Урок по истории в 7 классе на тему Восстание под предводительством Е. Пугачева

Сиренькинская средняя общеобразовательная школа


ШМО филолого - гуманитарного цикла





Урок истории в 7 классе «Движение под предводительством Е.И. Пугачева»






Урок подготовлен
учителем истории и обществознания
Капитоновой Ларисой Васильевной
  МОУ «Сиренькинская средняя школа» -2 0 1 1 Тема: Движение под предводительством Е.И. Пугачева. «Не с добра волости встают».(пословица) Цели:  1. Ознакомление учащихся с особенностями крестьянской войны 1773-1775 год. 2. Совершенствование навыков работы с историческими документами,    исторической картой. 3. Воспитание патриотизма. Задачи:  1. Показать учащимся общие причины восстания XVIII в. 2. Познакомить с биографией Е.И. Пугачева. 3. Показать, что восстание Пугачева – это самая мощная в истории феодальной   России крестьянская война. 4. Дать оценку восстанию и её руководителю. 5. Совершенствовать навыки работы в группах. 6. Учить выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать. 7. Научить извлекать нравственные уроки, воспитывать гуманизм, человеколюбие. Основные понятия: крестьянское восстание, крестьянская война, манифест, самоуправление. Важнейшие даты:  1. 1773-1775гг.- восстание Е.И. Пугачева. 2. 1773г. – осада Оренбурга. 3. 1774г.- начало перелома в пользу правительства. 4. 10.01.1775г.- казнь Е.И. Пугачева. Оборудование:   1. Карта «Российской империи во второй половине XVIII в.»   2. Раздаточный материал для учащихся.   3. Иллюстративный материал:   - Потрет Е.И.Пугачева, написанный поверх изображения Екатерины II.    Неизвестный художник 1773г.   - Суд Е.И. Пугачева. Художник С.В. Герасимов 1940г.   - Е.И. Пугачева, закованный в цепи.   - Казнь Е.И. Пугачева и его соратников в Москве. Гравюра, сделанная для    книги Пушкина «История Пугачевского бунта».1834г. Тип урока: комбинированный урок Предварительное задание:  1. Подготовить биографию Е.И. Пугачева. 2. Подготовить биографию Салавата Юлаева. Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический, метод    самостоятельной работы, индуктивный метод, методы     стимулирования и мотивация учеников, метод контроля. Формы организации:  1. Фронтальная. 2. Групповая. 3. Индивидуальная.

