Проект урока по истории России Восстание под предводительством Е.И. Пугачева (7 класс)



Работу выполнила:
учитель Румянцевского филиала
Дубравской СШ
Дальнеконстантиновского района
Керичева Елена Юрьевна

Проект урока:
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

Технологическая карта урока

Тема урока: Восстание под предводительством Е.И. Пугачева.
Цель урока: Раскрыть учащимся предпосылки, сущность и последствия восстания; раскрыть содержание программы Е.И. Пугачева; показать основные этапы восстания; проанализировать причины поражения восставших; оценить историческое значение восстания под предводительством Е.И. Пугачева в истории России.
Задачи урока:
· обучающие:
- закрепление умения работы с исторической картой;
- продолжение формирования навыков работы с историческими текстами, картинами;
- закрепление понятий восстание, прелестные грамоты, самозванец, самоуправление;
· развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- формирование у учащихся умения обобщать изученные факты, анализировать и делать выводы;
- формирование навыков работы в группе, умения слушать одноклассников;
· воспитательные:
- формирование негативной гражданской позиции в отношении конфликтов как способов решения проблем;
- содействие воспитанию личных качеств учащихся;
- продолжение формирования чувства любви к Родине, уважения к её прошлому;
- формирование у учащихся средствами исторического образования уважения к демократическим ценностям, толерантности, социальным коммуникациям.
Ключевые понятия урока: восстание, прелестные грамоты, самозванец, самоуправление.
Важнейшие даты: 1773-1775 гг. – восстание под предводительством Е.И. Пугачева.
Тип урока: урок – открытия нового знания.
Форма организации обучения: групповая.
Основные виды деятельности учащихся: характеризовать положение российских крестьян во второй половине XVIII в.; показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е.И. Пугачева; раскрывать причины восстания, его значение и особенности; давать характеристику личности Е.И. Пугачева, значение понятиям восстание, прелестные грамоты, самозванец, самоуправление.
Оборудование: мультимедия (компьютер, проектор), электронное приложение к учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс», презентация.
План изучения нового материала:
1. Причины восстания.
2. Пугачев и его программа.
3. Основные этапы восстания.
4. Расправа с восставшими.
5. Значение восстания.
Домашнее задание: § 25, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 2, 3, 6, 7 к § 25.
Этапы урока:
I. Организационный.
II. Вводномотивационный.
III. Актуализация знаний.
IV. Изучение нового материала.
V. Первичное закрепление.
VI. Выводы по уроку.
VII. Организация изучения домашнего задания.

ХОД УРОКА

ЭТАП УРОКА Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организацион-ный
Цель: проверка готовности к уроку Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя .
Организуют рабочее место.
II. Вводно-мотивационный
(2 мин.)

Задачи: развитие познавательного интереса;
Форма работы: индивидуальная В 1769 г. Екатерина II писала Вольтеру: “Впрочем, наши налоги так необременительны, что в России нет мужика, который не имел бы курицы, когда он захочет, а с некоторого времени они предпочитают индеек курам”. Но через 4 года случилось самое крупное в России крестьянское восстание. Нет ли здесь противоречия? Попробуем разобраться. Слушают, воспринимают исходное противоречие
III. Актуализация знаний (6 мин.)
Цель: актуализация имеющихся знаний по теме, выявление мест и причин затруднения.
Задачи: закрепление понятий восстание, прелестные грамоты, самозванец, самоуправление; Формулировка цели урока (слайд).
Форма работы: фронтальный опрос - Какое название в истории России получил XVII в.?
- Какие крупные народные выступления в России вы помните?
- Чем они были вызваны? Кто был в них движущей силой?
- Что изменилось в народных выступлениях в первой четверти XVIII в.?
В 1771 г. волнения охватили земли яицких казаков. В отличие от предшествовавших выступлений это восстание казаков на Урале явилось началом самого крупного социального потрясения XVIII столетия, да и всей истории императорской России - восстанию под руководством Е. И. Пугачева, вылившемуся в Крестьянскую войну 1773-1775гг.
- Что бы вы хотели сегодня на уроке узнать о восстании Пугачева?
-Что бы разобраться с этими вопросами наверняка нам необходимо проделать большую работу.
-Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на нашем уроке?
Объявление темы, цели, учебных результатов и хода занятия (презентация)
Тема урока: «Восстание под предводительством Е.И. Пугачева».
(Знакомство с планом урока.)
Проблемный вопрос урока: Почему А.С. Пушкин об этих событиях писал: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»? Отвечают на вопросы.
Вспоминают:
«Бунташный» век, соляной и медный бунты; восстания под предводительством С. Разина и К. Булавинова.















