ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16 ст. Георгиевской»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Реализация творческих проектов в начальной
школе при изучении окружающего мира».
Фурмановой
Елены Владимировны,

учителя начальных классов.
Реализация творческих проектов в начальной
школе при изучении окружающего мира.
Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно - познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов. Для меня представляет интерес его использование креативного характера процессу изучения окружающего мира, развитие у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской.
Данная проблема обусловила направление и тему моего исследования: «Реализация творческих комплексных проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Цели:
Определить возможности использования проектной технологии в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы по окружающему миру;
Разработать и реализовать творческий комплексный проект;
Выявить уровни сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности у учащихся.
Теоретический этап исследования включал изучение методологических основ организации и реализации технологии проектной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе и определении возможных направлений использования данной технологии при изучении курса окружающего мира в начальной школе.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:
Подготовительный этап включал разработку творческого комплексного проекта, знакомство учащихся и родителей с проектной технологией;
Формирующий этап предусматривал реализацию проекта с учащимися начальных классов, а также выявление уровня сформированности коммуникативной, информационной компетентностей и компетенции решения проблем в проектной деятельности;
Контрольный этап предполагал определение динамики продвижения учащихся, анализ результатов опытной работы.
Исследование проходило на база МОУ СОШ № 16 ст. Георгиевской.
Название проекта : «Телеканал Старика-Годовика». Данный проект был реализован в 4Б классе.
Проект:
интегрированный (взаимосвязь экологического, валеологического, фенологического и эстетического компонентов) и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
долгосрочный состоит из блоков: осень, зима, весна, лето, каждый из которых может реализовываться автономно, в виде краткосрочных и среднесрочных проектов ( что я и осуществила, разработав и выполнив проект по блокам : зима и весна);
предполагает работу творческих групп по интересам;
совмещает урочную и внеурочную работу при изучении курса окружающего мира;
комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно- поисковый, природоохранный, здоровьесберегающий);
применение в разных сферах: школа, семья, досуг.
Цели проекта: расширить систему представлений и первоначальных понятий о природе в разное время года, создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.
Структура проекта:
эколого-фенологический компонент:
-блок «Зима»: выявление признаков наступления зимы в природе, предсказание по народным приметам; поиск информации о способах зимовки диких животных, подкормка зимующих птиц;
-блок «Весна»: определение основных признаков весенних изменений в природе, предсказание природы по народным приметам; наблюдение за ростом растений (развитием почек, облиствением, цветением), встреча перелетных птиц (изготовление скворечников), природоохранная акция «Защитим первоцветы»;
валеологический компонент;
-блок «Зима»: поиск информации о средствах, способах и методах сохранения и укрепления собственного здоровья ( о закаливании, витаминах, значении зарядки и спорта, о профилактике простудных заболеваний и пр.), соблюдение мер безопасности на зимних водоемах;
-блок «Весна»: подбор информации об использовании целительных свойств растений (подорожник, чистотел, ромашка и др.), отработка умений в оказании первой медицинской помощи при ушибах, порезах и пр., закрепление представлений о правилах гигиены: правильном выборе одежды, значении чистого и проветриваемого помещения для здоровья т. п.
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект.
Перед реализацией проекта с учащимися была проведена беседа: « Я выполняю проект», в ходе которой шло обсуждение вопросов: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его продукт, что значит презентация проекта. Поскольку ранее учащиеся не участвовали в проектной деятельности, я сама предложила им структуру проекта «Телеканал Старика -Годовика». В основном все учащиеся заинтересовались данной деятельностью, но и были такие которые насторожились.