Ход урока:
I.Актуализация прежних знаний: работа с тренажерами на знание основных дат и событий истории России XVI-XVIIIвв.
II. Введение в тему урока (мотивационная беседа). На доске нет темы урока. Урок начинаем с эпиграфа: «Не с добра волости встают». - Как вы понимаете эту пословицу? (Ни от хорошей жизни крестьяне, живущие в волостях, поднимались на восстание).  - Какие крестьянские восстание вы знаете? (Восстание И. Болотника, Степана Разина). - Чему будет посвящен урок сегодня? (Очередному восстанию крестьян). По памятке №3 (Пр. №1) и по эпиграфу определите задачи урока, то есть, что мы в процессе работы с историческими документами, учебным материалом сможем выяснить о восстании.   На доске запись:   1. Дата крестьянского восстания.   2. Причины крестьянского восстания.   3. Участники и их требования.    4. Ход восстания.   5. Итоги и значение. Это и будет планом нашего устного журнала. Дав характеристику восстания, наша задача ответить на вопрос: «Почему крестьянское восстание под предводительством Е.И. Пугачева называют крестьянской войной?». Решив данную проблему, в конце урока мы более конкретно обозначим тему. II. Изучение нового материала с опорой на ранее усвоенные знания и умения. Первая страница. Определяем дату. - Какой период в истории мы изучаем? (1533-1801г.). Значит, в этот период и произошло восстание, а именно с 1773-1775г. Вторая страница. Определяем причины. - Вспомните, кто в этот период управлял государством? (Екатерина II) - В чем особенности внутренней политике Екатерины II (Мероприятия, проведенные Екатериной II, были проведены в духе «просвещённого абсолютизма» и усиления репрессивных мер). - Что значит «просвещенный абсолютизм»? (Екатерина II опиралась на сочинение французских ученых, которые утверждали, что власть должна принадлежать просвещенному монарху, который бы разработал идеальную систему законов, а опорой ему будут дворяне).  - Какие мероприятия проводила Екатерина II? (Секуляризация монастырских и церковных земель 1764г.; учреждение дворянского Вольного экономического общества 1765г.; предоставление права открытия предприятий без разрешения правительства 1775г.; проведение школьной реформы 1786г.). - Наряду с этими указами, какой еще документ был издан для дворян? (Жалованная грамота дворянам 1775г. В него вошли указы с времен смерти Петра I 1725г.). - Чьи интересы защищала эта грамота? (Интересы дворян). - А какие указа были приняты в отношении крестьянства? (Раздача государственных крестьян, право ссылать на каторгу, запрещение крестьянам жаловаться). - Так что же являлось основными причинами крестьянского восстания? (Усиление феодального гнета и произвола помещиков над крестьянами (на пример, Салтыкова), угнетение нерусских народов – люди «второго сорта», ликвидация самоуправления на Дону). Третья страница. Определяем участников и их требования. - Кто был участником восстания? (Крестьяне, работные люди, местные народности, казацкая беднота).  Итак, сначала в восстании принимало участие 80 человек, в том числе и башкиры с  С. Юлаевым, а к концу восстания их было 20 тысяч человек. 
Выступление одного из учащихся ( предварительное задание)

Салават Юлаев родился в 1754 году в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии (ныне Салаватский район Башкортостана). Деревня Текеево до наших дней не сохранилась. В ходе подавления крестьянского восстания, деревню Текеево, как и многие другие деревни, население которых участвовало в восстании, сожгли карательные отряды императрицы Екатерины. Башкирам было запрещено селиться в этих местах.
Салават Юлаев происходил из потомственных тархан шайтан-кудейского рода, в каждом поколении которого были тарханы, муллы, абызы, батыры, возглавлявшие башкирские восстания.
Его отец старшина Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Юлая Азналина в 1772 году участвовал в боях с польскими конфедератами в составе трехтысячного отряда башкирской конницы, направленного в Польшу в помощь русской армии. Храбрость и отвага Юлая Азналина была отмечена военной наградой. Юлай Азналин боролся с губернскими чиновниками, которые склоняли башкир к продаже земель для строительства заводов. Его непримиримая борьба с несправедливым расхищением башкирских земель оказала на Салавата Юлаева большое влияние. Отцу Салават был обязан и образованием: он писал на языке тюрки[3], владел и русским языком, не испытывая трудностей в командовании многонациональными повстанческими отрядами.

В 1768 году Оренбургский губернатор князь Путятин назначил Юлая Азналина старшиной башкирской команды Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Уфимской провинции[4]. Но вскоре у Юлая купцом Твердышевым, пожалованным в коллежские асессоры, незаконно была отнята земля под Симский завод и деревни, поэтому Юлай Азналин и его девятнадцатилетний сын Салават в 11 ноября 1773 года в составе Стерлитамакского башкирско-мишарского карательного корпуса добровольно перешли на сторону повстанцев и встали под знамена Емельяна Пугачева, подхватив обещания Пугачева исполнить многовековые чаяния башкирского народа вернуть захваченные земли, сохранить религию и возможность жить по своим обычаям
Впервые к восстанию присоединились нерусские народности. Армия Пугачева была достаточно организованной: штаб, военная коллегия, войско делилось на полки, между которыми была связь. Войска Пугачева были неплохо вооружены и получали вооружение организованно – с заводов Урала. - Так кто же такой Е. И. Пугачев?



