Эффективность проведения интегрированных уроков при изучении русского языка и информатики


МБОУ «2 Кюлетская средняя общеобразовательная школа имени Н.А.Алексеева»
Авторы:
И.А.Филиппова:
учитель русского языка
и литературы
Е.Е.Иннокентьева:
учитель информатики
Эффективность проведения интегрированных уроков при изучении
русского языка и информатики
Вилюйск 2016 г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u 1. Введение PAGEREF _Toc446444826 \h 31.1. Актуальность PAGEREF _Toc446444827 \h 41.2. Концептуальность PAGEREF _Toc446444828 \h 52. Эффективность интеграции русского языка и информатики PAGEREF _Toc446444829 \h 62.1. Основа интеграции уроков русского языка и информатики PAGEREF _Toc446444830 \h 73. Заключение PAGEREF _Toc446444831 \h 94. Список использованной литературы PAGEREF _Toc446444832 \h 10Приложение PAGEREF _Toc446444833 \h 11

1. ВведениеПроблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики.
Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей; формирует познавательную компетенцию учащихся.
На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, компетентной. Но стоит учесть тот нюанс, что интегрированные связи между предметами школы разработаны и изложены противоречиво, существует много разногласий в понимании сущности этих связей.
Основываясь на опыте внедрения новых стандартов ФГОС в школах, интегрированные уроки, должны отвечать требованиям современного общества формированию целостного взгляда на мир, глазами современного человека.
В жизни современный человек, со временем сильнее осознает причастность информационных технологий ко всему, что происходит на земле. Важно дать учащимся единое представление о современном обществе и своем месте в нем, расширять их знания и умения по предмету дать понять широкую востребованность знаний языка и информатики.

1.1. АктуальностьРаботая в должности учителя русского языка и литературы меня, как и многих моих коллег интересуют вопросы: как оживить урок, поддержать интерес к предмету, активизировать мыслительную деятельность учащихся? В последнее время происходит резкое снижение интереса учащихся к русскому языку, к литературе, поэтому идет снижение грамотности и культуры учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности. Снижается уровень сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками.
Актуальность этой темы заключается в том, что процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – «современный человек» должен свободно владеть грамотным русским языком и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Применять свои знания в использовании ИКТ средств.

1.2. КонцептуальностьНеобходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе.
Одной из важнейших проблем является заметное снижение интереса учащихся к предметам гуманитарного и математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью русского языка и информатики. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточную продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика русского языка и информатики на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам.
Следующей проблемой, которая может быть решена в процессе интегрированного обучения, является несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий русского языка и информатики; выработки у них обобщённых умений и навыков.
Необходимо также отметить ещё один важный момент: интегрированное обучение призвано отразить интеграцию научного знания, объективно происходящую в обществе. Не освещать межнаучные связи или показывать их поверхностно было бы большим недостатком современной школы. Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать уровень знаний и познания по тем или иным темам, а также контролировать общее развитие учащихся.

2. Эффективность интеграции русского языка и информатикиИсходя из выше изложенного следует проводить интегрированные уроки русского языка и информатики, введение таких уроков дает возможность устранять некоторые возникающие в процессе обучения познавательные трудности, вызвать интерес у учащихся к изучению русского языка. Помимо этого, комплексный подход к обучению русскому языку на основе информатики позволяет решить и проблемы обучения самой информатике. При обучении информатике учащиеся сталкиваются с такими трудностями, как неграмотное оформление и форматирование текста. Этому способствует незнание разделов языкознания. Таким образом появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, и наглядно показать в действии взаимосвязь использования письменной речи, в мире информационных технологий и одновременно усилить мотивацию изучения русского языка и информатики.
Практика показывает, что многозначность научных терминов затрудняет восприятие учебного материала. Стоит согласовать некоторые темы из русского языка и информатики для закрепления пройденного материала, а также для их повторения. А противоречия двух отдельных предметов легко снимаются в интегрированном обучении, которое решает также ещё одну проблему — экономии учебного времени.

2.1. Основа интеграции уроков русского языка и информатики Методической основой интегрированного урока русского языка и информатики являются формирование знаний в осмыслении важности предметов, в усилении вовлеченности учащихся в ход урока, в не типичности решений проблем на основе логического мышления в решении заданий по русскому языку, в знании процесса работы на компьютере, как человека, владеющего языком. Умение применять знания по предметам в практической деятельности. В этой связи интегрированный урок имеет свою структуру:
Русский язык Информатика
Предметные - Формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации
понятие интерфейса; представление о компьютере как системе;
МетапредметныеПознавательные умения:
Коммуникативные умения:
Регулятивные умения: - ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;
- уметь аналитически мыслить, искать необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь отбирать необходимый материал из текста, делать выводы, вести самостоятельный поиск, выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать;
- уметь осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
- уметь участвовать в коллективном обсуждении вопроса;
- уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- уметь учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение;
- уметь уважительно относиться к точке зрения других, нести ответственность за успехи коллектива и свои лично.
- уметь концентрировать внимание, организовать рабочее место;
- уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- уметь преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели;
- уметь отвечать на вопросы по плану, анализировать свои достижения, самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- уметь оценивать результаты своей и чужой деятельности, контролировать оценку процесса и результат деятельности.
Личностные - уметь устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- уметь развивать интеллектуальные способности, логическое мышление в процессе решения задач, сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
- уметь работать самостоятельно.

