Разработка урока по информатике на тему: Перевод чисел из одной системы счисления в другую


Урок информатики.
Класс 8
Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Цель урока:
Сформировать у учащихся навыки и умения перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Задачи урока:
- совершенствовать навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую;
- развивать познавательные процессы (внимание, память, восприятие);
- воспитание активности учащихся; привитие навыков самостоятельной работы; обеспечение сознательного усвоения материала
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Оборудование и программное обеспечение: раздаточный материал (жетон), цветные карандаши, ватман, карточки, Activote, интерактивная доска, ПО Activstudio.
Формы и методы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Словесная, объяснительно-иллюстративная, практическая, самостоятельная работа.
Ожидаемый результат: закрепление навыков по переводу из одной системы счисления в другую.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать: развернутую форму записи числа.
Учащиеся должные уметь: переводить числа из произвольной системы счисления в десятичную.
Структура урока
1.Организационный момент. 
2. Актуализация опорных знаний.(тест)
3.Повторение и обобщение знаний учащихся
4. Закрепление
5. Подведение итогов
6. Выставление оценок с комментированием
7. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие.
Проверка посещаемости
78740116205
II. Актуализация опорных знаний
366839582550
Тест с использованием Activote (10 вопросов, бальная система оценивания.)
«2» - 0- 3
«3» - 4- 6
«4» - 7- 8
«5» - 9-10
1) Система счисления это –
А)Представление чисел в экспоненциальной форме
Б)Представление чисел с постоянным положением запятой.
С)Способ представления чисел с помощью символов, имеющих определенное количественное значение.
2) В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся на:
А)Арабские и римские
Б)Позиционные и непозиционные
С)Представление в виде ряда и в виде разрядной сетки
3) Цифры – это:
А) Символы, участвующие в записи числа.
Б) Буквы, участвующие в записи числа;
С) Пиктограммы, участвующие в записи числа.
4.Самая простейшая система счисления называется
А) Унарной;
Б) Позиционной;
С) Непозиционной.
5.Основным недостатком непозиционных систем счисления является
А) Отсутствие 1;
Б) Отсутствие 0;
С) Отсутствие 10.
6. Двоичная система счисления имеет основание:
А) 10;                Б) 8;                С) 2.
7. Для представления чисел в шестнадцатеричной системе счисления используются:
А) цифры 0-9 и буквы A-F;
Б) буквы A-Q;                        С) числа 0-15.
8.В какой системе счисления может быть записано число 402?
А) в двоичной;        Б) в троичной;        С) в пятеричной.
9. Недостатком непозиционной системы счисления является:
А) сложно выполнять арифметические операции;
Б) ограниченное число символов, необходимых для записи чисел;
С) различное написание цифр у разных народов.
10. Даны системы счисления: 2-ая, 8-ая, 10-ая, 16-ая. Запись вида 352:
А) отсутствует в двоичной системе счисления;
Б) отсутствует в восьмеричной;
С) существует во всех названных системах счисления.
III. Повторение и обобщений знаний учащихся.
Эпиграф к уроку:  «Все есть число» - говорили Пифагорийцы.
Учитель: Как вы думаете, почему я выбрала такой эпиграф к нашему уроку? (Потому что мы изучаем тему «Системы счисления»; мы каждый день имеем дело с разными системами счисления). Ребята, мы научились переводить числа из разных систем счислений в другие и сегодня нам нужно закрепить и систематизировать знания по теме.
Класс делиться на две группы после выполнения задания «Жетон».
Задание 1. «Жетон» Деление на группы: учащиеся, переводят числа, используя алгоритм перевода в восьмеричную и в шестнадцатеричную систему счисления. Учитель выводит на экран правильные ответы. В соответствие с ответом учащиеся делятся и знакомятся со своим составом группы.
Перевести число 17310 в шестнадцатеричную систему счисления
Ответ: 17310=AD16.(группа шестнадцатеричных)

Перевести число 17310 в восьмеричную систему счисления
Ответ: 17310=2558. (группа восьмеричных)
Учитель: Лидерам групп предоставляется лист оценивания работы группы.
1
группа 3 задание 4 задание 4 задание 5 задание итого
Задание 2
Перевод десятичного числа в другую любую систему счисления
1 группа 2 группа
12410=х2 (11111002)17610=х2(101100002)
7610= х8 (1148) 25910=х8 (4038)
17410=х16 (АЕ16)17610=х16 (В016)
Результаты записывают в тетрадях.
Физминутка
Задание 3 «Волшебный сундучок»
Перевод десятичного числа в другие системы счисления
11012=х10 (1310) 11012=х10 (910)
278= х10 (2310) 348= х10 (2810)
Е316= х10 (22710)А416= х10 (16410)
Результаты изымаются из волшебного сундучка.
Задание 4
Перевод из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную с.с. (работа с триадами и тетрадами).
110101002=х81578=х2110101002=х16 15716=х2Результаты записывают в тетрадях
3393440120650Задание 5
1 группа
21590125730
2;2
2;13
10;13
7;11
10;9
2;9

2 группа «Рождение цветка»
Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.

Ответ:100100012= 145 дней
IV. Закрепление урока. Задание «Художники» эстафета
Возьмите цветные карандаши (6 цветов) с номерами в десятичной системе счисления. Задание: раскрасить рисунок соответствующим цветом.
100 – ЗЕЛЕНЫЙ
101 – ГОЛУБОЙ
110 - КРАСНЫЙ
111 – ЖЕЛТЫЙ
1000 – КОРИЧНЕВЫЙ
1001 – ЧЕРНЫЙ

V. Итог урока
Учитель:  Итак, где же применяются системы счисления в жизни?
- Что нужно знать, чтобы перевести числа из одной системы счисления в другие?
-Рефлексия:        - Какое задание было самым интересным?         - Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?         - С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? 
  VI.  Выставление оценок с комментированием.
Индивидуальный лист оценивания учащихся
№ п/пФ.И.
учащегося 1
2
3
4
5 6 итого
5374005147320
  VII. Задание на дом:
Решить задачу:
Один шестиклассник о себе написал так: «Пальцев у меня 24, на каждой руке 5, а на ногах 12». Как это могло быть? 2.
2.Выполнить арифметические действия:
а)    1011100 + 100101                             
б)    10011101 – 11110                             
в)    110101 . 1011