На одном из собраний родители были ознакомлены с методикой организации проектной деятельности детей и совместными усилиями определили оптимальные форы их возможного участия: помощь советом, творческими идеями, информацией, проявление заинтересованности как возможный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности детей.
Второй этап (планирование деятельности).
Для реализации проекта учащиеся разделились на творческие группы по интересам. Четыре группы представляли собой редакционные советы телевизионных программ «Телеканала Старика- Годовика» и пятая группа: зрители – готовили вопросы для эфира каждой телепередачи. Все редакции готовили свою программу и сценарий:
« Прогноз погоды» - телепередача об основных признаках сезонных изменений в неживой природе, календаре народных примет.
«Клуб путешественников»- телепередача о состоянии почвы, водоемов и растений в разное время года.
« Диалоги о животных» - телепередача о сезонных изменениях в жизни животных.
« Здоровье»- телепередача о технологиях укрепления здоровья в разное время года и способах оказания первой медицинской помощи.
Третий этап (практически- деятельностный).
Были выделены основные направления поиска информации в учебной и научно- популярной литературе. Каждая группа выполняла задания, которые были определены путем совместного обсуждения:
Редакция программы «Прогноз погоды»:
-блок «Зима»-составляет картотеку народных примет: «Шкатулка зимних примет», оформляют «фенологическое дерево»- зимнее явление в природе;
-блок «Весна» - оформляют «Букет осенних примет» и фенологическое дерево» - весенние изменения в природе, проводят репортажи с улиц станицы.
Редакция программы «Клуб путешественников»:
-блок «Зима» - готовят фотоальбом «Зимушка-зима» с зимними пейзажами;
-блок «Весна» - выполняют рисунки на тему «Приход зимы», наблюдают за ростом растений, обобщают основные признаки весны в природе.
Редакция программы« Диалоги о животных»:
-блок «Зима»- организует выставку детских книг «Как зимуют дикие животные», готовят сообщения о зимовке различных животных;
-блок «Весна»- готовят сообщения на темы «Жизнь зверей весной», «Встреча птиц». «Насекомые весной».
Редакция программы «Здоровье»:
-оформляют журнал «Здоровье» (выпуски «Зима» и «Весна»).
Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).
Итог проекта- прямой эфир «Телеканала Старика- Годовика», который в своих передачах рассказывает об определенном времени года.
Реализация проекта и его презентация.
Блок «Зима» был реализован в течение месяца. Принимая во внимание, что учащиеся ранее не участвовали в реализации проекта, им требовалось уделить больше времени и внимания. Проводились беседы и консультации с учащимися, испытывающие затруднения при выполнении поставленной проблемы.
Была оказана помощь группе «Клуб путешественников» при изготовлении фотоальбома: организованна экскурсия по окрестностям школы и станицы, выбраны объекты для съемки, предложены разные формы оформления фотоальбома. Также была оказана помощь группе «Здоровье» в издательстве журнала: предложены рубрики: закаливание, правильное питание, употребление витаминов, зимние виды спорта, подбор одежды для прогулок и занятий спортом.
Группе «Прогноз погоды» были даны рекомендации по оформлению картотеки зимних примет и «фенологического дерева», предложены источники необходимой информации.
У группы «Диалоги о животных» выполнение заданий не вызвало затруднений. Учащиеся творчески подошли к выполнению своей работы; по указанным мною источникам нашли нужную информацию, подготовили сообщения и изготовили книжки- раскладушки: «Как зимует белка (медведь, лиса, заяц, ежик, лягушка)» и др.
Презентация первой части проекта
(блок «Зима») осуществлялась в форме прямого эфира «Телеканала Старика- годовика».
Цели: обобщить признаки замы как времени года, увидеть красоту природы в зимнее время года, совершенствовать навыки групповой работы, развивать творческое мышление и способности.
Оборудование : афиша телеканала, таблички с названиями телепередач, папки с заданиями для редакций, дипломы, иллюстрации, магнитофон.
К мероприятию учащиеся вместе со мной разработала сценарий. От каждой группы были выбраны ведущие программы, которые представляли результаты своей творческой деятельности.
Затем редакциям были предложены различные задания с целью проверки уровня знаний учащихся по теме проекта. Учащиеся правильно выполнили все предложенные задания, а так же смогли ответить на вопросы зрителей. Например, задания для редакций.
Редакция программы «Здоровье».
Как нужно питаться и подбирать продукты в зимнее время года?
Как необходимо одеваться зимой? Чем отличается одежда для прогулок и одежда для занятий спортом?
Какими видами спорта можно одеваться зимой?
Назовите способы и правила зимнего закаливания.
