Рабочая программа дополнительного образования детей 10-14 лет Чудеса из полимерной глины

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 17










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЧУДЕСА ИЗ ПОЛИМЕРОНОЙ ГЛИНЫ»



Срок реализации: Три месяца.
Возраст учащихся 10-14 лет








·
·Составитель:
Воспитатель
Евсеева Ксения Сергеевна













Ижевск, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Чудеса из полимерной глины» составлена на три месяца обучения. При комплектовании групп учитывалась смена, в которую обучаются дети. В первый поток входят дети учащиеся 4-5х классов (школьные занятия посещают в первую смену, а кружковые занятия посещают во вторую смену), во второй поток набраны учащиеся 6-7 классов (школьные занятия посещают во вторую смену, а кружковые занятия посещают в первой половине дня.
Комплектование в группу детей одного возраста позволит руководителю построить занятия с учетом их возрастных особенностей, определить методику проведения занятий, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ.
Срок реализации 3 месяца (по 4 час в неделю), всего 44 часа.

Актуальность программы
Приобщение обучающихся к полезному, современному виду рукоделия. Лепка из полимерной глины является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Новизна данной программы состоит в том, что путем познания, изучения, художественного творчества, изготовления изделий дети не только научатся изготавливать оригинальные, стильные украшения, но и получат начальные навыки менеджмента.
Педагогическая актуальность. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Творческие занятия способствуют развитию фантазии, и освоив технику лепки из полимерной глины, возможно, детям захочется изготовить не только предложенные педагогом изделия, но и что-то ещё, будут привносить в каждую работу что-то от себя.
Образовательная программа «Чудеса из полимерной глины» имеет художественно-эстетическую направленность. Она призвана познакомить детей с особенностями лепки из полимерной глины.

Цель: Создать условия для развития каждого воспитанника к творческому самоопределению и самовыражению, через создание украшений из полимерной глины.
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний по основам цветоведения, формы предметов, пропорций; изучение и освоение техник лепки, приемов обработки полимерной глины.
Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха;
Воспитательные:
Привитие детям интереса к искусству
Воспитание трудолюбия, художественного вкуса, умения довести начатое дело до конца
Экономичное отношение к используемому материалу.
Развивающие:
Развитие моторных навыков, образного мышления, фантазии, творческих способностей.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение поделки, графических зарисовок и лепки. Техника выполнения таких изделий должна быть несложной, а время, затраченное на изготовление - минимальным, чтобы учащиеся могли быстрее увидеть результат своего труда. Это способствует развитию интереса к предмету, побуждает стремление к самостоятельности. Это изделие должно найти практическое применение в быту, оформление интерьера и т.д.

Формы и методы обучения и воспитания
Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Обучающиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками.
Из этого следует, что основная форма проведения занятий - практическая работа.
Форма подведения итогов реализации дополнительной программы. Итогом работы обучающихся являются выставки изделий, конкурсы разного уровня: внутри образовательного учреждения, районных, городских, республиканских и т.д.
Прогнозируемый результат.
Получая знания в кружке, дети не только могут связать свою дальнейшую профессию с декоративно-прикладным творчеством, но и просто получают умение справляться с любой поставленной перед ними задачей, учатся не бояться трудностей и доводить до конца любое дело. Это очень важные качества для любой профессии. 
Обучающиеся должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества.
Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых на занятии.
Безопасные приемы работы.
Начальные сведения о цветовом сочетании.
Основные рабочие приемы.
Должны уметь:
Подбирать инструменты и материалы для работы.
Изготавливать изделие.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Работать в парах и коллективно;
Копировать орнамент.
Программа модифицированная разработана на основе программы «Чудеса из полимерной глины» Якушевской Ю.Н.


Учебно-тематический план

Тема
Часы

1
Вводное занятие
2

2
Общие сведения о полимерной глине. Фурнитура
2

3
Инструменты и приспособления. Техника безопасности.
2

4
Основы цветоведения. Техника плавный переход цвета
2

5
Техника акварель
8

6
Техника филигрань
2

7
Исторический экскурс - сувенир
4

8
Техника соляная
2

9
Техника оттиск
2

10
Техника калейдоскоп
4

11
Техника миллефиори
6

12
Экскурсии на выставки декоративно-прикладного характера, на природу, в музей.
4

13
Первый шаг в менеджмент
2

14
Итоговое занятие
2


Итого
44


Календарно-тематический план на 2015 учебный год
Март

Тема
Часы

1
Вводное занятие. Знакомство с программой. Цель задачи программы. План работы. Знакомство с изделиями. Техника безопасности.
2

2
Общие сведения о полимерной глине. Фурнитура.
2

3
Инструменты и приспособления. Техника безопасности.


4
Новая тема: Основы цветоведения, техника плавный переход цвета.
2

5
Новая тема: техника филигрань. Изготовление кулона.
2

6
Новая тема: Исторический экскурс - сувенир. Изготовление сувенира "Микки Маус".
2


џ°Изготовление сувенира «Дракончики».
2

Итого за март
12


Апрель

7
Новая тема: техника калейдоскоп. Браслет «Крылышко бабочки»
2

8
Изготовление сувенира «Пёс Плуто»
2

9
Новая тема: Серьги «Грация».
2

10
Новая тема: техника соляная. Бусы «Крапинки».
2

11
Изготовление браслета «Бирюзовая волна».
2

12
Новая тема: заколка «Розы».
2

13
Новая тема: оттиск.
Комплект «Изящный» кольцо и кулон.
2

14
Изготовление броши «Лилия» с использованием техники плавный переход цвета.
2

Итого за апрель
16


Май

15
Изготовление кулона «Ажурный»
2

16
Новая тема: техника миллефиори. Изготовление сережек «Лимончики»
2

17
Изготовление кулона «Тортик»
2

18
Древесные мотивы
2

20
Экскурсии на выставки декоративно-прикладного характера, на природу, в музей.
4

21
Новая тема: менеджмент «первый шаг»
2

22
Итоговое занятие
2

Итого за май
16

Итого
44



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Вводное занятие.
Теория. Знакомство. Цель и задачи программы. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Знакомство с основными видами работ. Правила техники безопасности, дорожного движения, пожарной безопасности.

