоциональную реакцию детей при чтении произведения)
2).Этапы урока чтения можно называть соответственно содержанию основного занятия…В чем заключается успех урока? (экскурсии, вступительная беседа, просмотр видеоролика, наглядность и т.д.)
3). Беседы в 1-4-х классах имеют аналитико- синтетическую направленность. В чем они заключается? Способствуют развитию логического мышления, формированию собственного отношения к прочитанному, наблюдению над особенностью его языка и композиции)
4). Определите цель и форму подготовительной работы перед чтением художественного произведения. (возбудить интерес к тому или иному вопросу, небольшая беседа, музыка но ...) Почему перед чтением художественного произведения не следует излагать его содержание?
Опросная цепочка
1) В чем особенность первичного восприятия произведения?
2) Каковы результаты работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза
Выводы
 III. Изучение нового материала
1. Сообщение темы урока.
Учитель:
Сегодня у нас урок- мастерская из цикла «Методика чтения» по теме «Выявление идейного содержания произведения»
3.Работа над новым материалом
3.1 Индуктор
Преподаватель:
Каждому из вас я раздала листочки, на которых вам необходимо сформулировать понятие « Идея» (в течение 2 минут). Формулировка может быть абсолютно произвольной.
ИДЕ́Я
Женский род
1.Понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения.
"Передовые идеи"
2.Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-н.
Что же это такое - идея литературного произведения?Идея - это основная мысль произведения. В неё отображается отношение автора к теме его произведения. Именно в этом отображении художественными средствами и кроется отличие идеи художественного произведения от научной идеи.
3.2. Первичная социализация
Преподаватель:
Обсудите сформулированное вами понятие с членами вашей группы и выберите одно, которое, на ваш взгляд, наиболее точно отражает содержание понятия или сформулируйте новое и запишите ключевое слово для составления кластера на листок.
(На доске написано слово «идея», от которого расходятся стрелочки.)
3.3 Социализация.
Работа в группах. Работа с текстом, составление алгоритма.
1 группа «Значение работы над идейным содержанием».
2 группа «Характер вопросов в беседах»
3 группа «Обобщающая беседа»
4 группа « Составление плана»
4. Афиширование.
Обсуждение полученных результатов в групповой работе результатов. Вопросы оппонентам
5. Разрыв. Творческая работа
5.1.Составление фрагмента плана –конспекта урока литературного чтения. Каждая группа получает задание.
1 группа - Литературное чтение, 3 класс, Ж. Карменов «Помощник»
2 группа - Литературное чтение ,3 класс «Первый поход Алпамыса» (отрывок из казахского эпоса «Алпамыс батыр»)
3 группа - Литературное чтение 2, класс, О. Высотская. «Осеннее утро».
4 группа - Литературное чтение, 2 класс Н.Носов « На горке»
5.2. Творческий отчет групп. Защита проектов.
5.Рефлексия
6. Рефлексия
Мини – эссе.
1 группа - от имени предмета « Я - Современный русский язык и методика обучения русскому языку, каллиграфия»
2 группа - от темы «Я - идейное содержание произведения»
3 группа - от плана «Я - план»
4 группа - от профессии « Я - учитель»
Дополнительное задание
Продолжите мысль «Знаете ли вы, что…»