Открытый урок на тему Choosing a career


Choosing a career
Разработан учителем английского языка
к.п.н. Узденовой Е.К.
2016 г.
Вид урока: Урок лекция, урок беседа, урок-практикум
Тип урока: Комбинированный урок с элементами беседы и практической самостоятельной деятельностью учащихся.
Целеполагание:
Цели учения (обучающиеся)
Овладение системой предметных знаний (иностранный язык, литература, география, информатика и др.), необходимых в дальнейшем для обучения учащихся в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом основного и среднего общего образования.
Развитие умения работать над текстом как речеведческой единицей и литературным произведением как искусством слова с его специфической структурой и жанровыми особенностями.
Сочетание работы над собственным чтением, техническими навыками и читательскими умениями работы с произведением.
Сочетание работы над произведением как особым объектом изучения.
Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг мировой литературы.
Цели обучения: (учитель)
Формирование активной духовной позиции будущего учителя.
Всестороннее развитие личности обучающегося как конкурентоспособного специалиста, адаптированного к требованиям современной вариативной школы, способного к непрерывному образованию на протяжении всей жизни, а также профессиональному самоопределению.
Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России, формирование духовно-нравственных качеств личности.
Формирование у обучающихся чувства сопереживания с трагической судьбой литературных героев.
Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью обучающихся, подготовка будущих учителей к развитию эмоциональной сферы учащихся, обогащению духовного мира.
Отбор и включение в учебный материал всех компонентов содержания профессионально-педагогического образования, в том числе творческого и эмоционально-ценностного.

2.Триединые дидактические цели урока
Образовательные цели:
(в области образовательного процесса обучающихся)
Определение уровня ценностного содержания культуры чтения у обучающихся.
Осознание обучающимися культурной ценности истории мировой литературы и других наук в контексте диалога культур середины XVI и начала XXI веков.
Образовательные цели:
(в области будущей педагогической деятельности обучающихся)
Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих учащимися полноценное восприятие произведения, книги, ориентировку в мире книг.
Организация педагогической работы, призванной обеспечить условия и способы становления образовательного процесса, а также определение учебного предметного литературного чтения, содержания, разделов отдельных тем и технологий с учетом относительно независимых компонентов: предметного, логического и психологического при приобретении знаний или формировании умений учащихся по литературному чтению.
Формировании учителя как организатора и участника соединения поколений (поколения XVI века и начала XXI века).
В качестве субъекта педагогической деятельности овладение соответствующими нормами, методами, технологиями и средствами осуществления патриотического воспитания детей, адекватными задачами развития современной личности в контексте воспитания патриотов России.
Формирование профессиональной компетентности, как способности построения будущем учителем системы образовательных (развивающих) ситуаций в рамках начальной школы.
Освоение системы ценностно-эмоциональных отношений к историко-культурному прошлому страны изучаемого языка.
Воспитательные (социализирующие, личностно ориентированные) цели:
Возрождение и приобщение обучающихся к духовно-нравственным и традициям страны изучаемого языка.
Формирование установки на позитивное отношение к миру, личности, на толерантность, конструктивное взаимодействие и оценку своего поведения (рефлексию) и т.д.
Активизация культурного и научного аспектов миростроительства, развитие умения будущего, учителя содействовать сохранению и популизации национального и историко-героического наследия и культурного разнообразия.
Воспитание коммуникативных навыков и умения общаться с людьми иных взглядов, ориентации, культур.
Воспитание толерантности посредством развития способности к самоанализу собственных чувств и эмоций в ходе творческой работы.
Развивающие цели:
Развитие культурологических взглядов, художественных представлений и умений творческой деятельности.
Развитие восприятия:
Развитие целостности, предметности, осмысленности восприятия
Развитие речи:
Развитие диалогической и монологической речи, развитие содержательности, понятности и выразительности речи.
Для учащихся:
Развитие навыка чтения, формирование читательских умений.
Развитие памяти:
Развитие образной, эмоциональной, словесно-логической памяти.
Развитие воображения:
Развитие творческого воображения.
Развитие воли и самостоятельности:
Развитие уверенности в своих силах способности к саморегуляции поведения, адаптации в социуме и самореализации в педагогической деятельности.
