Технологическая карта+ход урока «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»


1. Ф.И.О. учителя: Чиликина Ирина Александровна.
2. Класс: 2-3 Предмет:   русский язык  .
3. Тема урока:  «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»
4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок-закрепление пройденного материала.
5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): закрепить орфограмму "безударная гласная в корне слова", повторить
способ проверки данной орфограммы, развить коммуникативные навыки учающихся.
Характеристика этапов урока
Этап урока Цель Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД* Деятельность учителя Деятельность учающихся
Организационный Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу – – – Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Постановка темы и цели урока Подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока. На доске написаны слова: к...ток, в...дро, береза, пов...р, в... сна, спос...б, ст...нал, малина, з...лень.
Наблюдение, проблемная ситуация. Сравнение и группирование по признаку. Ф Организует диалог с учащимися, в ходе которого подводит к формулированию темы и цели урока. Сравнивают, анализируют слова, делят их на группы по заданному признаку.
Делают вывод. С помощью учителя формулируют тему урока.
Минутка чистописания. Тренировка руки, развитие мелкой моторики. Нужно выписать непроверяемые гласные из словарных слов в разной последовательности. Запись соединений с проговариванием.
Выделение и запись словарных слов. И Указывает объект наблюдения Проговаривание и письмо соединений, выбор последовательности букв.
  Например, аео ааео аааео.Создать свою цепочку.
Работа над закреплением пройденного материала Проверка знания правила, его понимания, через восстановление текста. Подведение детей к самостоятельному выводу способа проверки слов на изученное правило. Работа с правилом. На интерактивной доске записано неполное правило и предлагаемые пропущенные слова. Восстановление текста. Ф Даёт инструкции по выполнению задания. Восстанавливают текст. Объясняют способы проверки слов на изученное правило.
Словарно-орфографическая работа. Знакомство с новым словарным словом, определение родового понятия, развитие умения пользоваться словарём, развивать речь и память детей, показ значимости смысла слова, выразительность русского языка, умение слушать других, выражать свои мысли. На доске после составления появляется слово
КОРАБЛЬ
Работа над значением, правописанием с использованием словаря.
Большому кораблю – большое плаванье.
Работа над пониманием смысла, поиск изучаемой орфограммы, письмо по памяти. Составление слова из букв.(«Собери слово»)Наблюдение и анализ слова.
Рассуждение. Самостоятельная работа, рефлексия, самоконтроль. Ф/И Проводит инструктаж учащихся по работе со словарём и письму по памяти. Организует высказывание мнений. Составление слова. Работа со словарём.
Запись словарного слова, выделение орфограммы.
Работа с пословицей.
Объяснение смысла. Работа над выделением орфограмм.Запись по памяти.
Физкультминутка Здоровьесбережение Выполнение упражнений для глаз и тела. Ф Инструктаж Выполнение упражнений.
Закрепление изученного Умение формулировать задания по наводящим вопросам, выдвижение предположений.
Умение устанавливать смысловые связи между словами. Формировать умение работать в группе.
Умение находить нужную орфограмму(видеть её в словах), выявлять предложения по заданным условиям, осуществлять анализ и выбор. .На доске:
1 упражнение
Ночь-утро; (з...ма, м...роз, январ..., ос...нъ);
песня-глухой; (к...ртина, художник, ел...пой);
туча-дожд...; (дер...во, корен..., л...сточ...).
2 упражнение
Качает ветвями косматая серая сосна.
Дрозды поедают рябину, чернику. Вечерняя тишина висит над рекой.
Предполагается выбор и запись одного предложения , во всех словах которого (кроме предлогов) имеютсяпроверяемые безударные гласные в корне. Подбор к ним проверочных (в скобках). Установление смысловых связей, составление пар, применение изученного правила.
Выбор предложений в соответствии с поставленным условием.
Взаимоконтроль. 1 з.- Ф/Г/И,
2з.-Ф/И/П Подведение к формулированию задания.
