Разработка занятия по русскому языку в 5 классе в рамках недели русского языка и литературы.Путешествие Вини Пуха и его друзей в страну

Бредихина Лариса Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУДячкинской СОШ Тарасовского района Ростовской области.



Разработка занятия
по русскому языку в 5 классе
в рамках недели русского языка и литературы.

Путешествие Вини Пуха и его друзей в страну
«Русский язык»

Форма занятия: урок – путешествие.
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – иллюстративный, частично-поисковой, исследовательский; по способам организации осуществления познавательной деятельности – словесный и наглядный.
Приёмы обучения: приём работы с наглядностью, беседа, приёмы письменно-графической организации материала., работа с компьютерной презентацией
Средства: речь учителя, диалог с учащимися, компьютерная презентация
Оборудование: презентация, портреты писателей, карточки-жетоны.

Цели: 1)показать детям красоту родного языка;
2)прививать интерес к изучению русского языка;
3)воспитывать любовь к слову;

Ход занятия.
Слово учителя.

- Дорогие друзья! В школе продолжается неделя русского языка.
Сегодняшнее занятие у нас не совсем обычное. В гостях у нас сказочный герой Вини Пух со своими друзьями. Они – иностранцы, не совсем овладели русским языком , но им очень этого хотелось . Поэтому мы должны им в этом помочь.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил : «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно- бойкий и живой.» ( слайд 1)

Как будто продолжает его высказывание русский писатель И.С.Тургенев : «Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в умелых руках оно в состоянии совершить чудеса!» ( слайд 2)

Я, думаю, что мы возьмем на вооружение эти слова и поможем Вини Пуху и его друзьям.(слайд 3)

Наш класс разделен на команды – «Алфавит» и «Абвгдейка»
Команды, представьте, пожалуйста, ваших капитанов.
Домашним заданием было сочинение-миниатюра «Что такое русский язык» (слайд 4)
За правильно выполненное задание команда получает карточку с изображением наших гостей, победит та команда , которая соберет больше всего карточек.


Послушаем представителей команд и поможем персонажам- нашим гостям. ( чтение работ учащимися)

Самый неугомонный друг Вини Пуха- Тигра.( слайд 5)Он никак не может разобраться в словах . Задание «Превращение слов» (задание- шутка)
Превратите «Волка» в «Козу», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.

Ответ : волк-полк-пола-поза-коза

Таким же образом превратите «ночь» в «день»

Ответ : ночь-ноль-соль-село-сено-сень-день

Может это задание и показалось немного сложным , но Винни Пух не унывает . Он хорошо знает, что от ударения зависит смысл слова , но, прочитав загадки , призадумался. Давайте поможем ему и Пятачку.(Слайд 6,7)

1 Я- травянистое растенье,
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударенье,
И превращаюсь я в конфету.
2.Я- сборник карт ,
От ударенья зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я .
3. Мы – для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка , подставь-ка
Нам другое ударенье-
Осторожней будешь с нами, забодаем мы рогами!


А знаете ли вы , что (слайд 8)

Слово командам ( Приложение 1)

- Слово ошеломить , первоначально обозначало ударить мечом по шелому, то есть шлему. От сильного удара воин долго не мог опомниться. В последствии это слово стало употребляться в переносном смысле «потрясти, крайне удивить, озадачить» человека каким –либо известием, происшествием.

-Слово вор образовано от слова врать. Человека , который крадет, называли в старину татью( отсюда выражение : крадется неслышно, как тать.)Слово вор обозначало лгун, обманщик»и вообще поступающий неправильно, противозаконно.

Ослик Иа считает что труднее всего именно ему разобраться с русским языком. ( слайд 9)


И следующее задание- «Загадки- складки».
1. Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется

А Пятачок очень быстро догадался, о чем идет речь.( слайд 10)

2. На бахче у нас растет,
Как разрежешь-сок течет,
Свеж и сладок он на вкус,
Называе6тся

3. Стелют на матрас меня,
Называюсь

4. Буквы –значки , как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все

«Как весело заниматься русским языком!»- прокричал Тигра.

Но ответить на вопросы не смог.
Давайте поможем ему.

Какое государство можно носить на голове?
Какая европейская столица стоит на скошенной траве?
Какой город летает?
Какую реку можно срезать ножом?
Какая земля никогда не старится?
Какое крыло никогда не летает?
В каком гнезде никогда не бывает яиц?