Формулируют цели урока.
Формулируют вопросы:
-Кто такой Пугачев?
-Причины восстания?
-Ход восстания?
-Чем закончилось восстание?
IV. Изучение нового материала
(28 мин.)

1. Причины восстания
(8 мин.)
Задачи: продолжение -формирования навыков работы с историческими текстами, картинами;
-развитие познавательного интереса;
- формирование у учащихся умения обобщать изученные факты, анализировать и делать выводы;
-продолжение формирования чувства любви к Родине, уважения к её прошлому;
- формирование у учащихся средствами исторического образования уважения к демократическим ценностям, толерантности, социальным коммуникациям;
-содействие воспитанию личных качеств учащихся;
Форма работы: индивидуальная Организует работу с картинами, документом.
Чтобы определить причины восстания, давайте представим, что мы находимся в зале «Жизнь населения страны XVIII века». Перед нами картины: «Торг», «Наказание крестьянина батогами в присутствии помещика», «Крестьянский обед» (слайды).
Проанализируйте отрывок из журнала помещика XVIII в. (см. Приложение 1.)
- Какой вы увидели жизнь крепостного крестьянина XVIII в?
- Какие виды наказаний преобладали в помещичьей усадьбе?
-Как часто и за что наказывали крепостных?
-Сможем теперь назвать одну из причин восстания?
Но в России были и другие группы населения, чье положение также было тяжелым, и которые могли поддержать Пугачева.
-Как вы думаете, какие еще группы населения могли принять участие в восстании и по каким причинам?
-В случае затруднения обратитесь к тексту учебника п.1 § 25.
Предлагает выполнить зад.1 § 25 в рабочей тетради. Объясняют, что жизнь крестьян была невыносимо тяжелой, усиление крепостного гнета, за малое нарушение следовало наказание розгами, самодурство помещиков, полная зависимость от помещика, продажа крестьян оптом и в розницу.














Называют группы населения: работные люди, нерусские народы Поволжья и Приуралья, казаки, указывают причины их недовольства властью.
По ходу изучения выполняют зад.1 § 25 в рабочей тетради
2. Пугачев и его программа
(6 мин.)

Задачи: закрепление умения работы с исторической картой;
продолжение формирования навыков работы с историческими текстами; развитие познавательного интереса; формирование у учащихся умения обобщать изученные факты, анализировать и делать выводы;
- формирование навыков работы в группе, умения слушать одноклассников;
Форма работы: групповая Организует выступление ученика с сообщением краткой биографии Е.И. Пугачев
Для привлечения на свою стороны все большего числа восставших Пугачев рассылал т.н. прелестные грамоты.
-Чем же так привлекательна была для народа программа Пугачева? Для этого познакомимся поближе с этим историческим документом.
Организует работу в группах с текстом «Манифеста» (см. Приложение 2).
Задание для первой группы: на основании Манифеста определить цели восставших.
Задание для второй группы: на основании Манифеста определить причины войны.
Задание для третьей группы: на основании Манифеста определить методы борьбы.
-Что означало принятие Пугачевым титула императора?
-Как это явление называется и когда возникло в русской истории?
Ответы иллюстрируются показом картины «Суд Пугачева» (слайд).
Фиксирует ответы учащихся. Кратко рассказывает биографию Пугачева: происхождение, особенности военной службы, личных качествах будущего предводителя восстания.
Слушают, извлекают необходимую информацию из прослушанного текста.



Работают в группах, анализируя текст, отвечают на поставленное задание, зачитывают фрагменты документа.