2. Инструменты и приспособления. Техника безопасности.
Теория. Инструменты и приспособления, используемые в работе. Необходимость соблюдения техники безопасности при работе с канцелярским ножом, булавками, духовым шкафом. Правила поведения во время занятий; организация рабочего места.
Практика. Диагностика. Рисование эскиза изделия.

3.Общие сведения о полимерной глине. Фурнитура.
Теория. История полимерной глины. Особенности материала, как выбирать полимерную глину и как с ней работать, организация рабочего места.
Практика. Диагностика. Лепка изделия по эскизу.

4. Основы цветоведения.
Теория. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон, цветовой оттенок, насыщенность. Тёплые и холодные цвета, ахроматические, хроматические, контрастные. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Температурный режим духового шкафа.
Практика. Изготовление бус в технике плавный переход цвета.

5. Изготовление браслета в технике акварель.
Теория. Показ образцов, или слайдов с образцами выполненных в технике акварель. Технический показ.
Практика. Освоение акварельной техники. Изготовление браслета. Наслаивание трех цветов, разрывание на мелкие фрагменты, налипание фрагментов на шарики-бусины, обсушивание в духовке на зубочистках. Лакирование.

6. Изготовление кулона в технике филигрань
Теория. Показ образцов, рассказ о технике филигрань, технический показ.
Практика. Изготовление кулона.

7.Исторический экскурс - сувенир.
Изготовление сувенира "Микки Маус".
Теория. История сувенира, его возникновение, беседа о значимости сувенира в жизни человека. Технический показ изготовления сувениров конструктивным способом, способом плавного перехода цвета.
Практика. Изготовление сувениров разными способами.

8.Бусы в соляной технике.
Теория. Показ образцов, рассказ о соляной технике, технический показ.
Практика. Изготовление бусин, сбор в бусы, закрепление замочков.

9. Техника оттиск. Кулон и кольцо.
Теория. Показ образцов, рассказ о технике оттиск, технический показ.
Практика. Изготовление кулона и кольца методом оттиск, изготовление бусин, сбор и скрепление деталей.

10. Техника калейдоскоп. Серьги и кольцо.
Теория. Показ образцов, рассказ о технике калейдоскоп, технический показ.
Практика. Изготовление комплекта способом калейдоскоп, лакирование, просушка, сборка украшений.

11.Техника миллефиори
Теория. Показ образцов, рассказ о технике миллефиори, технический показ.
Практика. Изготовление сережек способом миллефиори. Сборка украшения.

12. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного характера,
на природу, в музей.
Теория. Посещение выставок, знакомство с работами декоративно-прикладного искусства. Знакомство с национальными традициями удмуртского края.
Практика. Анализ работ. Обсуждение, Экскурсия на природу (наблюдение). Экскурсия в музей.

13. Итоговое занятие.
Практика. Организация выставки лучших работ учащихся.
Теория. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОГРАММЫ

Формы проведения занятий

Тема
Формы проведения занятий

1.
Вводное занятие
Беседа

2

Основы цветоведения. Техника плавный переход цвета
Беседа, практическая работа

3
Техника акварель
Беседа, практическая работа

4
Техника филигрань
Беседа, практическая работа

5
Исторический экскурс - сувенир
Беседа, практическая работа

6
Техника соляная
Беседа, практическая работа

7
Техника оттиск
Беседа, практическая работа

8
Техника калейдоскоп
Беседа, практическая работа

9
Техника миллефиори
Беседа, практическая работа

10
Экскурсии на выставки декоративно-прикладного характера, на природу, в музей.
Беседа, экскурсии

11
Итоговое занятие
Конкурсы, выставки



Методы обучения.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения такие как: рассказ, беседа, работа с книгой, журналом, объяснительно-иллюстративный метод, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, экскурсии.

Техническое оснащение и дидактический материал.

Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.
Инструменты и вспомогательные приспособления: канцелярский нож, скалка маленькая, круглогубцы, плоскогубцы, зубочистки, стеки, ролики, каттеры, досочка для лепки, фольга, пергаментная бумага.
Материалы: полимерная глина («цветик», «фимо», «сонет»), лак, клей, покрывная глазурь, краски, кисти, баночки под воду.
Фурнитура: ювелирная проволока (декоративные ленты, шнуры, цепочки, леска), швензы, штивты, замочки, булавки, основы для колец, бусины.
Специальная литература.
Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: образцы изделий, образцы заготовок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Круглова М. «Полимерная глина мастер-классы для начинающих» М.:Эксмо,2014.
Марунич Е. «Украшения и аксессуары из полимерной глины своими руками» М.: «Махаон»2012.
Дэвид Крэков – «Лепим из полимерной глины» 2005г.
Симоненко В.Д. – М.: Вентана – Графф, 2001.
Синди Холт-« Изделия и бижутерия из полимерной глины» 2008г.
Плимос Анна-«Полимерная глина. Чудесные поделки» 2008

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ.
Заголовок 115