Развитие умений учебного труда:
Развитие готовности к осознанному прохождению индивидуального образовательно-профессионального маршрута.
Развитие познавательных умений:
Формирование умений выделять главное, выработка стержневой предметной направленности познавательных интересов.
Развитие практических навыков:
Формирование практических умений, способности к творчеству и саморазвитию.
3.Дидактическое обоснование урока
3.1. Межпредметные связи
Литература
Музыка
Философия
КультурологияИзобразительное искусство
Информатика
3.2.Многомерные подходы к отбору образовательного содержания урока:
Успешная организация образовательного процесса на уроке - это реализация таких подходов как
Антропологический
АксиологическийКультурологический
Научно-фундаментальный
Методологический
Концептуальный
Деятельностно - прагматический
Личностный
Социально-личностный
Аксиологический подход прежде всего означает, что проектирование содержания предметных дисциплин (в нашем случае методики преподавания русского языка и обучения чтению) подчинено тому, что предметом профессиональной педагогической деятельности независимо от профиля будущей специальности учителя является целостный человек, а не его отдельные функциональные проявления. Антропологический подход выступает таким образом, основой и средством интеграции содержания педагогического образования, одновременно определяющий необходимость такого отбора содержания внутри каждой отдельной дисциплины, который позволяет вывести профессиональную деятельность будущего учителя на уровень практического человекознания, таким образом, основу антропологического подхода составляет анализ истории педагогики и образования с позиции представлений о человеке как базовой ценности и цели воспитания и образования.
Аксиологический подход, выявляющий ценностно-смысловые ориентиры в историко-педагогическом опыте с целью его использования для решения насущных проблем педагогического образования в курсе методики обучения литературному чтению с духовно-нравственных и патриотических позиций. Акмеологический подход дает возможность определить целеполагание и целесообразность содержания урока.
Гуманистический подход, проявляющийся к личности обучающегося в отношениях к нему как личности, индивидуальности и направленный на развитие у обучающихся гуманистической позиции, обучение будущих учителей гуманистически ориентированным технологиям, а также развитие гуманистической направленности личности и деятельности обучающегося, обеспечение условий для развития гуманистической направленности обучающихся в рамках педагогического образования возможно при культурологическом подходе. Культурологический подход - совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы через призму системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные образцы, нормы и ценности, культурная деятельность, культурные практики и т.д. Одним словом, налаживающий диалог культур, устанавливающий тесную связь культуры, опыта человечества и воспитания.
В культурологическом ракурсе образовательный процесс урока предстает как:
- процесс передачи нормативно-целостного и творческого опыта и создания условий для духовно-нравственных и культурных форм самоопределения, саморазвития и самореализации личности будущих педагогов.
Научно-фундаментальный подход - содержание урока выстраивается по научной логике. Дидактической целью становится обращение к фундаментальным понятиям: язык, речь, коммуникация и др.
Методологический подход имеет в основе знакомство с различными методами научного познания. Цель состоит в том, чтобы раскрыть содержание урока в научно-исследовательском контексте, сформировать профессиональные исследовательские умения обучающихся усваивать и анализировать материал в определенной предметной области, используя межпредметные связи. Концептуальный подход отбора содержания урока требует группировки материала вокруг важнейших понятий. В рамках данного подхода эффективно реализовываются идеи межпредметного и метапредметного обучения.
Цель деятельно-прагматического подхода - предоставить обучающемуся набор прикладных знаний и умений, которые обеспечат ему минимальный культурно-мировоззренческий уровень, помогут реализовать себя в педагогической профессии.
Личностный подход, для которого характерен приоритет интересов и потребностей личности обучающегося, его активной творческой деятельности на уроке.
Социально-личностный подход, при котором сохраняется социальная направленность образовательного содержания урока, создание возможности для свободного и комфортного развития каждого обучающегося с учетом индивидуально-личностных особенностей, интересов и потребностей обучающихся.
4.3. Многоуровниевость формирования содержания урока
(Модель построения социального опыта, предложенная В.В.Краевским и А.В. Хуторским).
Первый уровень — общего теоретического представления - определяет перечень ключевых профессионально-педагогических компетентностей, подлежащих формированию как инвариантный компонент.