-Придать законный характер восстанию.
-Самозванчество.
-Во времена Смуты.
3. Основные этапы восстания
(8 мин.)
Задачи: продолжение -формирования навыков работы с историческими текстами, картами;
-развитие познавательного интереса;
- формирование у учащихся умения обобщать изученные факты, анализировать и делать выводы;
- формирование навыков работы в группе, умения слушать одноклассников;
-продолжение формирования чувства любви к Родине, уважения к её прошлому;
- формирование негативной гражданской позиции в отношении конфликтов как способов решения проблем;
- содействие воспитанию личных качеств учащихся;
Форма работы: групповая Организует работу в группах с карточками «Основные этапы крестьянской войны» (см. Приложение 3).
В ходе крестьянской войны можно выделить три основных этапа.
Для того, чтобы наиболее быстро и эффективно изучить этот вопрос, предлагаю каждой из групп работать по составленному плану. Класс делится на группы по количеству этапов. Каждая группа представляет свой этап по плану:
из предложенных карточек восстановить последовательность событий и определить состав участников, численность восставших, основные события, показать очаги восстания и продвижение восставших на карте.
Каждая группа представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. В случае затруднения группа имеет право обратиться к учителю. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся.
Задание для первой группы: изучить текст п.3 § 25, работать с карточками I этапа.
Задание для второй группы: изучить текст п.3 § 25, работать с карточками «II этап».
Задание для третьей группы: изучить текст п.3 § 25, работать с карточками «III этап».
Ответы сопровождаются показом слайдов «Крестьяне встречают Е. Пугачева», «Уральские рабочие привозят оружие Пугачеву», «Взятие Казани».
По выполнении задания на доске заполняется таблица «Основные этапы» (см. Приложение 4).
-Какие выводы можно сделать из полученной таблицы?
-Как вы думаете, почему 3-й этап был самым многочисленным?
-Чем заканчивался каждый этап?
-Какие особенности восстания можно назвать? Организуют работу в группах, выполняют поставленное задание, работают с картой, заполняют сравнительную таблицу на доске и оценочные листы.
Анализируют данные, полученные из таблицы:
1-й этап можно назвать казацким;
2-й этап – этап нерусских народов и работных людей Уральских заводов;
3-й этап – крестьянский этап.
3-й этап был самым многочисленным.
Пугачев обратился с Манифестом к крестьянам, обещал им свободу. Крестьянство было самым многочисленным сословием в России.
Подводят итог: каждый этап заканчивался поражением восставших.
Особенности восстания:
-организованность;
-масштабность и высокая численность;
-способность осаждать крупные города: Оренбург, Казань, и захватывать малые города
4. Расправа с восставшими
(3 мин.)
Задачи: развитие познавательного интереса;
- формирование у учащихся умения обобщать изученные факты, анализировать и делать выводы;
- формирование негативной гражданской позиции в отношении конфликтов как способов решения проблем;
- содействие воспитанию личных качеств учащихся;
- продолжение формирования чувства любви к Родине, уважения к её прошлому;
- формирование у учащихся средствами исторического образования уважения к демократическим ценностям, толерантности, социальным коммуникациям.
Форма работы: индивидуальная Рассказывает о расправе над восставшими.
10 января 1775 г. Пугачев был казнен на Болотной площади в Москве. Перед казнью он обратился к толпе: «Прости, народ православный».
-За что, на ваш взгляд, просил прощения Пугачев?
Обращает внимание на причины поражения восстания.
-В чем вы видите причины поражения восстания?
Дополняет высказывания учащихся, подводит итоги. Называют причины восстания:
против восставших была применена армия, восставшие не могли ничего предложить взамен феодального общества.

5. Значение восстания (3 мин.)

Задачи:-развитие познавательного интереса;
-закрепление понятий восстание, прелестные грамоты, самозванец, самоуправление; -формирование негативной гражданской позиции в отношении конфликтов как способов решения проблем;
- содействие воспитанию личных качеств учащихся;
- продолжение формирования чувства любви к
Родине, уважения к её прошлому;
- формирование у учащихся средствами исторического образования уважения к демократическим ценностям, толерантности, социальным коммуникациям.
Форма работы: индивидуальная Восстание Пугачева потерпело поражение, не изменило к лучшему положение крестьянства, коренных народов Поволжья и Приуралья, казачества. Лишь на некоторых заводах Урала были приняты меры по увеличению оплаты и улучшению условий труда рабочих.
-Как выдумаете, были ли напуганы власти столь мощным восстанием?
-Что бы вы предложили правительству Екатерины, чтобы избежать подобных событий?
Подводит детей к выводу об историческом значении Восстания Пугачева
-Крестьянская война Пугачева заставила власти искать пути решения крестьянского вопроса, остававшегося важнейшим в жизни России. -Власти были напуганы размахом выступлений, в Петербурге наготове стоял корабль, готовый в любой момент вывести Екатерину из страны.
- государство нуждалось в реформах, способных умиротворить население
V. Первичное закрепление
(4 мин.)