3. Заключение
В конечном счете, после серии интегрированных уроков учащийся в совершенстве владеющий русским языком и ИКТ средствами будет более конкурентно способным в условиях современного мира, где развитие современных технологий идет в опережение образовательным стандартам и эти знания помогут в будущем быстрее адаптироваться, в самореализации как личности владеющей языком и ИКТ средствами.
Чтобы наглядно показать была создана краткая характеристика: в среднем в каждом классе среднего звена по 8 учащихся (4 мальчика, 4 девочки). При планировании урока были учтены любознательность, активность класса.
Ценность таких уроков заключается в том, что учащиеся пытаются решить стандартные математические задачи нестандартным способом – применяя современные компьютерные технологии и закрепление ранее изученного материала. Этим достигаются мотивационные цели – пробуждаются интересы к изучению предмета и показывают его нужность в современной жизни.
На уроках учащиеся показали хорошее владение языком и компьютером, также умение работать сплоченно в группах. Имеют опыт работы с пакетом программ Microsoft Office, также проявляется интерес к изучаемым темам.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся организован на «Закреплении материала» с помощью самоконтроля, также при выполнении заданий самоконтроля контролировались с помощью интерактивных игр, где в работе групп у детей как личности проявлялись хорошие коммуникативные качества, также слаженное логическое мышление при построении ответов сформулированные на хорошем языковом уровне.
Поставленные задачи интегрированных уроков русского языка и информатики в дальнейшем будут до конца изучены и будут основаны на опыте и в дальнейшем реализовываться полностью.