Физминутка «Матрешки»( слайд 11)

«Может мы немного поиграем?»- предложил Вини Пух (слайд 12)

Игра «Отгадай слово»(слайд13)

Один из участников команды – противника выходит за дверь, в это время задумывается какое –нибудь слово, например, коса. Тот кто вышел, возвращается и задает своей команде наводящие вопросы . Ему отвечают, пока он не назовет загаданное слово.
Например,
-Это он,он или она?
-Она.
-Какая она?
-Она бывает длинная, густая, светлая, темная.
-Где еще она бывает?
-Еще она бывает на реке, на озере, песчаная , узкая и т.д.

Вдруг Вини Пух и Пятачок нашли два письма , в них знатоки русского языка попросили о помощи. Как не было трудно, но друзья правились с заданиями. А вы? (слайд 14)

Карточки командам .
(Приложение 2)

Совет приятеля.
Летом Витя был на отдыхе в лагере, а его приятель Петя – в санатории.
Однажды Витя посоветовал в письме Пете закалиться , чтобы не болеть. В ответном письме Петя насмешливо заметил другу, что он совсем не собирается убивать себя.

Какую форму глагола употребил Витя в своем письме и какую он допустил ошибку в слове?


Как Коля сделал дедушку вторично седым.
Ребята писали диктант. В одном предложении речь шла о старичке, который присел на скамью и, немного отдохнув, отправился дальше.
Проверив тетрадки, учительница с улыбкой заметила Коле:
-А ведь дедушка уже до того был седым!
Ребята поняли и рассмеялись, а Коля покраснел.
В каком слове он сделал ошибку? Обьясните, почему так не следует писать в данном случае.


А знаете ли вы, что (Слайд15)

Слово командам

(Приложение 3)

- Слово мешок происходит от корня мех, так как вначале вместилище для сыпучих тел и мелких предметов изготавливались из звериных шкур. В некоторых говорах ( например, закарпатских) мешок и поныне называется мехом.
- Как вам известно, приставка о-, об- может обозначать распространение действия вокруг предмета. Отсюда опенки- грибы, растущие обычно гнилого пня, опушка- меховая обшивка по краям одежды.


« Язык-это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную , яркую, простую форму.»
(А.М.Горький. ) И в дальнейшем мы будем изучать наш русский язык и гордиться тем, что живем в Такой стране как Россия.

Я думаю, что наши гости узнали о русском языке много интересного. А сейчас давайте подведем итоги .

(Слайд 16)
Самыми активными участником нашего занятия были

По количеству собранных жетонов победила команда.

Награждение победителей





Приложение 2.

Найди ошибку.

Совет приятеля.
Летом Витя был на отдыхе в лагере, а его приятель Петя – в санатории.
Однажды Витя посоветовал в письме Пете закалиться , чтобы не болеть. В ответном письме Петя насмешливо заметил другу, что он совсем не собирается убивать себя.
Какую форму глагола употребил Витя в своем письме, и какую он допустил ошибку в слове?




Как Коля сделал дедушку вторично седым.
Ребята писали диктант. В одном предложении речь шла о старичке, который присел на скамью и, немного отдохнув, отправился дальше.
Проверив тетрадки, учительница с улыбкой заметила Коле:
-А ведь дедушка уже до того был седым!
Ребята поняли и рассмеялись, а Коля покраснел.
В каком слове он сделал ошибку? Обьясните, почему так не следует писать в данном случае.


Приложение 1

Знаете ли вы, что

- Слово ошеломить , первоначально обозначало ударить мечом по шелому, то есть шлему. От сильного удара воин долго не мог опомниться. В последствии это слово стало употребляться в переносном смысле «потрясти, крайне удивить, озадачить» человека каким –либо известием, происшествием.

-Слово вор образовано от слова врать. Человека , который крадет, называли в старину татью( отсюда выражение : крадется неслышно, как тать.)Слово вор обозначало лгун, обманщик»и вообще поступающий неправильно, противозаконно.




Приложение 3

- Слово мешок происходит от корня мех, так как вначале вместилище для сыпучих тел и мелких предметов изготавливались из звериных шкур. В некоторых говорах ( например, закарпатских) мешок и поныне называется мехом.
- Как вам известно, приставка о-, об- может обозначать распространение действия вокруг предмета. Отсюда опенки- грибы, растущие обычно гнилого пня, опушка- меховая обшивка по краям одежды


































Приложение 4
Карточки – оценивания правильных ответов.





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






Рисунок 43