Второй уровень - учебного предмета (дисциплины) - методики преподавания русского языка и литературы обусловлен образовательными условиями, федерально-регионального компонента. На данном уровне большое значение приобретает личностно значимые цели обучающегося в профессиональной подготовке. Такой прикладной характер отбираемого содержания урока обеспечивает адаптацию, трансформацию и необходимую редукцию научного содержания урока при переводе его в дидактическое.
На третьем уровне — учебного материала - реализуется разработка содержания урока во взаимодействии с характером и содержанием того материала, который становится средством учебной деятельности обучающегося, - учебниках, учебных пособиях, методических руководствах, учебных пособиях, методических руководствах, обеспечивающих усвоение соответствующих компонентов социального опыта, отражаемых в содержании методики преподавания английского языка и литературного чтения.На четвертом уровне - материализации - взаимодействуют субъекты образовательного процесса, и содержание урока существует не в проекте, а в педагогической реальности.
На последнем пятом уровне результата - содержание урока выступает как итог обучения, конечный продукт деятельности, присваемый обучающимся.
3.4. Методический инструментарий:
магнитофон
аудиодиски телевизор
компьютер
видеопроектор
4. Основные принципы организации образовательного процесса
на уроке
Принцип интенсивной самостоятельной групповой деятельности и сплоченности обучающихся, реализуемый за счет множества логически взаимосвязанных развивающих заданийПринцип гарантированного успеха на уроке - ориентация на успех, реализуемый и направляемый учителем с использованием «скрытой подсказки», применяемой в самих заданиях.
Принцип опосредованной педагогической коррекции, реализуемый через повторение разнообразных типов развивающих заданий, позволяющее каждому обучающемуся открывать для себя новые способы мыслительной деятельности.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества и сотворчества.
Принцип наглядности ориентирует на то, что наглядность должна отвечать цели и содержанию урока, иметь ярко выраженное содержание, быть понятой и доступной, соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески и методически правильно.
Принцип доступности вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития обучающихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем образовательного развития обучающихся — с другой.
Принципы индивидуализации и дифференциации обучения»
Принципы систематичности, последовательности и комплексности требуют: определения стройной системы знаний учебной дисциплины; взаимосвязь новых знаний с ранее изученными; обеспечение систематического и действенного контроля за организацией и результатами процесса развития; а также осуществление четкого планирования знаний; соблюдение строгой логической связи и расположение учебного материала.Принцип систематичности, состоящий в целенаправленном запланированном характере использования литературных материалов на разных этапах обучения обучающихся.
Принцип системности позволяет рассмотреть данную тему в качестве динамической целостности содержания урока, имеющего многообразие взаимодействующих связей.
Принцип тематичности, предполагающий разработку соответствую-щих материалов к каждой теме учебной дисциплины.
Принцип активности означает учет индивидуально-личностного отношения обучающегося к процессу познания содержания урока.
Принцип технологизации, предполагающий использование различных технологий, опору на творчество обучающихся, способность моделировать, условно реальную коммуникацию в подгруппах.
Принцип многовариативности предполагает развитие у обучающихся вариативного критического мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
Принцип эмоционально-духовной и нравственной насыщенности содержания уроков, который достигается за счет использования серии специальных приемов и средств обучения, позволяющих обучающимся испытывать на уроке положительные эмоции.
Принцип сотрудничества учителя и обучающихся означает, что учитель выполняет роль советника, консультанта в их самостоятельной работе.
Принцип междисциплинареости, согласно которому использование литературных материалов подразумевает связь с другими учебными дисциплинами (история отечества, культурологические дисциплины и т.д.).
Принцип когнитивности, предполагающий познание обучающимися новых сведений, новых знаний.
Принцип толерантности, предполагающий развитие у обучающихся способности понимать и принимать другие культуры, других людей.
Принцип компаративности, имеющий в виду предъявление и использование литературных источников наряду с историческими произведениями учебными и методическими пособиями для будущих учителей.
Принципы воспитания:
Гуманистическая направленность - учитель руководствуется той системой ценностей, в которой человек как ценность занимает ведущее место. Гуманизм интерпретируется на основе социалистической, антропоцентрической или трансцендентной системы ценностей, ценность гуманизма предопределяет воспитание.
