Представление педагогического опыта работы «Развитие мелкой моторики руки на логопедических занятиях, как средство коррекции речи».

Представление педагогического опыта
учителя-логопеда Никишиной Марины Викторовны.

«Развитие мелкой моторики руки на логопедических занятиях, как средство коррекции речи».

«Истоки способностей и дарования детей –на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский

Из года в год жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неизбежно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Это - основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В последние годы важнейшей проблемой младших школьников на современном этапе является увеличение количества детей с речевыми нарушениями, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом, одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные дефекты, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Учёными было доказано, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.  Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения  проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.  Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, то есть мелкую моторику.
Развитие мелкой моторики пальцев рук благоприятно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. И поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной. Актуальность педагогического опыта заключается и в том, что он позволяет организовать в занимательной форме коррекционно - развивающую работу с детьми, имеющими различные речевые нарушения.

В специальной логопедической литературе последних лет работа по формированию и совершенствованию движений тонкой моторики пальцев рук рассматривается как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно- педагогического воздействия на детей с нарушением речи. Использование упражнений для развития мелкой моторики у детей с речевыми недостатками позволяет решить следующие задачи: - развивать речевые умения и навыки; - активизировать познавательные интересы; - способствовать повышению речевой активности. Развитие мелкой моторики является стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.
Упражнения, используемые как средство развитие мелкой моторики, позволяют развивать память, фантазию, внимание, повышают интерес к учебным мероприятиям, помогают закрепить материал в увлекательной игровой форме.
Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи, развивается связная речь.
Концептуальность корригирующего обучения основывается на следующих принципах и приемах: - выявление ранних признаков речевых нарушений;- своевременное предупреждение возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности - дифференцированный подход в логопедической работе;- единство формирования речевых процессов с применением здоровьесберегающих технологий. По заключению великого немецкого мыслителя И.Канта, «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Делая аналогию руки с мозгом, именно мелкие мышцы рук подобны высшим отделам коры головного мозга, обеспечивают работу мысли и функции речи.
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы  В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. В.В. Цвынтарный придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками. Английский психолог Д.Селли так же придавал очень большое значение «созидательной работе рук»  для развития мышления и речи детей. А уже в наше время, в лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, проведенном Т.П.Хризман и М.И.Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Теоретической базой опыта являются основные программные документы и логопедические технологии: 1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П., Инструктивно - методическое письмо «О работе учителя - логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией)». Москва, Когито - центр, 1996 г. 2. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно - методическое пособие. - Ростов н./Д: Феникс, 2008 г. С.17 - 18, 38 – 52 3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. Издательство «Лань», 2002г. 4. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие. - Ростов н./Д: Феникс, 2006 г., С.92 5. Барсукова Л.А Логопедия для учителей, психологов, родителей. / Ростов н./Д: Феникс, 2010 г., С. 186 6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ребенка? - М.: Просвещение, 1991 г., С. 133 – 164

