Выступление на III республиканской научно-практической конференции «Одарённые дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»


Работа с одарёнными детьми.
О.П.Мартынова,
учитель начальных классов
МБОО «Чувашско-Безднинская нш-дс» ДМР РТ
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. А это в свою очередь говорит о том, что среди школьников много талантливых и одарённых детей. Просто надо их вовремя выявить и с ними работать. Помочь им проявить себя. Так как одарённые, талантливые   дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.        Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе. Для полной ясности ситуации учителю необходимо тактично выявить особенности семейной атмосферы, в которой воспитывается ребёнок.
Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. 
Выявление одаренных детей – процесс достаточно трудный.
     Во-первых, потому, что в семье на разных этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания – видеть своего ребенка таким, как все.
Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т. д. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.
 В-третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть “белой вороной” и их творческие возможности со временем нивелируют.
 Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.
Работа с интерактивной доской, документ - камерой способствует концентрации внимания, улучшает восприятие информации учащимися, вызывает дополнительный интерес к предмету. Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности. 
Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает  у учащихся стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности.
Свои проекты дети создают и во внеурочное время на ноутбуках, которые находятся у нас на партах или они заранее по данной тематике готовят и собирают информацию, материал, а потом в группах выполняют проекты, или индивидуально создают свой проект, защищают их. Обучающие, развивающие, познавательные ресурсы организуют исследовательскую работу детей, тренируют внимание, память, мышление. Следующей формой работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых  знаний.
На занятиях внеурочной деятельности дети изучают объекты, фотографируют, вносят изменения в полученные фотографии, наносят подписи и указатели, копируют части изображения. Применение  дидактических игр «ЛЕГО» предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, мышление, память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность. Наши учащиеся участвуют в разных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и смотрах. Они победители и призёры. И после окончания школы они продолжают проявлять свою одарённость.
 В итоге  хочу сказать:  «Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения».
Список использованных источников.
Биржева М.А. Проектирование в работе с одарёнными детьми младшего школьного возраста / М.А.Биржева // Начальная школа. – 2007.- №3. – С.42-45.
Матвеева Л.В. Одарённый ребёнок в кругу сверстников и взрослых /Л.В.Матвеева // Начальная школа. – 2003.- №6. – С.19-21.
Усманова Л.С. Подготовка студентов педагогического колледжа к обучению одарённых детей / Л. С. Усманова // Начальная школа. – 2008. - №7. – С.88-91.