Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики


Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики для учителей начальных классов в специальных
(коррекционных) школах VIII вида.
Встреча мышления и речи составляет крупнейшее событие в развитии индивида, и именно эта связь ставит мышление человека на небывалую высоту.
Л. С. ВыготскийСвоевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.
Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учеников коррекционной школы являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.
Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е.Хватцев, О.И.Правдина, М.В.Филичева и др.).
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений, за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц, за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.
Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Игра с язычком продолжается не более 3—5 минут. В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок - ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функцию контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).
В соответствии с выполняемыми движениями, используются названия, для лучшего их запоминания.
Приведем рекомендуемые артикуляторные упражнения, которые можно использовать на различных этапах коррекции нарушений звукопроизношения.
Комплекс №1:
Широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик его касался нижних зубов. (Упражнение «Лопатка»).
Высовывание широкого языка «лопаткой», своими боковыми краями язык касается углов рта. Произносить при этом бя-бя-бя, мя-мя-мя.
Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. Покусывания должны быть легкими.
Круговое облизывание губ кончиком языка («Вкусное варенье»).
Облизывание зубов под верхней и нижней губой («Почистим зубки»).
Движение высунутого языка вправо и влево («Маятник»).
Комплекс №2:
Высовывание языка жалом. Если это движение не сразу удается, то предлагают просунуть кончик языка между сжатыми и вытянутыми губами. (Упражнение «Иголочка»).
Поочередное высовывание языка то лопаткой, то жалом.
Поочередное поднимание и опускание кончика языка то в нижней губе, то к верхней («Качели»).Поочередное выпирание острым кончиком языка сначала в правую щёку, а затем в левую. («Футбол»).
Присасывание к небу спинки языка («Грибочек»).
«Желобок» или «Лодочка», снаружи рта: боковые края языка подняты, кончик языка лежит на нижней губе, посередине языка – впадина.
Высовывание широкого языка в виде чашечки. (Упражнение «Чашечка»).
Комплекс №3:
Упражнение «Маляр». Поглаживание широким кончиком языка по верхнему небу.
Упражнение «Гармошка». Язык присасывается к верхнему небу и не отпускается. При этом нижняя челюсть поднимается и опускается, но не сильно низко.
Упражнение «Кошечка». Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Спинка языка выгибается и высовывается наружу. Затем плавное движение обратно.
Очень интересным для детей является проведение артикуляционной гимнастики в стихотворном сопровождении. Можно использовать «Сказку про язычок».
СКАЗКА ПРО ЯЗЫЧОКЭтот маленький дружок -
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок,
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5—7.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 5-10.
Д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек
Т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра -
В гости к тетушке пора!
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддддд», «ттттт».
Тетушка Щечка
Племянничка ждет,
Блинчики с маком
К обеду печет.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить: «пяпя-пя...»
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок.
В горку медленно идет:
Цок-цок-цок-цок-цок.
А с горы стрелой несется:
Цок-цок-цок-цок-цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленно, затем быстрее.
Желаю успехов!