Внеклассная работа по русскому языку на тему: Обобщение знаний о глаголе Путешествие в город Глагольск (4 класс)


Внеклассное мероприятие по русскому языку в 4-м классе по теме "Обобщение знаний о глаголе "Путешествие в город Глагольск"
Цель:
Развивать умение обобщать знания по теме; формировать умение употреблять глаголы в речи;
Способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
Воспитывать любовь к русскому языку, используя занимательные упражнения и задания на уроке.
Оборудование: карточки, название станций, рисунки, паровозик Знаний, ребусы, фразеологизмы.
Ход занятия
У. - Ребята, сегодня мы отправляемся на паровозике Знаний в город Глагольск, но чтобы туда добраться путь будет нелегким, но я думаю, что мы справимся.
- Итак, отправляемся? (дети стоят).
Д. - Да!

У. - Первая станция Оргмоментная.
(учитель называет слова: спины, руки, тетради, ручки…)
- Вы меня поняли?
Д. - Нет!
У.- (Учитель называет другие слова: выпрямились, посмотрели, поздоровались, сели)- А теперь поняли?
Д. - Да.У. - Что объединяет слова второй группы? Д. - Это слова – глаголы.У. - Что мы называем глаголом?
Подъезжаем к станции Темо-урочной.
- Как мы смогли убедиться, без глаголов наша речь непонятна, бедна, а глаголы делают её ясной и более понятной. Сегодня мы с вами обобщим все, что уже узнали о глаголе.
У.- Отправляемся дальше и попадаем на станцию Временная.- На этой станции мы передохнем и выполним задание (задания написаны на клейких листочках и приклеены на доску около каждой станции).
Работа в парах:
Прошедшее время Настоящее время Будущее время
     
     
     
Распредели глаголы по временам:
Помогаю, писал, буду варить, сказал, поливаю, одел, найду, испеку, несла, буду петь, расскажу, убрал, напишу, стираю, съел, спишь, летим, читаете.У. - Как узнать, что глагол стоит в прошедшем времени?Д. - По суффиксу “Л”У. - Поехали дальше?Д. - Да!
У.- А на пути встретилась станция Лицо-число-родовая,- А здесь вот какое задание, только для учащихся I ряда.
Определите лицо, число, род глагола:
Глаголы Лицо Число Род
белеет      
вспоминают      
сверкал      
молчишь      
заговорю      
играли      
прилетел      
ходит      
голосовать      
У. - Глаголы какого времени изменяются по лицам и числам?Д. - Глаголы Н.В. и Б.В. изменяются по лицам и числам.У. - А, что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени?Д. - Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам, в единственном числе.У. - Ребята, вы устали?Д. - Конечно.У. - Давайте, выйдем из паровозика на природу и сделаем физминутку, так как у нас станция Физминутная.
Гнать, держать, смотреть и видеть,Дышать, слышать, ненавидеть,И зависеть, и вертеть, и обидеть и терпеть,И конечно, не забытьДва глагола – брить, стелить.
(Дети выполняют разные движения)
У. - А почему такая физминутка?Д. - В физминутке все глаголы – исключения.
У.- Отдохнули? Отправляемся в путь до станции Спрягательной. - А задание такое.
Работа в группах.
Распредели глаголы по спряжениям:
1 спряжение 2 спряжение
   
   
Встречать, грузить, зависеть, сверкать, держать, успеть, потушить, краснеть, ходить, обидеть, искать, бежать, укреплять, любить, учить, потерять.У. - Что же такое спряжение?Д. - Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.У. - Путешествие продолжается – станция Ребусовая.
- Ребята, задание такое – отгадать ребусы, на какие вопросы отвечают слова и что можно определить по этим вопросам? (ребус отгадывают и определяют вид глагола).

У. - А вот мы и подъезжаем к станции Нечастичная.
- Задание для учащихся III ряда.- В пословицу нужно правильно вставить частицу – НЕ –
Без правды ---------- живут, а только маются.Правда в огне --------- горит и в воде -------- тонет.---------правдою свет пройдешь, да назад воротишься.
У. - Как же пишется –НЕ- с глаголами?Д. - Раздельно.У. - А в каком слове частицу –НЕ- вы написали слитно?Д. - Неправдою, так как это имя существительное.
У.- Встречаем станцию Неопределенную.- А, что же здесь за задание?
Д. - Фразеологизмы.У. - Как сказать по-другому?
ОБВЕСТИ ВОКРУГ ПАЛЬЦА – ОБМАНУТЬ
ВЫБИТЬСЯ ИЗ СИЛ – УСТАТЬ
ЗАРУБИТЬ НА НОСУ – ЗАПОМНИТЬ
КЛЕВАТЬ НОСОМ – ДРЕМАТЬ
У. - Что вы можете сказать о глаголах – дремать, запомнить, устать, обмануть?Д. - Все глаголы в неопределенной форме и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
У.- Ну, и последняя станция Прощальная.- А здесь записочка: “Попрощайтесь с частью речи – глаголом”.- Прежде чем попрощаться, мы вспомним все морфологические признаки глагола.
Д. - Время, число, род, лицо, спряжение, вид.У. - Вот мы и оказались в городе Глагольске.
Итог занятия.
У.- Каким был путь к этому городу? - На какой станции вам больше понравилось отдыхать? - Давайте помашем рукой и скажем: “До свидания” нашей изученной части речи и будем ждать знакомства с новой частью речи русского языка.