(Сообщение учащегося). Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. По происхождению казак; грамоте обучен не был.
В семнадцатилетнем возрасте Пугачев участвует в Семилетней войне (1756 – 1763 годы). «За отличную проворность» он взят полковником в ординарцы.
1768 – 1770 годы – Пугачев участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость (младший казачий офицерский чин).
1771 год – Пугачев дезертирует из армии после того, как ему отказано в увольнении по причине болезни. Его трижды арестовывают, и трижды он бежит из-под стражи.
1772 год – Пугачев живет у старообрядцев на реке Иргиз под Гомелем и Черниговым.
Конец 1772 года – от старообрядцев Пугачев пробирается на Яик, к казакам. Здесь он пытается подбить людей на восстание (чуть ранее в этом же году состоялся неудачный крестьянский бунт, который был жестоко подавлен властями), но его снова арестовывают.
4 января 1773 года – Емельян Пугачев доставлен в тюрьму Казани. Он обвиняется в государственной измене. Приговор утверждает сама Екатерина II – пожизненные каторжные работы. Исполнение приговора назначено на 1 июня 1773 года, но за три дня до этого Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога.
После побега Пугачев скрывается в Яицких степях, где встречается с участниками неудачного крестьянского восстания 1772 года. Условлено, что Пугачев примет на себя титул чудом спасшегося императора Петра III и поведет казаков за собой.
Этот же год – Пугачев приводит свой план в исполнение. На казачьем Кругу он объявляет себя Петром III и предлагает свою политическую программу: построение казацко-крестьянского государства во главе с «мужицким царем. У восставших была своя программа. Работа с историческим документом (Пр. работа).  Е.И. Пугачев выдавал себя за императора, издавал похвальные грамоты, манифесты, указы, сам судил. Наша задача: работая в парах, изучить материал из манифеста Е.И. Пугачева от 31 июля 1774 года, выбрать обещание, данные Е. Пугачевым, ответить на вопросы: Работа с документом на стр. 249-250 учебника. - Так что же народу обещал Е. И. Пугачев? - Как вы думаете, какой смысл вкладывал художник в портрет, где Е. Пугачев изображён на фоне портрета Екатерины II? - Против чего выступал Е. Пугачев? (Пугачев выступал против феодально – крепостнического строя в целом, за уничтожение крепостничества и свержение царя). Четвертая страница. Ход восстания.  Восстание Е.Пугачева историки разделили на три этапа. Мы разделимся на три группы. Первая группа с помощью материала учебника дает характеристику первого этапа, вторая группа – второго этапа, третья группа – третьего этапа по плану: дата, маршрут, итог и значение. Проверка самостоятельной работы.
Какая была реакция императрицы Екатерины II на восстание под предводительством Е.Пугачева? Ознакомление с документальным материалом:
Манифесты и указы, относящиеся к пугачёвскому бунту
1. Собственноручный указ императрицы Екатерины II, данный 14 октября 1773 г. генерал-маиору Кару
Из представленных нам рапортов от оренбургского и казанского губернаторов и письма к президенту Военной коллегии от генерала-аншефа князя Волконского, усмотрели мы, что бежавший из-под караула, содержавшийся в Казани бездельник, донской казак Емельян Пугачёв, он же и раскольник, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени императора Петра III, и обольстя в жилищах Яицкого войска тамошний народ, всякими лживыми обещаниями, не только сделал, как пишут, великое возмущение, но причиняет смертные убийства, разорение селений и самых крепостей; и хотя губернаторами, как Оренбургским, так и Казанским, и помянутым генераломншефом, приняты к захвачению его и пресечению всего зла возможнейшие меры, о коих усмотрите вы из копий, которые мы сообщить вам повелели; но дабы всё оное произведено было с лучшим успехом и скоростию, то повелеваем вам, как наискорее, туда отправиться, и приняв в свою команду, как тамо находящиеся войска, так и отправленных из Москвы 300 человек рядовых, при генерал-маиоре Фреймане, да из Нова-города гренадерскую роту, равномерно ж, если в том нужду усмотрите, башкирцев и поселенных в Казанской губернии отставных столько, сколько надобность потребует, учинить над оным злодеем поиск и стараться, как самого его, так и злодейскую его шайку переловить, и тем все злоумышления прекратить. О споспешествовании вам во всем, в чем только будет нужно, дали мы повеление нашей Военной коллегии, и при сем прилагаем к казанскому и оренбургскому губернаторам отверстые наши повеления. В других местах, где почтете вы за надобное чего-либо требовать, можете учинить то именем нашим; а башкирцам и поселенным объявить, в случае, когда их употребите, что ревностным исполнением по вашим распоряжениям помянутого поиска окажут они нам новый опыт своего усердия и приобретут себе особливое монаршее наше благоволение. Вслед же за вами мы немедленно отправим увещательный манифест, который вы сами, или же обще с губернаторами, имеете там на месте по усмотрению публиковать.
Анализ документа. 
Проверка работы групп у доски с исторической картой и заполнением учащимися таблицы в тетради.
№ этапа
дата
маршрут
Итоги и значение