Воспитание деятельности на пользу других — становление нравственных позиций личности осуществляется благодаря участию обучающегося в добрых делах на благо других людей, гражданская позиция - в делах, направленных на усовершенствование социальной среды.
Систематичность воспитания - выражает необходимость должного выбора частных, промежуточных и ближайших воспитательных целей и соответствующего этим целям содержания, способов воспитательной деятельности. Этим принципом утверждается целостный характер воспитания обучающихся в школе и взаимосвязь урочной и внеурочной воспитательной деятельности, согласованность действий всех участников воспитательного процесса.
Результативность воспитания - систематическое определение степени достижения целей, постоянной сравнение достигнутого с намеченными, прослеживание динамики становления позиции личности обучающихся.
5. Технологии организации и проведения урока:
5.1. Формирование познавательной самостоятельности обучающихся при чтении текста
(можно использовать для работы с учащимися).
- Умение — это возможность выполнить то или иное действие (интеллектуальное, практическое, эмоциональное) в соответствии с поставленными задачами и реальными обстоятельствами. В педагогической литературе существуют различные классификации умений, однако в общем виде они сводятся к следующим группам:
познавательные
организационные
психолого-педагогические
самоконтроля
оценочные
(по А. Усовой и А. Боброву).
Знания
Опыт творче-ской деятельн.
Умения
Мотивы
Творческая деятельность
образователь-ного процесса
Новый опыт творч. деят-тиНовые
знания
Новые умения

Элементы работы по формированию отдельных учебных умений
Еще в 1982 г. в фундаментальном исследовании Л.П.Доблаева «Смысловая структура учебного текста» показана развивающая функция такого приема обучения, как самопостановка учащимися вопросов к тексту.
Этот прием не только обеспечивает эффективность восприятия и понимания учебного материала, но позволяет обеспечить обучаемых универсальным учебным инструментом, облегчающим учение.
Так как исходным событием для начального этапа формирования этих умений является чтение учебной литературы, то естественно, что организация обучения начинается с формирования умения бегло и осмысленно читать учебный текст.
Сформированность навыков работы с текстом в значительной мере способствует развитию и учебных умений, и творческой активности обучающихся.
В образовательном процессе формируются умения:
читать быстро и с необходимыми смысловыми акцентами;
понимать текст;
структурировать текст (наиболее трудное для формирования умения, которое выражается в умениях выделять основные понятия темы, выделять главные идеи текста, т.н. те, которые подлежат запоминанию и пониманию в соответствии с учебной задачей);
определять предмет изучения;
определять понятия;
устанавливать связи данных понятий с ранее изученными;
привлекать ранее усвоенные знания для понимания текста;
применять (при необходимости) справочную литературу;
устанавливать внутренние связи между понятиями и идеями параграфа, главы.
Приемы обучения ответам, в особенности, на значительно сложные вопросы содержатся в формулировке самих вопросов и предполагают:
установку на выделение существенных фактов, признаков либо с помощью учителя (учителя-педагога), либо самой книгой (учебником, пособием) — ибо раз об этом спрашивается, значит это следует знать;
организацию коллективного обсуждения, приводящего к правильному ответу (можно организовать аргументированную дискуссию);
установку на выделение проблем в привычной ситуации (проблема заключается в соответствии имеющихся знаний и неизвестного в условии вопроса);
установку на доказательства своих мыслей (обучающийся стимулируется к внутреннему монологу);
установку на выявление связей, не обозначенных явно (необходимо установить связи между определением критерия вида и его допустимыми ограничениями);
установку на выявление и включение неизвестных фактов в систему знаний (получив правильный аргументированный ответ, обучающийся включает новую информацию в свою систему знаний).
Кроме того, в процессе правильного построения обучения обеспечивается и усвоение надпредметного содержания - способов деятельности по извлечению информации и аризментированному применению имеющихся знаний и умений.
Не менее важны методологические умения, также относящиеся к категории познавательных умений.
Методологические умения, прежде всего, необходимы для проведения исследовательской работы - наблюдений, выдвижения гипотез, планирования и проведения экспериментов, интерпретации полученных результатов.