Помощь(при необходимости в составлении пар слов). Организация групповой и индивидуальной работы.
Подводит к формулированию задания, объявление условия выбора. Производят сопоставление слов, устанавливают смысловую связь.
Работают в группе, делают выводы, комментируют их выделяют орфограммы, объясняют правописание слов..
Записывают одну из пар самостоятельно.
Дети выдвигают предположение по заданию, выбирают предложения по условию, объясняя выбор, записывают одно выбранное в тетрадь.
Осуществляют взаимопроверку в парах.
Подведение итогов Проговаривание алгоритма правописания слов с проверяемой безударной гласной в корне слова.
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом через рефлексию. Алгоритм правописания слов проверяемой безударной гласной в корне слова. Рефлексия, контроль Ф Определение порядка действий по правописанию слов с проверяемой безударной гласной в корне слова. Организация рефлексии. Проговаривают алгоритм. Сигнализируют свои впечатления фонариками. Для себя определяя задачи на будущее.
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). – Примеч. авт.
 
Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в
корне.
Цели: а) закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне ( закрепить орфограмму "безударная гласная в корне слова", повторить
способ проверки данной орфограммы);
б)развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;
в)воспитывать интерес к русскому языку.
Формируемые УУД
Познавательные: ориентирование в словаре, выполнение анализа предлагаемого материала, сравнение, группировка слов по заданному признаку, восстановление правила по памяти, объяснение понятий
Коммуникативные: выражение своих мыслей, обоснование своего мнения, работа в паре и группе, умение слушать других.
Регулятивные: формулирование цели деятельности с помощью учителя, проговаривание задания(деятельности на определённом этапе урока), высказывание предположения.
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей
ИКТ: интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Ход урока
I.Организационный.
Проверка готовности к уроку, психологический настрой
II. Формулирование учащимися темы урока, постановка цели.
На доске написаны слова: к...ток, в...дро, береза, пов...р, в... сна, спос...б, ст...нал, малина, з...лень, погода.
У. Внимательно прочитайте написанные на доске слова. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? Д. К первой группе можно отнести слова каток, ведро, повар, весна, способ, стонал, зелень. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.
У. Какие слова вы отнесли ко второй группе и почему?
Д. Ко второй группе можно отнести слова береза и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.
У. Еще раз посмотрите на написанные слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль.
Д. На доске написаны слова с пропущенной проверяемой безударной гласной в корне. Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне».
У. Какую цель вы бы поставили сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ.
Д. На прошлом уроке мы познакомились с правилом о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Значит, сегодня мы будем закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.
III. Минутка чистописания .
У. На минутку чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми
безударными гласными в данных словах. Какие это буквы?
Д. Это буквы а, о, е.
У. Составьте свою цепочку таких букв. Какие можно предложить варианты?
Д. Можно написать данные буквы сначала в прямом, затем в обратном алфавитном
порядке: аео оеа ....
Д. Можно написать цепочку из данных букв в прямом алфавитном порядке, при каждом
повторе увеличивая количество букв а на одну: аео ааео аааео .... И т.д. (Учитель
записывает на доске предлагаемые детьми варианты цепочек букв, обращая внимание на
их соединения.)
У. Напишите каждый свою цепочку до середины строки.
IV. Работа над закреплением пройденного материала.
Работа над восстановлением правила с использованием интерактивной доски.
У. Вспомните правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Восстановите его, вставив пропущенные слова.
Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
У. Напишите слова с проверяемыми безударной гласной в корне. Подберите к ним проверочные. (Работа выполняется, проверяется; еще раз повторяется правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.)
V. Словарно-орфографическая работа.
У. Новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовете сами. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемой безударной гласной в корне, с которыми вы работали во время повторения изученного материала. Какое это слово?
Д. Это слово корабль.
У. Подберите родовое понятие к слову корабль.