1
Сентябрь 1773-апрель 1774
Пугачев подошел к Оренбургу.
В марте 1774 ген. Бибиков разбил восставших, они бежали на Урал.

2
Апрель-июль 1774
Пугачев двинулся в Поволжье . Переправились через Волгу.
Восставшие овладели посадом Казани. Армия Михельсона разбила восставших. Переправились через Волгу.

3
Июль- сентябрь 1774г.
Восставшие подошли к Царицину,
Город не взяли, у Черного Яра потерпели поражение. 12 сентября Пугачев арестован.

Пятая страница. Итоги восстания. Восстание потерпело поражение. 31 декабря 1774 года в покоях кремлевского дворца состоялся суд над Е. Пугачевым и его соратниками, где Е. Пугачев и А. Перфильев были приговорены к четвертованию, М. Шигаев, Т. Падуров, И. Тарнов – к повешению в Москве,  И. Зарубин – Чика – к отсечению головы в Уфе и т.д. 10 января 1775 года в Москве состоялась казнь. Таков печальный конец восстания. III. Осмысление, обобщение и систематизация знаний. - Почему восстание потерпело поражение? (разрозненность, локальность и раздробленность, недостаточная организованность, недостаточное вооружение и военная подготовленность, вера в доброго, справедливого царя). - Стоило ли крестьянам подниматься на бунт? - Каково значение этого восстания? (крупнейшее в истории России крестьянское восстание, которое послужило отмене крепостного права в 1861 году). Люди восстали против господ, Чтоб не было горя, не было слез, Сквозь годы далекие мы слышим сегодня Грома раскаты и запах тех гроз. Закрепление изученного:
Решение тестов
Контрольное тестирование по теме: «Движение Е.Пугачева».
Выберите правильный ответ.
1.Элементами политики «просвещенного абсолютизма» были:
а) секуляризация церковных земель;
б) «Жалованная грамота дворянству»;
в) губернская реформа;
г) действие Уложенной комиссии.

2. «Жалованная грамота дворянству» утверждала следующие права дворян:
а) обязательную военную службу;
б) создание дворянских обществ;
в) дворяне становились не только собственниками земли, но и ее недр;
г)власть на местах передавалась чиновникам.

3.Восстание под руководством Е.И.Пугачева произошло в:
а) 1770-1773гг.; б) 1772-1775гг. в) 1773-1775гг.; г) 1773-1774гг.

4.Районы России, которые были охвачены восстанием:
а) Поволжье; б) Украина; в) Дон; г) Южный Урал.

5. В восстании не принимали участие:
а) башкиры; б) крестьяне; в) мануфактурные рабочие; г) дворяне.

6.Причиной восстания не было:
а) голод; б) гнет помещиков;
в) ограничение казачьей свободы; г) лишение нерусских народов земли.

