Значение периода адаптации в процессе профессиональной реабилитации взрослых инвалидов

Значение периода адаптации в процессе профессиональной реабилитации взрослых инвалидов
Н. М. Литвинова, социальный педагог
В процессе профессиональной реабилитации инвалидов в ПРЦ выделен этап адаптации обучающихся к учебному процессу продолжительностью один месяц. Это период наиболее интенсивной работы сотрудников отделения социально-психологической реабилитации и медицинского сопровождения (ОСПР и МС), преподавателей и классных руководителей с учащимися.
Потребность более пристального внимания к обучающимся в самом начале обучения обусловлена необходимостью преодолеть их "социальную депривацию", устранить чувство недоверия, дать ощутить благоприятную психологическую макросреду учебно-реабилитационного учреждения, помочь установить межличностные контакты как с преподавателями так и с учащимися в группах, состав которых неоднороден и сложен (различие в возрасте, образовании, социальном положении, приобретенном трудовом и жизненном опыте, степени ограничения трудоспособности).
В этот период специалисты центра продолжают более глубоко изучать социально-психологические особенности обучающихся, выявляются потребности в индивидуальной работе с ними.
Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности, поступившие в ПРЦ, как правило, имеют проблемы, связанные с замедлением процесса общего развития, сужением круга их общекультурных и жизненных интересов, изменением личностных качеств.
Заболевших в детстве во многих случаях характеризует низкий уровень коммуникативной культуры вследствие недостаточного опыта общения.
Таким образом, целью адаптационного периода является решение таких задач как:
- развитие социальной компетентности обучающихся, под которой понимается способность к групповой деятельности и сотрудничеству, умение общаться и формировать круг общения, нахождение каждым своей наиболее комфортной психологической ниши;
- повышение общей самооценки, если это требуется;
- формирование и усиление мотивации к образовательной деятельности, к самореализации;
- стабилизация психоэмоционального состояния.
Дополнительно решаются задачи:
- выявление лидеров в группе, самоопределение коллектива;
- знакомство с подразделениями ПРЦ;
- приятие особенностей образования в ПРЦ, роли службы сопровождения.
Социальным педагогом совместно с психологом еженедельно выявляется "группа риска" из числа обучающихся, имеющих проблемы с успеваемостью в силу различных причин. Критерии формирования "группы риска" имеют психологические, социальные и медицинские аспекты. Эти учащиеся требуют повышенного внимания психологов и социальных педагогов. Изменение в составе "группы риска" происходит еженедельно. Такая работа ведется и в дальнейшем в течение всего периода обучения и позволяет оперативно решать проблемы успеваемости и посещаемости занятий.
Все социально-психологические реабилитационные мероприятия проводятся социальными педагогами и психологами в тесном взаимодействии с преподавателями, медицинскими работниками и направлены на успешное усвоение учебных программ и способствуют личностному развитию обучающихся.
Социальный педагог, во время ежедневных обходов учебных групп, проводит мониторинг посещений занятий учащимися, психологического климата в группах, самочувствия обучающихся, и, при необходимости, привлекает других специалистов для решения возникающих проблем.
В целях повышения эффективности профессиональной реабилитации организованы реабилитационные команды - группы специалистов ПРЦ, объединенных для выработки и проведения комплекса реабилитационных мероприятий в процессе профессионального обучения.
В состав реабилитационной команды входят: социальный педагог - координатор реабилитационной команды; педагог-психолог; классный руководитель учебной группы; врач. На заседании реабилитационной команды подводятся итоги успеваемости обучающихся, посещаемости занятий, разрешения возможных конфликтных ситуаций, обсуждается возможность социального обеспечения, вопросы отчисления и перевода в другие группы, предоставления академического отпуска, организацию досуга.
Социальная реабилитация в ПРЦ, помимо сопровождения учебного процесса, предполагает и другие направления деятельности социальных педагогов, связанные с организацией социальной защиты инвалидов, досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятий.
У большинства инвалидов, проходящих профессиональное обучение в ПРЦ имеются различные психические нарушения и расстройства, дисгармония в психическом развитии, неадекватное восприятие социальных ролей. Эти нарушения формирует такую жизненную позицию, стиль поведения, общения, который затрудняет их успешную социализацию (профессиональную, бытовую, семейную и т. п.), даже при наличии профессиональных навыков.
Это обстоятельство определяет задачи социально-психологического сопровождения, такие как:
повышение социальной и коммуникативной компетентности обучающихся;
помощь в осознании желаний и возможностей, укреплении адекватной самооценки;
содействие принятию обучающимся на себя ответственности за свою жизнь и усиление мотивации достижения успеха вместо мотивации избегания неудач;
психологическая помощь и поддержка в стрессовых и кризисных ситуациях, укрепление веры в себя, помощь в задействовании внутренних ресурсов;
повышение мотивации к трудоустройству и построение успешной профессиональной и жизненной карьеры;
помощь в построении обучающимся индивидуального плана обучения, согласующегося с его важнейшими жизненными целями;
приобретение конкретных навыков эффективного поиска работы.

15