Какие народные средства профилактики и лечения простуды вы знаете?
Редакция программы« Диалоги о животных».
Как зимует белка (медведь, лиса, заяц, лягушка)?
Какие животные впадают в спячку и почему?
Какие птицы ?
Какие животные Ставропольского края занесены в Красную книгу?
Как охранять исчезающих животных?
Редакция программы «Клуб путешественников».
Какой вы увидели почву в зимнее время года?
Как выглядят водоёмы зимой, в чем экологическая роль ледяного покрытия? Перечислите водоемы нашего района.
Назовите изменения, происходящие в жизни растений в зимнее время года: какими мы видим хвойные и лиственные растения зимой, почему лиственные растения сбрасывают листву?
Опишите зимний лес. Чем отличается его состояние от другого времени года?
Какие меры безопасности нужно соблюдать зимой на водоемах?
Редакция программы «Прогноз погоды».
О каких месяцах так говорят и почему: году - начало, зиме - середина; зиму замыкает - новому сезону дорожку прокладывает.
Назовите главные признаки наступления зимы в природе.
Определите, какая будет весна по состоянию природы в зимнее время по народным приметам:
- Если в феврале сильные морозы- весна будет… (ранняя).
- Длинные февральские сосульки сулят весну… (долгую)
- Начало февраля погожее – и весну жди… (раннюю и прогожую)
- Февраль богат снегом , апрель… (водою)
Вопросы телезрителей:
Редакция программы «Здоровье».
- Как проявляется недостаток витаминов в организме и как себя обеспечить витаминами зимой?
Редакция программы« Диалоги о животных».
-Как можно помочь птицам перенести холодную зиму?
Редакция программы «Клуб путешественников».
- В каком состоянии находятся водоемы в черте нашего города?
Редакция программы «Прогноз погоды».
- Назовите приметы наступления морозной погоды?
Во время подготовки и выполнения редакциями заданий группе зрителей были предложены загадки и ребусы о зимних природных явлениях.
Вторая часть проекта – блок «Весна»- была реализована в апреле. Учащиеся приняли участие в проведении праздника «Встреча птиц» и природоохранной акции «Защитим первоцветы». Выполнение второй части проекта не вызвало затруднений , потому что учащиеся четко представляли конечный результат проекта. Они достаточно хорошо показали умение осуществлять подготовку к проекту, находить нужную информацию, готовиться к его презентации.
Группа «Прогноз погоды» самостоятельно оформила «Букет весенних примет» и «Фенологическое дерево», также попыталась провести «Весенние репортажи». Учащиеся опрашивали одноклассников об изменениях природы весной. Итоги репортажей были представлены на презентации.
Группа «Диалоги о животных», как и в первой, части проекта, самостоятельно подготовила доклады: «Жизнь зверей весной», «Насекомые весной», «Птицы прилетели».
Группа «Клуб путешественников» выполнила творческое задание: нарисовала несколько рисунков, где отразила свои впечатления о приходе весны и наблюдения за ростом растений (сделала подробные зарисовки изменений растений и сочинила сказки природоведческого и экологического содержания).
Группа редакции «Здоровье» оформила второй номер журнала «Здоровье», продумав его тематические рубрики: значение чистого и проветриваемого помещения для здоровья, обработка ссадины, оказание первой помощи при ушибе, лечебные травы и цветочные ароматы.
Презентация второй части проекта
также осуществлялась в виде прямого эфира «Телеканала Старика- Годовика». Помимо выполнения предложенных заданий и ответов на вопросы зрителей учащиеся каждой творческой группы попытались «защитить» свой проект.
Им был предложен план выступления:
Сформулируйте основную идею вашей программы.
Каков результат вашего проекта?
Какие материалы использовались при выполнении проекта?
Достаточными ли знания вы обладали или было необходимо их пополнить?
Насколько комфортно вы себя чувствовали при подготовке своей программы и её презентации?
Достаточно ли было времени для реализации проекта?
Кто вам помогал, и в чем заключалась помощь?
Какие комментарии вы получили по оценке вашего участия в проекте от родителей, сверстников, учителя?
Можно ли улучшить ваш проект, и какие направления хотелось бы выделить для дальнейшей работы?
Динамика продвижения учащихся.
По моим наблюдениям данный проект нашел значительный эмоционально – познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически- развивающих задач.
Первая часть проекта. После её реализации учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Насколько нравится тебе участвовать в реализации проекта?» Варианты ответа на него:
А) занимаюсь с удовольствием;
Б) нравится;
В) не очень нравится;
Г) мне совсем не нравится;
Д) все равно.
из которых ученик должен выбрать только один. Ответы распределились так:


