Выступление на Республиканской научно-практической конференции Система патриотического воспитания в Республике Хакасия: проблемы, традиции, потенциал, перспективы

Особенности организации патриотического воспитания в условиях санаторной школы-интерната»

Наша школа - санаторная. К нам приходят дети из семей, где болеют или болели родственники туберкулёзом. В основном это неблагополучные и малообеспеченные семьи.
В сложившейся ситуации, именно школа способна заложить в маленького человека социально-нравственные нормы, правила поведения и ориентировать его на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему противостоять негативному влиянию социума и успешно войти во взрослую жизнь.
Патриотизм это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотическое воспитание – одно из направлений, которое готовит подрастающее поколение к жизни в условиях демократического общества. Патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. (слайд № 2)
Цель: (слайд № 3)
- формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Задачи: (слайд № 4)
- воспитание личности учащегося, как гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны;
воспитание отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам;
повышение интереса учащихся к истории России и родного края, привитие чувства любви к Родине, готовности к защите своего Отечества;
воспитание уважения к достойным страницам прошлого нашей страны.
Для достижения цели и решения поставленных задач были проведены мероприятия по следующим направлениям:
Торжественные мероприятия: (слайд № 5)
Подготовка и проведение Дней воинской славы России:
- День защитника Отечества
- День Победы
Торжественная линейка «Вам, герои Афгана»
Мероприятия, посвященные годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Встречи с участниками ВОВ, вдовами участников ВОВ
Проведение праздничных концертов «Поющая Победа»
Традицией стало проведение в школе торжественных линеек, посвященных памяти россиянам, исполнявшим служебный долг за пределами Отечества, а также вахт Памяти, операции “Письмо солдату”, праздничные концерты и т.д.
Самые ощутимые результаты в решении задач патриотического направления приносят встречи с ветеранами ВОВ.
Культурно-массовые и спортивные мероприятия: (слайд № 6)
Организована выставка книг «Родина сказала: «Надо!»»;
Викторина «Знаешь ли ты историю ВОВ?»;
Турниры по волейболу, баскетболу и пионерболу, посвящённые памяти воинов - интернационалистов;
Дни здоровья, осенний кросс;
Детская спартакиада, «Весёлые старты»;
Военно-спортивная игра «Поверь в свои силы»;
Игровая программа «Один день из армейской жизни»;
Смотр строя и песни «Аты - баты, шли солдаты!»
Февральский военно – патриотический месячник, который в нашей школе проводится традиционно ежегодно, начинается с торжественной линейки.

В ходе проведения месячника военно – патриотического воспитания учащиеся с 1 по 9 классы принимают активное участие в различных мероприятиях: конкурсе рисунков, коллажей, посвященных Дню Защитников Отечества, операций «Поздравляем!», «Как живёшь ветеран?», Смотр строя и патриотической песни, посвящённый «Дню Защитника Отечества».
Также в школе проводим спортивные праздники типа «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты», игровые программы, с включением спортивных соревнований.

3 Мероприятия по военно - патриотическому воспитанию: (слайд № 7)
Конкурса чтецов «Пою моё Отечество», «Строки, опаленные войной »;
Конкурс сочинений «Письмо прадедушке»;
Уроки Мужества «Их нельзя забывать», «Война 1812»;
Выставка рисунков, декоративно-прикладного творчества «Спасибо за Победу, спасибо за Мир!»;
Конкурс рисунка на асфальте «Пусть всегда будет мир!»;
Проведение акций: «Ветеран живёт рядом – помоги ему!»; «Обелиск»; «Вахта памяти»;
Тематические классные часы «Мир памяти, мир сердца, мир души»;
Военно-спортивная игра «Зарница»;
Устный журнал «Отцов в стране заменят сыновья»
Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
В поисках рациональных путей и средств военно-патриотического воспитания учащихся разрабатывались различные мероприятия и привлекались ветераны войны и труда к работе с учащимися, что помогает на конкретных примерах патриотических поступков воспитывать трудолюбие, чувство гражданского долга, готовность к защите Родины.

4. Другие формы работы: (слайд № 8)
Конкурс инсценированной песни военных лет;
«Открытка ветерану в честь празднования 9 Мая»;
Экскурсии в музей, походы;
Развлекательная программа «Рыцарский турнир»;
Общешкольные мероприятия: «Русь, Россия, Родина моя!», «Приветствую тебя, родной мой уголок», «Тебя, Россия, я восхваляю»;
Тематические часы: «Есть такая профессия – Родину защищать», «Крылатые герои», «Русский народ – настоящий патриот»;
Классные часы «Символы России», «Основной закон государства»;
«День пожилого человека». «День Матери»;
Спортивные соревнования совместно с воспитателями;
Участие в митинге, посвящённому дню Победы;
Просмотры документальных и художественных фильмов о ВОВ;
Конкурсы рисунков и стенгазет на тему: «Наследники Победы».
Обязательно учащиеся знакомятся с традициями, обрядами, преданиями своего народа (ведь каждая нация, богата своими национальными особенностями), знакомятся с символами России, Хакасии, законами РФ и РХ. Обучающимся рассказывается о древних русских городах, о своем родном селе. Во внеурочное время проводятся различные праздники, экскурсии в музей. В музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории гражданской и Великой Отечественной войн. Так же дети многое узнают об афганской и чеченской войне.
В период подготовки ко Дню Защитника Отечества, ко Дню Победы учителями рисования, воспитателями оформлялись выставки рисунков, газет. Учителями истории, литературы и школьным библиотекарем проводились викторины, конкурсы сочинений по патриотическому направлению.
Различные по форме и содержанию конкурсы очень нравятся ребятам, поэтому они с интересом участвуют в военно-спортивных играх, которые помогают детям осознать свою причастность к судьбе Родины, задуматься о своем вкладе в её процветание.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия воспитателей, классных руководителей и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для успешной работы по патриотическому воспитанию.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных школьному возрасту.
(слайд № 9)
Любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Мы уверены, что проводимая работа в данном направлении послужит формированию у наших обучающихся патриотических и нравственных качеств.
15