Перспективное планирование занятий по аппликации с использованием нетрадиционных материалов в младшей группе детского сада


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1373»
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Перспективное планирование занятий
по аппликации с использованием нетрадиционных материалов
в младшей группе детского сада
Автор – воспитатель ГБОУ Школа №1373
Чигирина Н.А.
Москва

Одним из важнейших вопросов развития детей дошкольного возраста является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Еще В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по продуктивной деятельности весьма актуальна, так как именно продуктивная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи.
Исследованиями была доказана связь интеллектуального развития и моторики пальцев рук. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. А ведь уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей готовности к школьному обучению. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
В дошкольном возрасте одним из наиболее доступных видов работы с детьми является аппликация, которая несет много возможностей для обучения и развития малыша.
Аппликация – это тот вид творческих занятий, который интересен детям в любом возрасте. Занятия аппликацией позволяют развивать не только творческие способности и мелкую моторику рук, но и тактильное восприятие, воображение, фантазию, внимание. При выполнении работы обогащается эмоциональный опыт детей, раскрывается красота окружающего мира.
Художественный труд является эффективным средством развития познавательных интересов дошкольников, а также неотъемлемой частью эстетического воспитания маленького ребенка.
Использование нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о различных видах материалов, их свойствах, способов действий с ними.

СЕНТЯБРЬ
Тема: «Воздушные шарики для Винни-Пуха»
Цели:
- формировать практические навыки аппликации (намазывание клеем, наклеивание фигуры в заданном месте);
- формировать пространственные представления – учить правильно располагать готовые формы (одинаковые по размеру, но разные по цвету) и наклеивать их на основу;
Материалы: воздушные шарики - круги диаметром около 5 см (3шарика разного цвета – красный, желтый, зеленый), вырезанные из декоративного фетра; основа для аппликации – картон формата А4 с изображением Винни-Пуха и нарисованными ниточками для шариков; клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка
Тема: «У нас поспел виноград»
Цели:
- формировать умение последовательно работать с поролоном, учить выкладывать кусочки поролона на контур;
- развивать цветовое восприятие;
- учить аккуратно выполнять работу
Материалы: контур грозди винограда, поролон зеленого или фиолетового цвета, зеленая бумага, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка
Тема: «Листья жёлтые кружатся»
Цели:
- формировать практические навыки аппликации (правильно держать кисточку, наносить клей на основу, использовать тряпочку для приклеивания);
- формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами;
- учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.
- расширять знания о природных явлениях
Материалы: форма дерева, вырезанная из картона, мелко нарезанные шерстяные нитки разного цвета, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка
ОКТЯБРЬ
Тема: «Груша ярко-желтая прячется в листве»
Цели:
- формировать практические навыки аппликации (намазывание клеем, правильно держать кисточку, использовать салфетку);
- формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами;
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации
Материалы: форма груши с листочком, вырезанная из картона, мелко нарезанные шерстяные нитки желтого и зеленого цвета, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
Тема: «Поспели яблоки в саду»
Цели:
- формировать практические навыки аппликации (научить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания);
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации
Материалы: форма дерева, вырезанная из картона, нарезанная бумажная салфетка на квадраты размером около 4см*4см красного цвета, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
Тема: «На грибной полянке»
Цели:
- учить детей составлять изображение целого предмета из двух и более частей.
-закреплять умение аккуратно, по контуру рисунка намазывать бумагу клеем;
-посыпать рисунок гречневой крупой не выходя за контуры рисунка.
Материалы: шаблон рисунка (гриба-боровика) на картоне, гречневая крупа, бумага зеленого цвета для травы, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочкаНОЯБРЬ
Тема: «В кучерявые рубашки одеваются барашки»
Цели:
- формировать практические навыки аппликации (правильно держать кисточку, наносить клей на основу, использовать тряпочку для приклеивания);
- формировать умение пользоваться овсяными хлопьями как изобразительным материалом;
- развивать творчество и фантазию, образное мышление;
- учить аккуратно выполнять работу;
- закреплять знания о домашних животных
Материалы: силуэт барашка, вырезанная из картона, овсяные хлопья, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка
Тема: «Кто сказал «мяу»
Цели:
- продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи нетрадиционных материалов;
- развивать мышление, мелкую моторику рук.
- развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение
- воспитывать аккуратность во время работы
Материалы: шаблон рисунка (котенка) на картоне, мелко нарезанные шерстяные нитки белого цвета, глазки, атласная лента для бантика, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочкаТема: «Подарок маме»
Цели:
- формировать практические навыки аппликации (научить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания);
- учить составлять линейную композицию в виде бус, элементы которых чередуются по цвету; развитие чувства формы и ритма;
- развивать творчество и фантазию, образное мышление;
Материалы: основа для аппликации – картон формата А4 с нарисованной ниточкой для бус, нарезанная бумажная салфетка на квадраты размером около 4см*4см разного цвета, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
ДЕКАБРЬ
Тема: «Снеговичок»
Цели:
- продолжать учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания;
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации
- подвести к практическому освоению понятия «часть и целое».
Материалы: основа из синего картона, готовые формы (круги из ватных дисков различных по диаметру), «морковка», глазки, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка
Тема: «Вкусное мороженое»
Цели:
- продолжать формировать практические навыки аппликации (научить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания);
- формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами;
- развивать творчество и фантазию, образное мышление;
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации
Материалы: форма вафельного стаканчика, вырезанная из картона, нарезанная бумажная салфетка на квадраты размером около 10см*10см белого, желтого, зеленого цвета, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка
Тема: «Белая береза»
Цели:
- продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи нетрадиционных материалов (научить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания);
- закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обогащать представление детей о времени года зима
Материалы: рисунок березы на картоне, нарезанная бумажная салфетка на квадраты размером около 4см*4см белого цвета, манная крупа, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка
ЯНВАРЬ
Тема: «Елочка-красавица»
Цели:
- продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи нетрадиционных материалов- шерстяных ниток и бумажных салфеток;
- : показать приёмы украшения ёлки цветными «игрушками» и «гирляндами»; - развивать чувство формы, цвета и ритма;
- развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение
- воспитывать аккуратность во время работы
Материалы: шаблон рисунка (елочки) на картоне, мелко нарезанные шерстяные нитки зеленого цвета, нарезанная бумажная салфетка на квадраты размером около 4см*4см желтого и красного цвета клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
Тема: «Любимая игрушка»
Цели:
- продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи круп;
- развивать мышление, мелкую моторику рук.
- развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение
- воспитывать аккуратность во время работы
Материалы: шаблон рисунка (медвежонок) на картоне, манная крупа, глазки, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.Тема: «Снежинки кружатся, летают»
Цели:
- формировать практические навыки аппликативного изображения снежинок, используя кусочки ваты
- развивать творчество и фантазию, образное мышление;
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации;
- закрепить знания о явлениях природы
Материалы: основа для аппликации – картон формата А4 с изображением облаков; клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Жили у бабуси…»
Цели:
- познакомить детей с новым приемом в аппликации при помощи манной крупы;
- развивать мышление, мелкую моторику рук.
- развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение
- воспитывать аккуратность во время работы
Материалы: шаблон рисунка (гуся) на картоне, манная крупа, бумага зеленого цвета для травы, глазки, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.Тема: «У жирафа пятнышки везде»
Цели:
- закреплять умение последовательно работать с поролоном, учить выкладывать кусочки поролона на контур;
- развивать цветовое восприятие
-воспитывать гуманное отношение к животным.
