Конспект урока русский язык ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

Урок 61 ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ
Педагогические цели
Способствовать развитию умений определять и писать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне, подбирать проверочные слова для слов с одной и двумя проверяемыми безударными гласными

Тип урока
Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)
Овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова

Личностные результаты
Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
Регулятивные: овладеют способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.
Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины
Корень слова; орфограмма-гласная, ударный и безударный звук; однокоренные слова, формы одного и того же слова; орфографический словарь; лексическое значение

Образовательные ресурсы
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Таблица «Безударные гласные в корне слова»


организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока
Формы, методы методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы контроля




осуществляемые действия
формируемые умения


I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Фронтальный. Словесный. Слово учителя
Приветствует учащихся.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Чистописание
Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо
– Выполните письмо по образцу: ид ав ви ил
Выполняют письмо по образцу
Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк
Правильное напи- сание

III. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, упр. 134)
Фронтальная. Словесный.
Беседа
Организует проверку домашнего задания, просматривает письменные работы
Зачитывают пары слов. Слушают ответы других
Р – осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения задания
Беседа по вопросам, письменные работы

IV. Актуализация знаний и способов действий.
Групповая, индивидуальная. Словесный, практи-
– Прочитайте тему нашего урока. Вы уже поняли, что сегодня мы снова будем работать с безудар-ными гласными в корне слова.
Слушают учителя, формулируют алгоритм действий в заданной учебной
П – понимают важность теоретических знаний для решения практической задачи; применяют терми-
Коллективный (чте-ние, устные ответы)

1. Воспроизве- дение порядка действий при проверке напи-сания безударной гласной в корне
ческий. Чтение, беседа, письмо
Поэтому предлагаю вспомнить алгоритм действий при встрече с ними:
1) Прочитать слово, понять его значение.
2) Найти способ проверки гласной (изменить слово или подобрать однокоренное).
3) Написать в корне проверяемого слова ту гласную, которая слышится под ударением в про- верочном
ситуации
ны при формулировке ответа.
К – следят за правильностью речевого оформления.
Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


2. Упражнение в распознавании трудных случаев обозначения безударных гласных в корне (комментированное письмо)
Коллективная. Практический. Письмо
Комментированная запись словосочетаний: побежать по тропе, обижать друга, примирить друзей, примерять платье, полоскать белье, приласкать малыша, седой дедушка, посидеть на крыльце
Выполняют запись в тетрадях вслед за комментирующим письмо учеником
Пр. – владеют орфографической зоркостью, исполь-зуют широкий словарный запас для решения учебных задач.
П – анализируют языковой материал с целью решения проблемной ситуации
Фронтальный. Комментированное письмо

V. Постановка учебной задачи
(учебник, упр. 197)
Фронтальная. Словесный.
Сообщение учителя, беседа, чтение. Письмо
– Выпишите из упражнения слова с выделенными буквами, подберите для каждого прове- рочное слово.
– Для какого слова
· недостаточно подобрать одно проверочное слово? (Холода.
·) Почему?
Слушают учителя, отвечают на вопросы, подбирают про-верочные слова, решают проблемные задачи, опираясь на имеющиеся знания
Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
Фронтальный, ответы на во-просы



– Как вы думаете, какое новое умение вы должны сегодня при-обрести? (Умение подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне.)




VI. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Словарно-орфографическая работа: слово с непроверяемым написанием «север»
Фронтальная. Словесный.
Сообщение учителя, беседа, чтение. Письмо. Словарно-орфографическая работа: слово с не-проверяемым написанием «север»
– Для какого слова из упр. 197 вы не смогли подобрать проверочное слово? (Север.)
– Объясните значение слова.
– Подберите к этому слову и запишите однокоренные слова
Осуществляют правописание словарных слов
Пр. – используют расши-ренный словарный запас для решения учебных задач, знают и соблюдают орфографические нормы.
Р – принимают учебную задачу, осуществляют поиск средств ее достижения, владеют навыками позна-вательной и личностной рефлексии.
К – активно используют речевые средства для решения учебных задач
Фронтальный, ответы на во-просы

2. Упражнение в правописании слов с двумя безударными гласными в корне слова (учебник, упр. 200, 201)
Фронтальная. Словесный. Наблюдение над правописанием и подбор однокоренных слов для про-
– Ознакомьтесь с заданием упр. 200 учебника. Приготовьтесь дать развернутый ответ к заданию
Устно выполняют упр. 200 учебника: определяют признак классификации слов на группы, подбирают проверочные слова для каждой
Пр. – умеют определять морфологическую принадлежность слов, отрабатывают умение производить морфемный разбор слов.
П – находят признак клас-сификации предметов,
Фронтальный, ответы на вопросы. Инди-видуальный, письмо, моно-


верки написания каждой безударной гласной. Словарно-орфографическая работа

безударной гласной корня
применяют свои знания при выполнении нестандартных заданий.
Р – принимают учебную задачу
логические ответы

Физкультминутка
Коллективная. Практический
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Вскинем наши пальчики,
Как ушками шевелят зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке
Правильное выполнение движений

VII. Закрепление знаний и способов действий
(учебник, упр. 201)
Индивидуальная. Практический. Письмо
– Самостоятельно выполните упражнение 201 (можно предложить выполнение по вариантам или по рядам).
– В упражнении вам встретилась строчка с однокоренными словами к слову берег. Выделите корень во всех этих словах. Какую особенность вы заметили? (В корнях происходит чередо- вание [г]–[ж].)
Письменно выполняют упражнение 201.
Производят морфемный разбор слов, находят ответ на про-блемный вопрос – выявляют чередование в слове. Делают вывод о единообразном написании гласных в корне родственных слов
Пр. – умеют определять морфологическую принадлежность слов, отрабатывают умение производить морфемный разбор слов.
П – находят признак клас-сификации предметов, применяют свои знания при решении нестандартных заданий.
Р – принимают учебную задачу
Письмо

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная. Словесный.
Беседа
– Закончите предложения:
Я сегодня узнал
Я научился
Мне было
Я рад
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока
Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Само-регуляция

Домашнее задание (рабочая тетрадь, упр. 136)
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития












13PAGE 15


13PAGE 14115




15