Задачи:
-развитие познавательного интереса;
-закрепление понятий восстание, прелестные грамоты, самозванец, самоуправление; -формирование негативной гражданской позиции в отношении конфликтов как способов решения проблем;
- содействие воспитанию личных качеств учащихся;
- продолжение формирования чувства любви к Родине, уважения к её прошлому;
- формирование у учащихся средствами исторического образования уважения к демократическим ценностям, толерантности, социальным коммуникациям.
Форма работы: индивидуальная -Вспомните с чего мы начали наш урок (с письма Екатерины II) и попробуйте ответить на вопрос:
-В чем вы видите противоречие между рассуждениями Екатерины и существующей реальностью?
-Почему способы борьбы с несправедливость, применяемые Пугачевым, приводили к неоправданной жестокости, гибели ни в чем не повинных людей, бессмысленным разрушениям?
-Теперь мы сможем прокомментировать слова А.С. Пушкина, написавшего об этих событиях: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»? Екатерина II писала Вольтеру неправду, положение крепостных крестьян было ужасным, которое можно было сравнить с рабством, жестокость в отношении крестьян порождали ответную реакцию, которая впоследствии переросла в крестьянскую войну, воззвания Пугачева.
VI. Выводы по уроку (3 мин)
Цель: самооценка собственной деятельности на уроке.
Задачи:
Форма работы: индивидуальная -Что нового узнали на уроке?
-Что запомнилось наиболее ярко?
-Какие умения и навыки отрабатывали?
-С какими новыми терминами познакомились?
-Как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни?
- Как именно?
-Что понравилось и что не понравилось на уроке?
-Какие выводы сделали? Познакомились с восстанием под предводительством Е. Пугачева.
Отрабатывали навыки поиска информации;
навыки изучающего и поискового чтения;
умение выделять главное и второстепенное; умение анализировать; умение
культуры общения, сотрудничества;
умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
способность объективно оценивать себя и других.
Уроки восстания: не доводить жизнь народа до отчаяния, способ решения конфликтов – договор, компромисс, а не война и жестокость.
VII. Организация изучения домашнего задания (1 мин.)
Цель: закрепление и углубление знаний по теме.
Форма работы: индивидуальная (слайд) Объясняет домашнее (дифференцированное) задание:
1.Для сильных учеников – § 25. В рабочей тетради зад.3 § 25, ответить на вопрос: чем крестьянская война отличается от крестьянского восстания? Как определить движение Пугачева? Почему?
2. Для средних учеников – § 25. В рабочей тетради зад.3 § 25; ответить на вопрос: чьи интересы отражали воззвания и манифесты Пугачева, почему при этом его восстание именуют крестьянской войной?
2. Для слабых учеников – § 25, вопросы и задания к параграфу.
Слушают учителя, задают уточняющие вопросы



САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА
Тема урока: Восстание под предводительством Е.И. Пугачева. Тип урока: урок открытия новых знаний.Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. Данный урок представлен по ходу изучения курса «История Россия конец XVI – XVIII век» в раздел «Россия в 1762 – 1801 годах», урок-открытия нового знания.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.При проведении урока использовала элементы технологий: исследовательской технологии, технологии развития критического мышления, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения и ИКТ. Считаю, что применение данных технологий позволяет наилучшим способом формировать УУД, развивает все виды памяти учащихся: слуховую, речедвигательную, визуальную, соответствует возрастным особенностям учащихся, особенностям предмета, дает возможность вовлекать в учебный процесс учащихся с различными особенностями учебно-познавательной деятельности . Содержание урока соответствует требованиям ФГОС в области обучения и воспитания. В ходе урока можно отметить следующие показатели эффективности современного урока. 1) Учебно-познавательная атмосфера урока. Ученики увлечены и активно участвуют в различных видах деятельности, проявляют интерес к учебному процессу. Например: работа с разрезными карточками, анализ текста «Манифеста», составляют рассказы по репродукциям картин. 2) Учебная самостоятельная деятельность учащихся.Ученики активно выполняют учебные задания и проявляют уровень самостоятельности – репродуктивный - продуктивный - творческий. Например: разрезные карточки "Этапы восстания". 3) Современные технологии обучения. Ученики действуют по плану и получают конкретный результат на каждом этапе урока. Например: разрезные карточки "Этапы восстания". 4) Интерактивные средства обучения. Например: презентация, позволяющая выстроить зрительный ряд, состоящий из репродукций полотен русских художников,направленный на обеспечение достижений целей урока. 5) Работа с учебной информацией. Учащиеся осваивают методы работы с информацией и эффективно работают с разными источниками. Например: текст «Манифеста» Пугачева. 6) Коммуникативная деятельность. - ученик слушает и понимает речь других;- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов. 7) Регулятивная деятельность. - учащиеся самоопределяются и самоорганизуются для решения проблемной ситуации, используя теоретические знания. - определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя; 8) Рефлексивная деятельность. Учащиеся самостоятельно и адекватно оценивают собственные достижения, анализируют успехи и неудачи. Например: оценочный лист. Основной метод обучения – исследовательский. Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы у учащихся. Были подведены итоги каждого этапа, а затем и всего урока. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся.
Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению. При изучении нового материала, объяснении и решении учебных задач учащиеся показали понимание изучаемой темы, умение доказывать правильность своих суждений.
Таким образом, было обеспечено достижение трех видов результатов. Предметные: было обеспечено усвоение учащимися конкретного социального опыта на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории. Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; слушать и слышать друг друга; формулировать свою точку зрения; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления. Личностные: формирование личностной мотивации к изучению нового материала; осознание важности изучения истории для самого себя и для общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Урок был проведен в соответствии с намеченным планом и достиг образовательных, развивающих и воспитательных целей.





