Сценарий праздника в 1 классе «Прощание с азбукой»


МОУ ИРМО « Дзержинская НШДС»
Сценарий праздника в 1 классе
«Прощание с азбукой»
Автор: учитель начальных классов Коваленко Оксана Петровна
Дети под музыку песни “Первоклашка» занимают места на сцене.
Вступительное слово учителя:
Уважаемые гости! Сегодня мы прощаемся с книгой, которая была с нами всё это время – с Азбукой. Она научила первоклассников читать. Много будет потом книг прочитано, но эта останется первой.
1.Мы собрали пап и мам,Но не для потехи.Мы сегодня рапортуемПро свои успехи.
2. Мы сегодня очень рады,Всем ребятам, папам, мамам.Мы приветствуем гостей,Дорогих учителей.
3. Всех знакомых, незнакомых -И серьезных, и веселых.Первый класс, первый класс,Пригласил на праздник вас.
4. Букв сначала мы не знали,Мамы сказки нам читали.А теперь читаем сами,Подружились сказки с нами.
5. Пусть зовут нас семилетки,Пусть не ставят нам отметки.Не ведем мы дневники,Все же мы ученики.
6. Любим светлый, чистый класс,Это раз!Здесь читаем мы слова,Это два!Ну, а в третьих, я КатюшкеСам уже пишу записки.И бабуля говорит:«Мой внучонок вундеркинд!»
7. Тому, кто хочет много знать,Кто хочет книги прочитать.Про горы и долины,Про водные глубины,Про звезды, ивы вдоль реки,Не обойтись без Азбуки!
8. Я с этой книжкой первый разПришел в свой первый светлый класс.Я эту книжку полюбил,Я в ней все буквы изучил,И как мне радостно сказать:«Умею я теперь читать!»
9.Мы все буквы изучили, Можем мы слова читатьИ «спасибо» вот за это Нужно азбуке сказать!
10.Мы в нарядах нынче новых,И у всех счастливый вид,Ведь сегодня мы досрочноИзучили алфавит!
11.Разбудите меня ночью,В самой серединочке,Расскажу вам алфавитБез одной запиночки.
12.Буквы гласные мы любимИ всё больше с каждым днём.Мы не просто их читаем –Эти буквы мы поём!
13. Апрель месяц за окном стоит,Весна в воздухе кружится.А нам сегодня предстоитС Азбукой проститься!
14.Не печалься, азбука,Лучше нету книжки!Подарю тебя теперьМладшему братишке.
15.Все закончили недавноАзбуку мы изучать.Слово «Родина» и «Мама»Знаем мы как написать.
16.Нас научила азбука читать,Слова на слоги разделять,Открыла тайны многих книг,К ней любой из нас привык.
Дети садятся на места.
Учитель:Самый первый свой учебникКласс с волненьем открывал…Видно, сказочный волшебникЭту книгу написал.
Учитель:Ребята, сегодня к нам в гости пришли бывшиепервоклассники, а теперь ученики 5 класса.
1-й ученик 5 класса:Отгадайте загадку:Чудесные! Прекрасные!Гласные! Согласные!Звонкие! Глухие!Разные такие!Без них нельзяПостичь науки!Вы догадались?Это…»
Первоклассники: Звуки!
2-й ученик 5 класса:Их мы слышим и произносим. Как же хочется их увидеть! Ребята, как это сделать?
3-й ученик 5 класса:Для этого существуют специальные значки – буквы алфавита, с их помощью можно обозначить звуки нашей речи.
4-й ученик 5 класса:В 2017 году нашей азбуке исполнилось 1151год. Наши далёкие предки, предки русских, украинцев и белорусов – славяне-братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Её назвали кириллицей. Потом в неё вносили разные изменения. И постепенно появилась та самая азбука, которой мы пользуемся сейчас.
5-й ученик 5 класса:В 1574 году была составлена и напечатана «Азбука» — первый на Руси печатный букварь. Название книга получила от двух первых букв алфавита а и б . В старину эти буквы назывались аз и буки .Отсюда и пословица: Сперва аз да буки, а там и науки.
Учитель:Буквы-значки, как бойцы на парад,В чётком порядке построены в ряд.Каждый в условленном месте стоит,И называются все…АЛФАВИТ!
Дети строятся на сцене (каждый называет свою букву):
А, Б (бэ), В (вэ), Г (гэ), Д (дэ), Е, Ё — постирали мы белье,Ж (жэ), 3 (зэ), И, Й, К (ка), Л (эль), М (эм) — кашу манную всю съем.
Н (эн), О, П (пэ), Р (эр), С (эс), Т (тэ), У — и посуду вымою.
Ф (эф), Х (ха), Ц (цэ), Ч (че), Ш (ша), и Щ (ща) – мы поймали два леща.
Ъ (твёрдый знак), Ы, Ь (мягкий знак) — не расстанутся никак.
Э, Ю, Я — буквы все — мои друзья.
6-й первоклассник:Ель, топор, лопата, руки-В каждом слове слышим ЗВУКИ!Звуки эти разные-Гласные, согласные.
7-й первоклассник:Дружат гласная с согласнойСоставляют вместе…СЛОГМа — и- ша ,а вместе МашаК нам явились на урок.
8 -й первоклассник:Если слоги встанут рядом,Получаются…СЛОВА.Ты- и – ква , а вместе “тыква”Со- и – ва –всего “сова”.
9-й первоклассник:Соединили мы два словаИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ готово.Дождь идёт.Гремит гроза.Улетела стрекоза
10-й первоклассник:Буквы, слоги и загадкиВ доброй Азбуке живут.По ступенькам постепенноВ сказку нас с тобой ведут…
Песня «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ»
Учитель:А теперь, учащиеся 1 «Б», вам нужно доказать, что эти 6 месяцев вы не просто приходили в школу, а приходили за знаниями.