4. Список использованной литературы1. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной
школе на краеведческой основе. // Начальная школа. - 1991. - 8. - С. 48-51.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. - 1968. - С. 308.
3. Болдырев Н. И. и др. Педагогика. Учебное пособие для
студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, г
1968. - С. 115.
4. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.
// Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.
5. Ганелин Ш.И, Дидактический принцип сознательности. -
М.: Просвещение. - 1961. - С. 139.
6. Генике Е.А., Чапко Е.Е. Как построить интегрированный
курс (в школе). // География в школе. - 1994. - М 4. - С. 40-
43. 7. Герасимов С. 5. Познавательная активность и понимание.
// Вопросы психологии. - 1994. - № 3. -С. 14-15.
8. Гильманов Р.С. Трудовое воспитание младших школьников
на уроках русского языка. // Русский язык в башкирской школе. - 1985. - №5. - С. 45.
9. Глинская Е. А. , Титова 6.В. Межпредметные связи в обучении. – Тула. - 1980. - 44 с.
10. Григорьева И.А. Чтобы что-нибудь получилось, не обязательно долго мучиться. // Учительская газета. - 1998. - М
3. - С. 6-7.
Приложение
ПриложениеТехнологическая карта интегрированного урока по русскому языку и информатике и ИКТ
Учитель: Иннокентьева Е.Е., учитель информатики и Филиппова И.А учитель русского языка
Тема урока: «Имя существительное» и «Устройства компьютера»
Класс: 6
Автор учебника: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015; Информатика 6 класс (Босова Л.Л), русский язык 6 класс (Баранов М.Т, Ладыженская Л.А)
Тип урока: закрепление и систематизация знаний
Дидактическая цель урока: способствовать формированию УУД в процессе повторения, закрепления и проверки достижений планируемых результатов.
Межпредметные связи: русский язык и информатика
Планируемые результаты:
Русский язык Информатика
Предметные Формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации
понятие интерфейса; представление о компьютере как системе;
Метапредметные Познавательные умения:
Коммуникативные умения:
Регулятивные умения: ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;
уметь аналитически мыслить, искать необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи;
уметь отбирать необходимый материал из текста, делать выводы, вести самостоятельный поиск, выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать;
уметь осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
уметь участвовать в коллективном обсуждении вопроса;
уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
уметь учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение;
уметь уважительно относиться к точке зрения других, нести ответственность за успехи коллектива и свои лично.
уметь концентрировать внимание, организовать рабочее место;
уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
уметь преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели;
уметь отвечать на вопросы по плану, анализировать свои достижения, самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
уметь оценивать результаты своей и чужой деятельности, контролировать оценку процесса и результат деятельности.
Личностные уметь устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной информационной речи;
уметь развивать интеллектуальные способности, логическое мышление в процессе решения задач, сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
уметь работать самостоятельно.
Образовательные цели:
содействовать в усвоении и обеспечении знаний и способов деятельности;
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
развивать регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия;
развивать у детей исследовательские качества;
побуждать детей к самовоспитанию нравственных качеств;
воспитывать у детей чувства доброты, дружбы и товарищества.
Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, презентация, ПК 5 штук, карточки с заданиями, лист самооценки.
Используемые программные средства: презентация в PowerPoint.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Технология проведения Деятельность учителя Деятельность учеников Оборудование Формы работы Планируемые результаты
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока;
- уточнить тематические рамки;
- повторить ТБ при работе в кабинете информатики.
Деятельность учителя.
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Организует проговаривание девиза урока.
Организует уточнение типа урока.
Уточняет тематические рамки.
Проводит ТБ при работе в кабинете информатики, заполняет журнал ТБ Деятельность учеников.
Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока «Мало знать – надо уметь применять», определяют тип урока.
Повторяют правила ТБ при работе в кабинете информатики. Слайд №1
Слайд №2
Устный опрос Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II. Актуализация знаний. (3 мин)
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися. Учитель организует формулирование темы урока учащимися.
Постановка проблемной ситуации
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимся.
- Итак, цель нашего урока созвучна цели урока
Как называется тема нашего урока?
Записываем в тетрадь тему урока.
Какая цель нашего урока? С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Слайд №3 Устная работа Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство
III ЭТАП. Постановка учебной задачи (7мин)
Повторить изученный материал
- Обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке
- Научить грамотно выражать свои мысли Диалог с целью выявления проблемы, цели и темы урока.
Работа с презентацией.
На презентации дает материал для повторения Активно участвуют при повторении, высказывая свое мнение относительно каждого вопроса Слайд №4-13 Устный опрос Умение выражать свои мысли
Структурирование знаний
Учебное сотрудничество
IV ЭТАП. Разминка для глаз (1мин)
Снять усталость, поддержать эмоциональный настрой. Как вы себя чувствуете? Если устали, поднимите две ладоши, если не совсем, то одну.
Немножко отдохнем, и снимем усталость глаз Поднимают ладошки, показывая свою усталость.
Звучит спокойная музыка
Слайд №14 Коллективная Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
V ЭТАП. Закрепление ранее изученного материала (25 мин)
Закрепит ранее изученный материал Предлагает решение задачи, дает установку для выполнения
Задания №1-3 выполняют в тетради, после чего приступают к работе за компьютером Внимательно слушают учителя, делают записи в тетради, после чего приступают к выполнению заданий Слайд №16 Самостоятельная работа Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
VI ЭТАП. Самопроверка (3мин) Предлагает с помощью слайдов выполнить самопроверку и заполнить лист самооценки С помощью предложенных учителем слайдов самостоятельно проверяют свои работы и заполняют лист самооценки Слайды №17-20 Самопроверка Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера
VII ЭТАП. Рефлексия, подведение итогов (3мин)
Совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Задает вопросы:
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями?
- Кому нужно еще потренироваться?
- Какое у вас настроение сейчас?
- Изменилось ли оно?
Отвечают на вопросы Слайд №21 Коллективная работа Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия
VIII ЭТАП. Домашнее задание (1мин) Сообщает домашнее задание
Прощается с детьми Записывают задание в дневник. Задают вопросы по Д/З (если что-либо не понятно).
До свидания! Слайды №22-23
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Краткая характеристика класса: в классе 7 учащихся (5 мальчиков, 2 девочки). Из них 1 – на «5», 4 – на «4», 2 – на «3». При планировании урока были учтены любознательность, активность класса.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:
Русский язык Информатика
Предметные Формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации
понятие интерфейса; представление о компьютере как системе;
Метапредметные Познавательные умения:
Коммуникативные умения:
Регулятивные умения: ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;
уметь аналитически мыслить, искать необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи;
уметь отбирать необходимый материал из текста, делать выводы, вести самостоятельный поиск, выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать;
уметь осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
уметь участвовать в коллективном обсуждении вопроса;
уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
уметь учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение;
уметь уважительно относиться к точке зрения других, нести ответственность за успехи коллектива и свои лично.
уметь концентрировать внимание, организовать рабочее место;
уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
уметь преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели;
уметь отвечать на вопросы по плану, анализировать свои достижения, самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
уметь оценивать результаты своей и чужой деятельности, контролировать оценку процесса и результат деятельности.
Личностные уметь устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной информационной речи;
уметь развивать интеллектуальные способности, логическое мышление в процессе решения задач, сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
уметь работать самостоятельно.
Считаю, что главный этап урока – это закрепление ранее изученного материала. Ценность этого урока заключается в том, что учащиеся пытаются решить стандартные математические задачи нестандартным способом – применяя современные компьютерные технологии. Этим мы достигаем мотивационной цели – пробуждаем интерес к изучению предмета и показываем его нужность в реальной жизни.
На уроке ученики показали хорошее владение компьютером, умение работать в группе с пакетом программ Microsoft Office.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся организован на V этапе «Закрепление материала» с помощью самоконтроля, также выполнение заданий и самоконтроля контролировала сама, подходя индивидуально каждому ученику.
Поставленные задачи урока удалось реализовать полностью.