Материалы: силуэт жирафа, поролон коричневого цвета, глазки, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
Тема: «Аквариум»
Цели:
- продолжать учить способам аппликации из частей (кругов и полукругов) делать рыбку, наклеивать готовые формы в определенной последовательности, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания);
- развивать творчество и фантазию, образное мышление;
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации;
- подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»
Материалы: основа из картона в форме аквариума, готовые формы (круг и полукруг из ватных дисков ), пшено или гречневая крупа, глазки, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
МАРТ
Тема: «Мимоза для мамы»
Цели:
- продолжать учить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания;
- формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами;
- воспитывать желание изготовить к празднику подарок для мамы
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации
Материалы: шаблон рисунка (мимозы) на картоне, нарезанная бумажная салфетка на квадраты размером около 4см*4см желтого цвета, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
Тема: «Лоскутное одеяло»
Цели:
- вызывать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ;
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации;
- подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»
Материалы: шаблон рисунка (мимозы) на картоне, нарезанная бумажная салфетка на квадраты размером около 4см*4см желтого цвета, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
Тема: «Цыпленок на лугу»
Цели:
- продолжать учить способам аппликации из частей (кругов) делать цыплят, наклеивать готовые формы в определенной последовательности, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания);
- подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»;
- формировать представление о домашних птицах.
Материалы: основа из картона, готовые формы (круги из ватных дисков ), пшено или семечки, глазки, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
АПРЕЛЬ
Тема: «Солнышко лучистое»
Цели:
- формировать практические навыки работы с поролоном (намазывать клеем кусочки поролона и наклеивать их по контуру);
- развивать цветовое восприятие;
- замечать изменения в неживой природе.
Материалы: контур солнышка, поролон желтого цвета, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
Тема: «Три веселых огонька»
Цели:
- продолжать учить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания;
- развивать чувство формы, цвета;
- продолжать учить составлять изображение из частей;
- развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение
- воспитывать аккуратность во время работы
Материалы: шаблон рисунка (светофора) на картоне, нарезанная бумажная салфетка на квадраты размером около 4см*4см красного, желтого и зеленого цвета клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка
Тема: «Веселая гусеничка»
Цели:
- учить детей составлять изображение предмета из одинаковых форм (кругов);
- продолжать учить детей пользоваться аппликационными материалами, аккуратно наклеивая детали изображения. - развивать чувство формы, цвета;
- продолжать учить составлять изображение из частей;
- развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение
- воспитывать аккуратность во время работы
Материалы: основа для аппликации – картон, готовые формы (круги разного цвета, диаметром 3-4 см), клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.МАЙ
Тема: «Ромашка-белоснежная рубашка»
Цели:
- продолжить знакомить детей с приемом в аппликации при помощи различных крупы;
- развивать тактильное восприятие;
- развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение;
- воспитывать аккуратность во время работы
Материалы: шаблон рисунка (ромашки) на картоне, манная крупа, кукурузная крупа, лавровый лист, бумага зеленого цвета для стебля, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.Тема: «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»
Цели:
- расширять представления детей о времени года – весне, её признаках, о первых весенних цветах;
- развивать восприятие окружающего мира, познавательные и творческие способности детей;
- : создание выразительных образов луговых цветов - жёлтых и белых одуванчиков;
- развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение;
- воспитывать аккуратность во время работы
Материалы: шаблон рисунка (одуванчика) на картоне, мелко нарезанные шерстяные нитки белого и желтого цвета, бумага зеленого цвета, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка
Тема: «Один раз в год сады цветут»
Цели:
- закреплять практические навыки аппликации (правильно держать кисточку, равномерно распределять шерстяные нитки, наносить клей на основу, использовать тряпочку для приклеивания);
- учить детей создавать красивый образ весеннего дерева;
- продолжать формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами и сочетать их;
- воспитывать аккуратность во время работы;
- формировать интерес и положительное отношение к аппликации
Материалы: форма дерева, вырезанная из картона, шерстяные нитки зеленого и коричневого цвета, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
Используемая литература
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2011
Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. –Ярославль: Академия развития, 2001
Грибовская А.А. Аппликация в детском саду для детей 3-5 лет
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Изд. Цветной мир, 2012