Статья на тему Использование опыта работы Е.Н Потаповой в формировании графического навыка


Хангулова Амалия Эдуардовна, Филиал «Ставропольский Государственный Педагогический Институт» в г. Железноводске, студентка гуманитарного факультета
Пелипенко Раиса Ивановна, старший преподаватель кафедры историко-филологических дисциплин Филиала «Ставропольский Государственный Педагогический Институт» в г. Железноводске
Использование опыта работы Е.Н Потаповой в формировании графического навыка
Ключевые слова: мускульная память, тактильная память, письмо с помощью трафаретов, штриховка.
Суть работы учительницы начальных классов 109-й московской школы Потаповой Е.Н. состоит в том, что она обучает первоклассников нетрадиционному способу письма и в более короткие сроки формирует у них прочные каллиграфические навыки и добивается хорошего уровня грамотности.
Традиционным способом тоже можно учить детей письму, но на это затрачивается слишком много физических, умственных и нервных усилий ребенка. Практика показывает, что в период обучения письму элементов и соединений букв ребенок не развивается - это чисто механическая, монотонная работа, которая утомляет, не вызывает интереса, не активизирует творчества, не развивает речь.
По мнению Е.Н. Потаповой, обучение письму условно разделить на три связных между собой этапа:
Первый этап - развитие мускульной памяти. У детей от 4 до 7 лет мускульная память очень цепкая и наиболее возбудимая. Дети учатся различным видам штриховки. Штриховать начинают на первом уроке обучения грамоте. У каждого ученика есть альбом для штриховки, альбом для раскрашивания, простой и цветные карандаши, фломастеры, ручки с цветными пастами, трафареты с геометрическими фигурами, фигурками животных и предметов, набор лекал. Сначала для штриховки используют геометрические фигуры, штрихуя их параллельными отрезками, затем учатся составлять из них простейшие фигуры. Начиная с октября, учащиеся могут штриховать волнистыми линиями, полуовалами, петлями. Первоначально учитель всегда указывает стрелкой направление штриховки. При штриховке следует соблюдать следующие правила: нельзя выходить за пределы фигуры, нельзя штриховать справа налево, расстояние между штрихами должно быть равно ширине строчной буквы.
Второй этап - развитие тактильной памяти. Основная цель этого этапа - соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений. Кроме тактильной информации дети получают и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка, орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв. Из наждачной бумаги вырезаются буквы размерами 600x700 и 350x300 мм., затем буквы наклеиваются на карточки 180x140 мм. Или в альбом. Ширина буквы - 3 мм. Указательным пальцем правой руки ученик ощупывает контуры буквы, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма. В своей книге "Радость познания" Е.Н. Потапова делает такой вывод, что обучение письму путем формирования образа букв непосредственным развитием тактильных рецепторов всегда приводит к более интенсивному интеллектуальному развитию ребенка. Обводя, ощупывая букву, ребенок уже "пишет" ее.
Третий этап - письмо букв с помощью специальных трафаретов. Этот этап длится 10-14 дней. За это время у детей закрепляются навыки, отработанные на первых этапах: вырабатывается правильный наклон букв, отрабатывается направление письма, написание буквы и ее элементов. Вкладыш - это написанные тушью буквы и их соединения. Подложив вкладыш под страницу, буквы обводят. С помощью методики Е.Н. Потаповой дети учатся писать быстрее, ошибок при письме допускается намного меньше, развивается самобытность творческие начала учеников.
Основная наглядность к вопросу: трафареты геометрических фигур, фигур животных и предметов, направления штриховки, образцы букв для 2 этапа и вкладыши букв.
Метод Потаповой позволяет значительно снизить перегрузку и утомляемость детей при обучении работе с прописями. Основной принцип метода – игровые ситуации через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализатора.
Штриховка – незаменимый помощник, помогает укрепить не только мелкие мышцы пальцев рук, но и способствует развитию речи логическому мышлению, общей культуры, творческих способностей.
Вначале дети учатся обводить геометрические фигуры по трафарету и штриховать их параллельными отрезками, затем составляют из них различные композиции.
Когда дети хорошо усваивают простейшие варианты снизу вверх, слева направо, надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линями, полуовалами, петлями.
При первых выполнениях штриховки обязательно указывать направление. Для этого на предмете рисуется стрелочка. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов.
Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их т.е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными карандашами, альбомы для раскрашивания.
В период обучения грамоте на первых адаптационных уроках детей надо познакомить с геометрическими фигурами и с приемами штриховки. Очень важно обратить внимание ребят на то, как надо правильно сидеть во время работы, постоянно напоминать им, чтобы они были аккуратными и старательными.
На каждом этапе необходимо объяснять цель тех действий, которые им предлагает совершить учитель.
На первых уроках знакомство с геометрическими фигурами должно сопровождаться ощупыванием их указательными и средними плацами.
Важный этап – работа учащихся в альбомах. Надо следить, чтобы ребята положили правильно трафарет на лист бумаги, закрепили его левой рукой, правой рукой простым карандашом обвели все геометрические фигуры.
На уроках при подготовке к каллиграфическому письму непосредственно вводятся новые виды штриховки. Все усилия учителя направлены на то, чтобы помочь ребёнку в тренировке и развитии мелкой мускулатуры рук. В подготовительный период важно закрепить навыки правильной работы. На каждом уроке желательно повторять ощупывание геометрических фигур по линейке-трафарету.
Особое внимание надо обращать на правила штриховки, их четкое выполнение детьми:
1. Не выходить за контуры фигуры.
2. Соблюдать параллельность линий.
3. Не сближать штриховки, между ними должно быть расстояние 0,5 см.
Уроки в каждом конкретном случае могут строиться по-разному. Это могут быть чисто игровые композиции или уроки, на которых основную часть времени занимает штриховка, конструирование и письмо. Такое обучение письму даёт не только научить красиво и правильно писать под диктовку, под комментирование, при списывании, но и активизирует мышление, внимание, вырабатывает усидчивость, трудолюбие, терпение, аккуратность, развивает творческое воображение, глазомер, активизирует познавательный интерес, желание учиться.
Список литературы
1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников:// Начальная школа.-2005
2.Межонова Г.М. Как научить ребенка грамотно писать // Нач. шк. - 2003. - №7.
3. Потапова Е.Н. Радость познания. М: Просвещение, 1990