Так же учащиеся оценили свое отношение к творческому проекту. Вопросы были следующие:
А) проект интересный;
Б) нужный;
В) непонятный;
Г) трудный.

Результаты исследования показали, что не все учащиеся поняли суть и методику выполнения проекта, поэтому у некоторых проектная деятельность вызвала беспокойство, а для других была трудной и непонятной.
На данном этапе работы по результатам педагогического наблюдения я определила уровень сформированности у младших школьников ключевых компетентностей. К таковым я отнесла: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результата), информационная (поиск и обработка информации) и коммуникативная ( письменная коммуникация, устная презентация, продуктивная коммуникация- работа в группе), которые проявляются в проектной деятельности и отражают готовность к ней.
После реализации первого блока проекта «Зима» у учащихся были частично сформированы ключевые компетентции. В основном преобладал низкий уровень работы с информацией и частично средний по решению проблемы и коммуникации.
Вторая часть проекта. После повторного участия в проектной деятельности уровень компетентностей учащихся повысился. Частично проявился высокий уровень при характеристике компетенции решения проблем и средний по информационной компетенции, однако критерии коммуникации остались без изменения. На мой взгляд, для повышения уровня коммуникативной компетентности необходимо многократное участие детей в проектной деятельности и включение в уроки методов деятельностного подхода в обучении: тренинги, деловые игры, дискуссии, групповая работа и пр.

На контрольном этапе опытной работы учащиеся опять ответили на вопрос: «Насколько нравится тебе участвовать в реализации проекта?» Варианты ответов на него несколько изменились:

Учащиеся повторно оценили свое отношение к творческому проекту. По сравнению с предыдущими ответами динамика положительного отношения к данному виду работы налицо:

Не было таких ответов как проект «непонятный» или «трудный».
Было определено, какой этап реализации проекта ученикам понравилось осуществлять больше всего. 73 % учащихся на первое место поставили презентацию проекта, что свидетельствует о положительном отношении к участию в творческом представлении результатов проделанной работы, стремление к самовыражению и самореализации. 10,5 % учащихся на первое место поставили информационно-поисковую работу, работу с дополнительной, научной литературой. 15,7 % учащихся более интересной выбрали оформительскую работу.

После завершения работы над проектом учащиеся поделились своими впечатлениями с одноклассниками и со мной. В своих отзывах мои учащиеся отметили не только свое эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, объяснили, чему она их научила, какие были трудности и достижения.
Таким образом анализ полученных результатов после проведения контрольного этапа опытно-экспериментальной работы показал , что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.
Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.
Особо подчеркну, что формирование выделенных мной ключевых компетентностей, проявляющихся в проектной деятельности (коммуникативная, информационная, решение проблемы), является необходимым условием для успешного применения проектного метода в начальной школе.
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Учитывая, что данный курс охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира, в его рамках можно использовать разнообразные проекты. Опытная работа показала, что учащимся нравятся проекты, которые носят комплексный характер, так как есть возможность выбрать деятельность по своим личным интересам.
Список использованной литературы.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М., 2004.
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. М., 1991.
Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. Ставрополь,2006.
Новолодская Е.Г., Реализация творческих проектов при изучении природоведения. Начальная школа.2008. №1.
Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. Начальная школа.2008. №9.