Методологические умения позволяют оценить достоверность информации, найти ей место в системе знаний. Они позволяют выявить общие принципы, лежащие в основе построения научных теорий, объяснять наблюдаемые явления и предсказывать следствия из теорий.
Развитие обучающихся, их знаний и умений невозможно без создания проблемных ситуаций, без решения задач, без самостоятельного поиска информации для решения тех или иных проблем. Арсенал литературного содержания достаточен для создания таких ситуаций, для проведения ролевых и деловых игр, исследований, творческих вечеров и т.д.
Очень важно чтобы формы организации соответствовали содержанию обучения обучающихся, а также - превращение знаний в активный фактор индивидуального сознания, глубокие личные убеждения, стимулы поведения и деятельности обучающихся.
5.2. Культурные практики как образовательная деятельность обучающегося* (также можно использовать при работе с учащимися)
Культурные практики - это разнообразные, основанные на интересах обучающегося, виды деятельности и складывающегося опыты, выросшие на основе личностного знания. (По Н.Б.Крыловой)
Сюда включены:
исследовательские,
образовательные,
коммуникативные.
организационные,
проектные,
художественные
способы и формы действия.
В таких практических процессах обучающийся сам, в соответствии с собственной индивидуальной программой обучения и образовательными потребностями, овладевает интересной для него информацией, учится учиться в процессе непосредственной деятельности и проектирования, поскольку основная форма его образования и самообразования - разнообразные проекты, соответствующие выдам будущей педагогической деятельности.
Именно разнообразные культурные (и накапливаемые) практики обучающегося подлежат комплексной оценке: самооценке, экспертизе и презентации.
Культурные практики — это также приобретение различного опыты общения, коммуникабельности и взаимодействия с людьми (работа в различных командах, общественных структурах) - взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это и приобретение нравственного, эмоционального опыты (опыта сопереживания, помощи, защиты, эмпатии, альтруизма и т.п.Чем многочисленнее и разнообразнее культурные практики обучающегося, тем больше условий для становления их образованности, культурной идентичности м профессионализма.
Особенности культурных практик.
Практики называются культурными (а не социальными или учебными или иными), поскольку открывают возможность для личной инициативы обучающегося в создании собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе норм (где культура — сущностное качество любой формы деятельности).
Культурные практики - явление комплексное, включающие как способы действий и освоенные культурные нормы и образы будущей педагогической деятельности, так и опыт работы на педагогической практике и суммирование личных результатов и достижений, а также опыт их презентаций для ученического сообщества, поскольку в зачет идет все, что делает обучающийся в педагогическом колледже (а не только его работа на занятиях в логике учителя и выполнение домашних заданий).
Конечно, культурные практики включают непосредственную образовательно-учебную деятельность, которую образует учитель, но обязательно совместно с обучающимися. В них входят и индивидуальная образовательная деятельность в рамках освоения индивидуальных программ, и практическое участие в демократическом школьном самоуправлении, и участие в социальных проектах вне колледжа.
Схема взаимосвязей культурных практик обучающегося и содержания педагогического образования в условиях школы
Содержание образования Культурные практики обучающегося (виды деятельности и сферы приобретения опыта) Педагогическая деятельность учителя
Основные образовательные пространства учебного заведения (учебное, дополнительное, информационное, профессиональное, свободное) Исследовательские, образовательные, коммуникативные, организационные, профессиональной принадлежности к педагогическим специальностям, досуговые (в соответствии с индивидуальной структурой досуга и текущими (постоянными интересами).Образовательное (учебное пространство - преподавание, методическая и научно-исследовательская работа. Внеучебное педагогическое общение, сотрудничество, участие в соуправлении.
Основные виды компетенций (универсальных умений) познавательные, деятельностные, профессиональ-ные коммуникативные. Способности к проектированию и
опыт участия в разнообразных проектах, как в педагогическом колледже, так и вне его. Опыт разнообразной деятельности в коллективе, группе, команде. Опыт самоорганизации и самообразования, свободное творчество и развитие интересов, в том числе и профессиональных. Профессиональные
компетенции (общепедагогические, предметные). Способность к постоянному самообразованию. Творческие способности толерантность, психологические, нравственные, организаторские качества, необходимые в работе с обучающимися.