Ресурсный материал к уроку

Приложение 1.

«Впредь, ежели кто из людей наших высечется плетьми на дровнях, дано будет сто ударов, а розгами дано будет семнадцать тысяч, таковым более одной недели лежать не давать; а которым дано будет плетьми по полусотне, а розгами по десяти тысяч, таковым более полунедели лежать не давать;.... Девке Дарье Степановой за худое топление кабинета нашего, что подле спальни, не давать в рождественский мясоед, указного всего дней семь скоромных... Ключнице Домне Фроловой за подавание нам худых сливок не давать хлеба семь дней...
Впредь, ежели когда во время езды нашей в гости не положится в карман гребенка, да для чищенья платья не возмется щетка, то того, кто нас будет одевать, да дневального лакея сечь розгами, давая по пяти тысяч раз нещадно.»

Приложение 2.
«Манифест», 1774 г.
«Божией милостью, мы Петр III, император и самодержец Всероссийский жалуем сим именным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находящихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короны и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку, и освобождаем всех от прежде чинимых от злодеев дворян и градских мздоимцев-судей всем крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев.
Кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников злодеев-дворян всякий может восчувствовать тишину, спокойную жизнь, коя до века продолжаться будет».

Приложение 3.
I этап
17 сентября 1773 – 22 марта 1774г.
Выступление Е. Пугачева перед яицками казаками
Открыл тайну своего происхождения,
объявил себя спасшимся от смерти Петром III
Численность восставших составила 30 тыс. человек
5 октября – началась 6-ти месячная осада Оренбурга
Правительство направляет против мятежников отряд генерала Кара
Власть собрала больше правительственные силы (генерал-аншеф Бибиков)
22 марта 1774 г. – поражение от правительственных войск
под Татищевской крепостью
II этап
Апрель 1774 г. – июль 1774 г.
Снята осада Оренбурга
Отход Пугачева с войсками на восток (территория Башкирии, Южного Урала)
Армия восставших пополняется работными людьми уральских заводов
Численность восставших увеличивается до 20 тыс. человек
12-17 июля 1774 г. – сражение за Казань
Осажденным подошла помощь царских войск во главе с Михельсоном
Поражение восставших от войск полковника И.И. Михельсона под Казанью
_III__этап
июль 1774 – январь 1775 г.
31 июля 1774 г. – манифест Пугачева к крестьянам
Самый массовый по составу участников крестьянский этап
Пугачев захватывает Саратов, Пензу, Саранск
25 августа 1774г. – поражение у Сальникова Завода
12 сентября 1774 г. – Е. Пугачев схвачен казацкой верхушкой
и выдан царским властям
10 января 1775 г. – Е. Пугачев казнен в Москве на Болотной площади.
1775г. окончательное подавление крестьянского восстания



Приложение 4.
Линии сравнения Первый этап Второй этап Третий этап
Дата этапа
Кто принимал участие (перечислить состав участников)
Численность войска
Основные события

Современники
(соратники/
противники)
Итоги


ЛИТЕРАТУРА:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI XVIII век. Учебник. 7 класс. – М.: Просвещение, 2015.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2015.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс. – М.: Просвещение, 2015.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
В.Я. Румянцев. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век. – М.: АРКТИ, 2002.
КИМ. История России. 7 класс. – М.: ВАКО,2015.

Информационно-коммуникативные средства:
1. Электронное приложение к учебнику «История России. Конец XVI XVIII век. 7 класс.» / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2012. – 1 электрон. опт. Диск (СD-ROM).