7. Установите последовательность событий:
а) губернская реформа;
б) осада Оренбурга;
в) взятие Казани;
г) поражение под Татищевой крепостью;
д) поражение под Царицыном;
е) выдача с Дона Пугачева.


8.Годы правления Екатерины II:
а) 1755-1786; б) 1762-1796;
в) 1762-1786 г) 1768-1798.

IV. Итог урока.  - Почему крестьянское восстание под предводительством Е.И. Пугачева называют крестьянской войной? - Как можно обозначить тему урока? (Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева).
Просмотр презентации «Движение под предводительством Е.И.Пугачева» V. Рефлексия. - Какую оценку своей деятельности вы поставили бы? - Что бы вы еще хотели узнать об этом событии? VI. Домашнее задание. §. 36 чит., отв. на вопросы.


















Самоанализ открытого урока истории в 7 классе
по теме «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.

На данном уроку были поставлены следующие цели и задачи:
Цели:  1. Ознакомление учащихся с особенностями крестьянской войны 1773-1775 год. 2. Совершенствование навыков работы с историческими документами,    исторической картой. 3. Воспитание патриотизма. Задачи:  1. Показать учащимся общие причины восстания XVIII в. 2. Познакомить с биографией Е.И. Пугачева. 3. Показать, что восстание Пугачева – это самая мощная в истории феодальной   России крестьянская война. 4. Дать оценку восстанию и её руководителю. 5. Совершенствовать навыки работы в группах. 6. Учить выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать. 7. Научить извлекать нравственные уроки, воспитывать гуманизм, человеколюбие. Избранная структура урока является рациональной для решения данных задач.
Основные понятия: крестьянское восстание, крестьянская война, манифест, самоуправление. Важнейшие даты:  1. 1773-1775гг.- восстание Е.И. Пугачева. 2. 1773г. – осада Оренбурга. 3. 1774г.- начало перелома в пользу правительства. 4. 10.01.1775г.- казнь Е.И. Пугачева. Оборудование:   1. Карта «Российской империи во второй половине XVIII в.»   2. Раздаточный материал для учащихся.   3. Иллюстративный материал:   - Потрет Е.И.Пугачева, написанный поверх изображения Екатерины II.    Неизвестный художник 1773г.   - Суд Е.И. Пугачева. Художник С.В. Герасимов 1940г.   - Е.И. Пугачева, закованный в цепи.   - Казнь Е.И. Пугачева и его соратников в Москве. Гравюра, сделанная для    книги Пушкина «История Пугачевского бунта».1834г. Тип урока: комбинированный.
.
Для раскрытия нового материала применялись несколько методов обучения:
1.Нетрадиционный продуктивный метод – лабораторно- практическое занятие, которое нацелено на самостоятельную поисковую работу. Двум ученикам были даны предварительные задания: подготовить биографии Е.Пугачева и С.Юлаева.
2. Словесный метод обучения, т.к. учитель и ученики общаются с помощью слова.
3. Наглядный метод обучения: применялась настенная учебная карта.
4. Презентация. Творческая работа учащихся.

Данные методы были выбраны с тем, что они являются приемлемыми для учеников данного класса. Контроль знаний, умений и навыков осуществлялся в ходе урока терминологической разминкой на знание основных дат и событий из курса истории России XVI-XVIIвв, постановкой вопросов в ходе изучения темы, тестовыми заданиями в конце урока.
Познавательная активность учащихся на уроке и в домашней работе обеспечивалась за счет того, что тема урока и методы проведения урока оказались приемлемыми и интересными для ученика.
На уроке возможности учебного кабинета использовались в полную силу: компьютер, проектор, экран, ксерокс.
Высокая работоспособность школьников обеспечивалась за счет систематических подготовок домашних заданий.
На уроке поддерживалась благоприятная система общения и хороший микроклимат за счет взаимоуважительного отношения между учениками и учителем.
На случай непредвиденной ситуации с остатком времени были приготовлены тестовые задания, которые были успешно применены.
Поставленные задачи реализовать полностью удалось.