Семинар — практикум на тему «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»


Семинар - практикум
«Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

Провела учитель – логопед
МБДОУ «Детский сад» «Тополёк»
Гордеева А.В.
Ноябрь 2015 г.
Цель семинара – практикума: - Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью
профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
- формирование знаний по применению артикуляционной и дыхательной гимнастики на практике;
- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
Участники: воспитатели, логопед.
План семинара – практикума:
Введение. Актуальность вопроса.
Значение артикуляционной гимнастики. Рекомендации к проведению гимнастики.
Роль дыхания в речевом развитии.
4.Актуальные вопросы педагогам по теме.
5.Дыхательная гимнастика для педагогов.
6.Итог семинара – практикума панно «Осеннее - настроение»
Материалы:
Консультация логопеда «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»
Игры и упражнения по теме.
Материал к практическому заданию (цв. бумага, ручки и фломастеры, ножницы, стиплер, клей, белые листы)
Ход семинара:
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе
Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.
И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с школе; возникают речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.
И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
речевой слух,
речевое внимание,
речевое дыхание,
голосовой и речевой аппарат.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
Япредлагаю воспитателями использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики.
Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.
Артикуляционная гимнастика.
Вопрос к воспитателям: Что такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?
- это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.
Цель АГ: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.
Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений.
3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
4. Ребенок должен хорошо вдеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Дыхательная гимнастика.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение артикуляцию и голос.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:
- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,
- профилактике возникновения болезней дыхательных путей,
- восстановлению носового дыхания при его нарушении.
Дыхательные упражнения делятся на:
-на упр., вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде…),
- игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики…),
-игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…),
-упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос),
-упражнения с проговариванием звуков.
-упражнения на развитие дыхания также можно объединять в комплексы, и использовать как весь комплекс или только его часть.
Вопросы к педагогам по теме:
- Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики?
Ответ: (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняется упражнения)
-Наглядность, атрибуты необходимы для проведения артикуляционной гимнастики? Почему?
Ответ: любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой
сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные
На что влияет дыхание ?Ответ: Дыхание влияет на звукопроизношение артикуляцию и голос.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр, развивающих продолжительный, равномерный выдох у детей, формирующие сильную воздушную струю через рот.
Все упр. имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, способствуют развитию творческого воображения, фантазии.
Дыхательная гимнастика с педагогами
«Гонкина машинах» атрибуты ( шары автомобильная дорога)
«Гонки на кораблях» атрибуты (ёмкость с водой, шары)
В заключение нашего семинара предлагаю вам его оценить.
Создадим вместе панно «Настроение». На листочках напишите ваши отзывы, предложения, замечания по семинару.
Используя разноцветные листья, дайте вашу оценку семинару:
Красный листок – семинар понравился,
Жёлтый листок – семинар не очень понравился,
Зелёный листок – семинар не понравился.
Благодарю за внимание!