Сущность логопедического воздействия заключается в эффективности процесса развития мелкой моторики, обеспечивающей формирование навыков правильного произношения и развитие речи в целом. Работа над проблемой развития мелкой моторики младших школьников на логопедических занятиях будет оптимальна и эффективна, если проводится постоянно и последовательно. Расширить словарный запас, развивать память, внимание и другие психические процессы, научить детей правильно, связно и четко говорить, логически мыслить можно при помощи системности, последовательности логопедических занятий, а так же использования различных речевых заданий и упражнений с применением пальчиковых игр и упражнений. Они полезны всем детям, так как происходят положительные изменения в общении со сверстниками и взрослыми, улучшается координация движений кисти, ловкость, совершенствуется память, внимание, умение согласовывать движение и речь. Для развития мелкой моторики рук мною используются разнообразные приемы и методы работы, которые можно включить на разных этапах занятия, при изучении большинства тем, на разных этапах обучения: - физкультминутки; -массаж кистей рук, Су-Джок терапия; -пальчиковый игротренинг; -рисование по трафаретам; -дидактические игры: мозаика, шнуровка, счетные палочки, камешки Марблс, веселые прищепки; -пальчиковые игры со стихами. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения с одного вида деятельности на другой, снятие нагрузки, повышения работоспособности. Физкультминутки проводятся традиционно в сочетании движений с речью. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает многими преимуществами: речь ритмизируется движениями, делается более четкой, громкой, эмоциональной. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов -потешек. Использование пальчиковых игр показало, что самыми любимыми детскими упражнениями продолжают оставаться: игры-потешки «Семья», «Пошли пальчики гулять», «Засолка капусты», «Дружба» и другие. Эти игры создают благоприятный фон, позитивный настрой на дальнейшую работу, способствуют развитию речи, творческой деятельности. На логопедических занятиях для развития тонких движений пальцев дети раскладывают мелкие предметы, пуговицы, палочки по небольшим коробочкам или мешочкам. С удовольствием нанизывают колечки, пуговицы на тесьму. Игры со строительным материалом (конструктором «Лего») используем во время работы над составлением схемы слова, предложения. Также на своих занятиях использую такую инновационную технологию, как Су-Джок терапия, которая очень нравиться детям и позволяет решать много задач.
Использование тренажеров Су-Джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Система Су-Джок, созданная талантливым корейским врачом, профессором Пак Чже Ву, представляет собой уникальную по своей эффективности и простоте лечебную методику, доступную абсолютно любому человеку. Чтобы начать пользоваться Су-Джок терапией нет необходимости изучать сотни специализированных книг, посещать многочасовые лекции, учиться долгие годы. Любой человек, вне зависимости от базовой подготовки способен освоить Су-Джок терапию и использовать эти знания для помощи себе и близким. Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, в коррекционно-логопедической работе в качестве массажа при дизартрических расстройствах, при тактильной стимуляции в определенном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо надевают на палец и проводят массаж до появления ощущения тепла. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за работу головного мозга человека.  Главное правило в работе учителя-логопеда, применяющего Су-Джок терапию, не лечение, а коррегирование процессов речевой деятельности ребенка.
Координации движений пальцев рук способствуют и занятия со счетными палочками. Данные упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность, пространственную ориентацию. В своей работе мы используем цветные счетные палочки, а еще палочки, сделанные своими руками из природного материала. Дети с удовольствием собирают фигурки, как по образцу, так и по воображению.
Игры – шнуровки. Игры-шнуровки развивают мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игры способствуют улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, шнуровка активизирует развитие речи. Пуговицы, бусины, фигурки с перфорфцией идеально подойдут для шнуровки. В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки просто стежки, стежки крест-накрест. Можно нанизывать предмет на шнурок и уже потом пришнуривать), завязывать бантики. Вторая часть работы – отшнуровать детали – не менее, если не более сложна, чем первая. Такие игры учат внимательности и аккуратности – у каждой детали есть свое место, в процессе ребенок обретет навыки конструирования, составления орнаментов, начнет с большой легкостью ориентироваться на плоскости.
Графические диктанты. Графические диктанты хорошо помогают планомерно подготовить ребенка и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Выполняя их, ребенок расширяет кругозор, увеличивает словарный запас, учится ориентироваться в тетради. Как работать с графическими диктантами?
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1.Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2.Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии. Графические диктанты могут быть дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, четкую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас. Задания подбираются по принципу « от простого к сложному». Для занятий необходима тетрадь в клеточку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Важно помнить, что занятия для ребенка - не экзамен, а игра. Результат работы всегда должен радовать ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеточкам.
Трафареты. «Обведи по контуру»: обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать. Применяем трафареты, сделанные своими руками из папок-уголков для документов. Разрезав папку на четыре части и вырезав по четыре изображении маникюрными ножницами, работаем с ними уже несколько лет. Используем трафареты для развития мелкой моторики и для закрепления таких тем, как: - слова, обозначающие предмет, действие, признак предметов, с просьбой обвести соответствующий теме предмет. Тема «слоги». Прошу обвести изображение, в названии которого, например два слога и т.д.
Марблс – маленькие разноцветные помощники. Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и  каплю воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Работу с камешками Марблс, я сравниваю с праздником, а если быть точнее с Новым годом. Отвечу почему. Новый год радует детей  великолепием ярких красок. Работа  с  разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у нас в кабинете праздник. На своих занятиях я использую разные   виды работ, в зависимости от поставленных целей и задач.  Цели: -формировать и закреплять правильный  захват шарика; -упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; -упражнять в ориентировке на плоскости листа; -работать над дифференциацией цветов; -обогащать словарный запас; -развивать фразовую речь; -формировать и закреплять правильный образ буквы.
«Веселые прищепки». Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Наблюдая за ребенком, можно определить какой рукой предпочтительнее работает - правой или левой. Материал для упражнений: разноцветные бельевые прищепки основных цветов (красный, синий, зелёный, желтый; можно добавить белый) пластмассовые или деревянные, плоская фигура из толстого картона (дерево, солнышко, морковка и др.). Ребенок берет коробку с прищепками и плоскостную фигуру. Педагог предлагает сделать лучики солнышку (разноцветные или однотонные), колючки ежику, листочки дереву и т.д.
Все приведенные примеры на развитие мелкой моторики очень нравятся детям, а главное приносят желаемый результат.
Таким образом, в результате систематической работы над развитием речи и мелкой моторикой пальцев рук, добиваюсь положительных продвижений в устной и письменной речи у учащихся младших классов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма, дети демонстрируют хороший нажим на письме. Все это создает благоприятную базу для более успешного усвоения программного материала на уроках.
Тук же у детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, а также развились важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать, быть коммуникабельными, сочувствовать другим, сопереживать и развились творческие способности ребят, что очень важно в школьной жизни детей.
Занимаясь с детьми, я обращала особое внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. По ходу занятия комментировала, помогала, подсказывала и оценивала действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Следила, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения.
Задания даются в игровой форме, и я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности, а главное развитию речи.
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
Своим результатом по теме «Развитие мелкой моторики младших школьников» я делюсь с коллегами на педагогических совещаниях . Выступила с сообщением «Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях» на КПК, познакомила с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Безруких М.М. «Обучение письму»/М.М. Безруких - М.: Просвещение.-1997 г.
4. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.
5. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
6. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
7. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
8. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»). 2013.
9. Илюхина В.И. «Волшебные линии». Книга для детей и родителей./В.И. Илюхина - М.: Дрофа. - 2011 г.
10. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
11. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
12. Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.
13. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
14. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
15. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
16. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
Наглядное приложение.