Для этого подхода принципиально важно внимание к:
индивидуальной организации разнообразных образовательных процессов, их суммированию и включению в жизнь общества;
конструированию педагогической деятельности на основе инициативы, интересов и мотивации обучающихся (а не просто «стандартов»);
5.3. Развитие критического мышления обучающихся средствами чтения
* (Данную технологию можно применять для работы с учащимися)
Чтение - это, прежде всего, диалог. Диалог с самим собой.
В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны обучающегося.
О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше. Еще в начале XX века князь Николай Же-вахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание, заставить его критически отнестись к своим мыслям ...»
Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Г.Темил, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающегося и учителя. Особо можно выделить ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология».
Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную и осмысленную позицию.
Специфика образовательной технологии развития критического мышления заключается в следующем:
во-первых, образовательный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности информации;
во-вторых, фазы данной технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментария обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с литературными произведениями (учебником, текстом), организации дискуссий и процесса реализации проектов;
в-третьих, стратегии технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Таким образом, критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей творческой личности обучающегося.
Критическое мышление — это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Стратегия методологии технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (далее РКМСЧП) — это совокупность методов, выстроенных в определенной последовательности и направленных на достижение определенных ценностно-смысловых ориентиров. В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные характеристики критического мышления: умение использовать различные техники решения проблемных ситуаций; умение анализировать информацию на разных уровнях; владение техникой формулировки вопросов и другое.
Критическое мышление - это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Образовательная технология развития критического мышления есть система учебных стратегий, методов и приёмов, направленных на развитие критического мышления у обучающихся.
Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: (термин «фаза» указывает на нечеткость границ окончания одного этапа познания)
Технология РКМЧП подразумевает аутентичную цели диагностику и следования определенных коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности обучающегося (ребенка), принятие разных точек зрения, учет индивидуального стиля учебной деятельности, готовность идти на оправданный риск.
5.4. Организация групповой работы на занятиях
Умение учиться - это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества.
Г.А.ЦукерманИспользование групповой работы на уроках в системе развивающего обучения помогает:
- возрастанию глубины понимания учебного материала, познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся (учащихся);
- смене характера взаимоотношений между обучающимися (детьми): исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность, толерантность;
- усилению сплоченности учебной группы (класса) возрастанию понимания друг друга и самих себя;
- росту самокритичности, боле точному оцениванию своих возможностей, улучшению самоконтроля;
- приобретению навыков необходимых для жизни в обществе и будущей профессии: ответственности, такта, толерантности, коммуникабельности, общения, умения строить свое поведение и вести себя с учетом позиций других людей.
Целями организации совместной учебной работы обучающихся являются предоставление каждому обучающемуся:
- эмоциональной поддержки, без которой некоторые обучающиеся не могут добровольно включиться в общую работу;
- возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;
- опыта выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель - планирование — рефлексия.
Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения обучающихся в образовательный процесс, в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие, профессиональные, коммуникабельные и деловые отношения с обучающимися.
Общие рекомендации организации групповой работы:
Обобщая опыт и разнообразные точки зрения относительно организации групповой работы, можно сформулировать следующие правила, которые необходимо соблюдать:
I. Социоконструкция1. Формирование творческих групп.
2. Нетрадиционное размещение рабочих мест обучающихся в учебной аудитории (классе).
3. Представление учителя (учителя) о количестве групп, подборе обучающихся в группы и т.д.
4. Ориентация на мыслительную работу.
5. Распределение ролей в подгруппе.
П. Инструктаж
Что необходимо сделать, зачем это нужно сделать, когда нужно закончить работу и как она будет оцениваться.
III. Применение форм взаимодействия
Речевые клише: «Ты солгала?», «Не возражаешь?» и т.д. - вопросы запуска дискуссий.
IV.Социализация.Координация работы групп. Уточнение инструкции, формулировка ближайших задач (по мере необходимости и т.д.Обязательное условие - окончание работы всех подгрупп одновременно.