Д. Корабль-это транспорт.
У. Для чего он предназначен?
Д. Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде.
У. Скажите полностью, что такое корабль?(Работа по развитию речи, формулирование определения понятия, работа над значением слова.)
Д. Корабль-это транспорт предназначенный перевозки людей и грузов по воде.
У. А какие еще бывают корабли?
Д. Еще бывают космические корабли. На них люди летают в космос.
У. Найдите слово корабль в орфографическом словаре. Что можете сказать о его
написании? (Работа со словарём.)
Д. В слове корабль непроверяемая безударная гласная о, на конце ь.
У. Напишите слово корабль в тетради. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.
Прочитайте написанную на доске пословицу.
Д. Большому кораблю-болъшое плаванье.
У. Объясните его смысл. (Работа по развитию речи, выражение своих мыслей)
Д. Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать больше
возможности, чтобы он смог развивать их дальше и смог достигнуть больших успехов.
У. Напишите пословицу по памяти. (Учащиеся выполняют работу.)
Какое еще задание вы можете предложить с данной пословицей в соответствии с темой
урока?
Д. Надо найти в этой пословице слова с проверяемой безударной гласной в корне и
проверить их написание.
У. Выполните это задание.
В этой пословице слово большой (большому) с проверяемой безударной гласной.
Проверочное слово больше.
VI.Физкультминутка
Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Проведем физкультминутку. Я буду называть и показывать написанные на доске слова. Если в слове есть безударная гласная а, вы хлопаете. Если в слове есть любая другая безударная гласная, вы топаете. Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, дела, ночной, метет, земля, моря, семья. (Можно добавить гимнастику для глаз.)
VII. Закрепление изученного
Упражнение 1.(Работа в группах)
У. Сейчас мы выполним упражнение, задание к которому вы сформулируете сами. Для
этого прочитайте запись на доске.
Д. Ночь-утро; (з...ма, м...роз, январ..., ос...нъ);
песня-глухой; (к...ртина, художник, ел...пой);
туча-дожд...; (дер...во, корен..., л...сточ...).
У. Какое бы вы предложили задание?
Д. Установить, какая имеется смысловая связь между словами в левой части примера.Составить такую же пару из слов, заключенных в скобках.
Первая группа(ряд) работает над первой парой слов, вторая над второй, а третья над третьей.Запишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите пропущенные слова.У. Какие слова вы подобрали к первой паре? Обоснуйте свой ответ.Д. К первой паре ночь-утро можно подобрать слова осень-зима. После ночи наступаетутро, а после осени-зима. В слове зима проверяемая безударная гласная и. Проверочноеслово зимний. (Аналогичным способом выполняется все упражнение.)Ответ: песня-глухой;картина-слепой;
туча-дождь;дерево-листочки.
Упражнение 2
У. Продолжим нашу работу. Прочитайте написанные на доске предложения.
Д. Качает ветвями косматая серая сосна.
Дрозды поедают рябину, чернику. Вечерняя тишина висит над рекой.
У.Сформулируйте свое задание к ним. (Учащиеся составляют и сообщают классуварианты заданий. Если не прозвучит требуемый , то учитель предлагает свой вариант.)Выберите и запишите одно предложение , во всех словах которого (кроме предлогов) имеютсяпроверяемые безударные гласные в корне. Подберите к ним проверочные (в скобках).(Самостоятельная работа.)
У. Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте выполненное задание. (Работа в парах.
VIII.Итог урока.
У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
Д. Мы сегодня работали над правописанием слов с проверяемой безударной гласной в
корне.
У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной
гласной в корне?
Д. Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне,
надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
У. Кто считает , что хорошо усвоил изучаемую тему поднимите зелёный фонарик, кто сомневается и считает , что нужно ещё поработать над ней поднимите красный сигнал. (Рефлексия .)
Д.з. Составить алгоритм по правописанию проверяемой безударной гласной в корне слова с приведением примера.