«Картотека пальчиковых игр с использованием шарика – массажера и эластичных колец Су – Джок».




























Пальчиковая игра «Черепаха». (с шариком)


Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.

Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и
остальными, которые ребенок держит
«щепоткой». Надавливают ритмично на
Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)




Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.


Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный,
самый толстый и большой. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик для того,
чтоб показывать его. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик самый длинный
и стоит он в середине. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик безымянный,
он избалованный самый. (прокатывать кольцо по пальцу)
А мизинчик, хоть и мал,
очень ловок и удал. (прокатывать кольцо по пальцу)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение
Звук С

Ёжик утром проснулся,
Солнышку улыбнулся.
Чистой росой умылся,
Вкусной сушкой подкрепился.
Ес-ес-ес, ес-ес-ес,
Отправился гулять в лес.
В лесу с лисой повстречался.
Лису сильно испугался.
Са-са-са, са-са-са.
Ох, не съела бы лиса.
От испуга свернулся клубком,
Покатился с бугра кувырком.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Покатился скорей от лисы.
Катился, катился
И под кустом притаился.
Посидел, посидел под кустом.
В свою норку пустился бегом.

Звук Ж

Идёт ёжик по дорожке
К своему дружку ужу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
К своему дружку ужу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
День рожденья у ужа.
Уж позвал к себе на ужин
Жабу, ёжика, стрижа.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Ёжик весело бежит.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Пирожок несёт ужу.
Пирожок с черникой
И свежей ежевикой.
Звук Л

Ёжик шёл, шёл, шёл,
Ёжик шёл, шёл, шёл
И до ёлочки дошёл.
Ол-ол-ол, ол-ол-ол,
И до ёлочки дошёл.
Что за чудо ёлка-
Колкая иголка.
Ла-ла-ла, Ла-ла-ла,
Как ты ёлочка мила.
Ол-ол-ол, ол-ол-ол.
Ёжик ёлку обошёл.
Ол-ол-ол, ол-ол-ол.
Снова ёлку обошёл.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил,
Долго ёжик так ходил.
Ул-ул-ул, ул-ул-ул,
И под ёлочкой заснул




Графические диктанты
«ПАРОВОЗИК»
1 клетка вверх, 6 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вверх,1 клетка влево,1 клетка вверх,4 клетки вправо,1 клетка вниз,1 клетка вправо, 3 клетки вниз,1 клетка влево,1 клетка вниз,1 клетка влево,1 клетка вниз,2 клетки влево, 1 клетка вверх,1 клетка влево,1 клетка вверх,1 клетка влево,1 клетка вниз,1 клетка влево,1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево,2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Графический диктант »Кораблик».
1 клетка вверх; 3 клетки вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо;1 клетка вверх; 1клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо;1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 3 клетка вправо;1 клетка вниз; 2 клетки влево; 4 клетки вниз; 3 клетки вправо;1 клетка вниз; 1 клетка влево; 1 клетка вниз; 1 клетка влево;1 клетка вниз; 7 клеток влево; 1 клетка вверх; 1 клетка влево;1
клетка вверх; 1 клетка влево;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ »Слоник»
5 клеток вверх, 4 клетки вправо, 1 клетка вниз, 3 клетки вправо, 7 клеток вниз,2 клетки влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка
вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «Собачка»
3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 5 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево,3клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо,1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо,1 клетка вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 5 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево.
Камешки Марблс.




































Какой первый звук в слове? Выложи букву соответствующую этому звуку.































«Веселые прищепки».


































Распечатанные на цветном принтере картинки и набор прищепок очень увлекательное и полезное упражнение.

Трафарет.
















Трафареты можно приготовить самостоятельно из папок-уголков для документов. Нужно только вырезать изображения и можно начинать!
Счетные палочки.




































15