V. Требования выполненного задания
а) организатор - отвечает за работу подгруппы в целом
б) докладчик - выступает перед учебной группой перед (классом)готовым решением подгруппы
в) секретарь - записывает высказанные идеи и решения
г) критик - - высказывает противоположную точку зрения, про-оппонент воцирует возражения
д) контролер - проверяет, все ли поняли принятое решение.
Алгоритм движения при выполнении заданий в группе
1. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.
2. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).
3. Выдвижение версий всеми членами группы (Формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).
4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.
5. Совместное принятие решения.
6.Анализ решения задания, его оформление.
7. Проговаривание в группе выступления докладчика.
8. Представление решения докладчиком.
Вместе с тем, при организации групповой работы в школе, нельзя:
- принуждать к общей работе обучающихся, которые не хотят вместе работать;
- требовать абсолютной тишины, т.к. обучающиеся должны обменяться мнениями, прежде чем представит «продукт» совместного труда;
- наказывать обучающихся лишением права участвовать в совместной работе;
- ожидать быстрых результатов, ибо все осваивается практически;
- переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.
Парная форма организации учебного занятия
При комплектовании пар обучающихся необходимо учитывать уровень их интеллектуального развития , психологические особенности, а также уровень обученности, т.е. достигнутые ими результаты в образовательном процессе.
Психологические особенности обучающихся, особенности памяти, внимания, мышления определялись по выполнению ими тестовых заданий на установление взаимосвязей в процессах, умению выделять главное, перегруппировать информацию, использовать принцип прогрессивных изменений, сложных аналогий.
Пары обучающихся формируются с учетом целей урока, отдельного его этапа, типа учебных заданий.
При изучении нового материала (в зависимости от его содержания) пары обучающихся формируются с одинаковыми или противоположными психологическими особенностями, с одинаковым или разным уровнем обученности.
Пары со сходными типами деятельности быстрее справляются с простыми заданиями и переходят к выполнению более сложных. В парах с противоположными психологическими особенностями хорошо проходит закрепление нового материала. Проверку знаний лучше проводить в парах, сформированных на основе одинакового уровня обученности или сходных психологических особенностей.
Методика организации парной работы включает три вида пар:
статическую,
динамическую,
вариационную.
Практика организации парной работы обучающихся на уроках английского языка показывает, что это эффективное средство развития самостоятельности мышления обучающихся, как отличающихся высоким уровнем мыслительных операций, так и средних обучающихся. Повышается интерес к изучаемому предмету, вырабатываются навыки социального общения.
7. Этапы и виды деятельности обучающихся и учителя
№ п/пЭтап Цель Форма Время
мин.
I. Организационный момент Актуализация духовно-нравственных представлений обучающихся по теме урока
Включение обучающихся в деятельность.
Выделение содержатель-ной области. Формирование общей цели деятельности обучающихся и учителя на уроке, в рамках которого у обучающихся будет формироваться личностно-мотивационное отношение к предмету обсужденияИндукция (наведение) 2
II Ориентировочно – мотивационный этап Реализация следующих идей:
1) обязательная опора на литературоведение,
2) введение художественных произведений в литературно – исторический контекст,
3) установление связей с жизненным и социальным опытом обучающихся. Вступительное слово учителя 3
III. Операционно – исполнительный этап
1.Актуализация опорных знаний.
2.Стимулирование творческо-самостоятельной деятельности обучающихсяПроверка сформированности знаний обучающихся по обсуждаемой тематике, осуществление подготовки обучающихся к участию в практической деятельности Беседа-обсуждение 4
IV. Социализационно-конструкционный этап Формирование творческих групп обучающихся.
Определение задания в подгруппах.
Координация работы групп обучающихся.
Творческая самореализация личности обучающегосяПрактическая, исследовательская деятельность обучающихся в подгруппах25
№ п/пЭтап Цель Форма Время
мин.
V. Рефлексивно-оценочный этап
1.Презентация результатов коллективной работы
2. Рефлексия
Представление работы выполненной каждой подгруппой. Дополнение (при необходимости) представленных результатов обучающимися и учителем. Отражение, самоанализ обобщений. Осознание и высказывание мыслей, мнений по проблемам, обсуждаемым в ходе урока. Выступление групп
Оценка выполненной деятельности 15
VI. Системно-закрепляющий этап Закрепление и систематизация знаний, полученных на уроке, через решение кроссворда 8. Модель целенаправленного управления процессом устноречевого высказывания (УВР) на основе текстового материала
Этап Задачи этапа Учебные действия, осуществляемые обучающимися на каждом этапе
I. ПредтекстовыйПобудить к прогнозированию содержание текста Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрациям, с опорой на предшествующий опыт и знания
Обеспечивать осознание коммуникативной задачи, нацеливающей на процесс чтения текста Чтение с пониманием основного содержания:
- выделение главной мысли текста;
- получение общего представления о содержании текста;
- определение своего отношения к тексту. Чтение с полным пониманием содержания:
- принятие к сведению извлеченной информации, запоминание ее для расширения знаний и возможности дальнейшего использования.
II.Текстовой Нацелить на чтение текста с разной степенью проникновения в его содержание и смысл, а также на информационную переработку текста в процессе чтения. - однократное чтение с использованием опор в тексте для понимания основного содержания;
- обращение при необходимости к словарю. - многократное повторение возвращение к тексту;
- использование опор в тексте и обращение к словарю для полного понимания деталей содержания и смысла текста.
III. Проверка понимания текста и информационная переработка Осуществить контроль полноты и адекватности понимания содержания и смысла в зависимости от вида чтения - выбор заголовка;
- придумывание заголовка;
- нахождение и выписывание основных мыслей;
- деление текста на смысловые отрезки;
- ответы на вопросы, позволяющие выделить основную информацию и др. - постановка вопросов и ответы на них;
- ответы на вопросы, позволяющие выделить детали;
- переработка найденной информации в зависимости от цели ее дальнейшего использования
- составление развернутого плана текста;
- подбор по пунктам плана предложений из текста, уточняющих его.
IV. Порождение устного речевого высказывания Обеспечить сознание коммуникативной задачи (КЗ), нацеливающей из порождение собственного устно-речевого высказывания на основе текста или в связи с текстом. - высказывание своего мнения (понравился, не понравился текст);
- формулировка главной мысли текста;
- краткое изложение основных фактов содержания текста;
- высказывание о том, что узнали нового и что было известно раньше;
- связное высказывание по проблеме текста с привлечением личного опыта обучающегося (ученика);
- дискуссия по проблеме и др.
- высказывание своего мнения о прочитанном;
- формулировка главной мысли текста;
- краткое изложение основных фактов содержания текста;
- высказывание о том, что узнали нового и что было известно раньше;
- комментарий к тексту;
- составление диалога по образцу;
- инсценирование диалога;
- описание/ характеристика главного героя и других действующих лиц;
- пересказ текста для передачи информации;
- устная аннотация текста;
- устный реферат текста;
- связное высказывание по проблеме текста;
- диалог – обсуждение текста;
- дискуссия по содержанию текста и др.
6. Обоснование методов и форм
Вышеперечисленные методы и формы:
активизируют произвольное внимание обучающихся;
повышают эффективность их труда;
создают обстановку сотрудничества и сотворчества взаимопомощи и
ответственности за качество своего труда, а также заинтересованности в результатах своей работы;
оказывают влияние на формирование профессиональной компетентности, характера и поведения обучающихся;
служат формированием таких качеств личности, как творческий подход к решению поставленных проблемных задач, четкость и организованность в труде, умение контролировать свою деятельность, оценивать ее.
7. Описание компонентов урока по теме:
«Choosing a career»
Условия, способствующие выполнению поставленных целей:
обеспечение доверительной, уважительной, творческо-доброжелательной атмосферы общения, ориентации на ситуацию успеха;
создание на уроке культурно-речевой среды;
совместное эмоционально-эстетическое нравственное восприятие художественных произведений;
соблюдение преемственности в образовательном процессе, опора на ранее полученные знания;
осуществление межпредметных связей;
воспитательный развивающий, культуроведческий отбор текстов напатриотическую тематику;
определение модели целенаправленного управления процессом устно-речевого высказывания (УРВ) на основе текстового материала, учитывая при этом этапность, логическую и методическую последовательность в постановке заданий.