Учитель одевает головной убор машиниста электропоезда.
Учитель:
-Я сегодня – не учитель,
Я сегодня – машинист.
Предлагаю вам сесть в поезд
И терпеньем запастись.
Захватите в путь смекалку,
Память взять не позабудь,
И друзей конечно тоже
С ними легче будет путь!
Много станций мы увидим,
Испытанья все пройдем,
И родителям докажем –
Во второй класс – перейдем!
Учитель: Наш поезд необычный!(Слайд 1) Это сказочный поезд. Из какого мультфильма?
-Все готовы? Тогда в путь!( гудок паровоза)
-Путь у нас не близкий. И в окне поезда мимо нас проносятся названия деревень, городов. Посмотрите на их названия. Что вам в них не нравится?( Слайды 2-5)
-Названия неправильно написаны. Названия городов, деревень пишется с заглавной буквы.
(появляются правильнонаписанные названия).
Учитель: Молодцы! А мы прибываем на нашу первую станцию. Она называется «Ребусово».( Слайд 6)
-Как вы думаете, какое задание нужно будет выполнить на этой станции?
-Расшифровать ребусы.
(Слайды 7-12)

Учитель: Отправляемся дальше. Как называется отдельное помещение в поезде?
-Вагон.
Учитель: В вагоне вы едите не одни, а с другими людьми. Как называются люди, путешествующие на поездах?
-Пассажиры.
Учитель: Что нужно сказать, когда вы зашли в вагон, в котором уже сидят другие пассажиры?
-Поздороваться!
Учитель: Посмотрите на экран. Правильно ли расставлены вежливые слова, в зависимости от того, что мы собираемся сделать. (Слайд 13)
Встречаясь- Добрый день!
Спасибо!
Здравствуйте!
Как пройти в библиотеку?
Уходя- До свидания!
Приятного аппетита!
Всего хорошего!
Пока!
Учитель: Молодцы! Мы прибыли на вторую станцию. Как она называется?
-Грамматеево.( Слайд 14)
Учитель: - Под каждой из фотографий подпись. Вам нужно ее прочитать и решить, правильно она написана или нет.( Слайды 15-20)
Учитель:- Правильно! Отправляемся в путь. Чтобы не было нам в дороге скучно, отгадаем загадки.
Не похож на человека, Но имеет он сердечко. И работе круглый год Он сердечко отдает. Пишет он, когда диктуют, А сегодня вечерком Он и чертит, и рисует. Он раскрасил мой альбом. 
карандашЯ люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? - ... 
линейкаПроживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. 
цифрыНа столе передо мной Закрутился: шар земной: Арктика, Экватор, Полюс, — Уместил всю землю... 
глобусСвою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. 
кистьТо я в клетку, то в линейку, — Написать по ним сумей-ка, Можешь и нарисовать, Называюсь я... 
тетрадьУчитель: Мы прибываем на следующую станцию. Она называется…….
-«Сказочная» (Слайд 21)
Учитель: Вам, ребята, нужно будет по отрывку из текста, отгадать название сказки.
(Слайды 22-25)
*Журавль  стук-стук  носом  по  тарелке. Стучал,  стучал – ничего  не  попадает. («Журавль и лисица»)
*Бабка  за  дедку,  дедка  за  репку,  внучка  за  бабку. Тянут-потянут,  вытянуть  не  могут.(«Репка»)
*-Кто,  кто  в  теремочке  живёт?  
-Кто,  кто  в  невысоком  живёт?
– Я,  мышка-норушка.
– Я,  лягушка-квакушка.  А  ты  кто?    («Теремок»)
*«…Однажды бедную окраину собрался посетить сам правитель страны, принц Лимон. Придворные ужасно беспокоились, не ударит ли луковый запах в нос его высочеству...»( «Чипполино»)
Учитель: Мы с вами прошли все буквы алфавита. А  теперь  попробуйте  в  стихотворении,  которое  я  прочту,  отыскать  буквы,  которые  стоят  не  на  своём  месте.
Неизвестно,  как  случилось,
Только  буква  заблудилась,
Заскочила  в  чей-то  дом
И  хозяйничает  в  нём.
И  едва  туда  вошла  буква-озорница,
Очень  странные  дела
Начали  твориться.            
*Закричал  охотник:  «Ой,
Двери  гонятся  за  мной!»  (Звери)
*На  виду  у  детворы
Крысу  красят  маляры.  (Крышу)
*Посмотрите-ка,  ребятки,
Раки  выросли  на  грядке.  (Маки)
*У  печки  с  удочкой  сижу,
От  рыбы  глаз не отвожу. (У речки)
*Старый  дедушка  Пахом
На  козе скакал  верхом. (На  коне)
*Загремел  весенний  гном,
Тучи  на  небе  кругом. (Гром)
*Чёлочка  в  лесу  растёт,
Зеленеет  круглый  год. (Ёлочка)
*Липы  не  найдут  зайчат –
Спрятались  они,  молчат. (Лисы)
*Нарушая  тишину,
Воют  вилки  на  Луну. (Волки)
*Пышка  любит  грызть  зерно –
Очень  вкусное  оно! (Мышки)
Учитель: Как называется станция прибытия?
-«Звуково» (Слайд 26)
Учитель: кроме того, что нужно отгадать загадку, нужно из букв нужного цвета найти и составить слово-отгадку. (Слайды 27-30)
Учитель: Молодцы! Ребята, а как называется человек, с которым вы вместе совершаете путешествие? ( Попутчик). От какого слова оно образовано? ( Путь)
Очень часто новые слова образуются от действия, которое совершается. Давайте немного пофантазируем и придумаем новые названия словам.
Например:
Молоток – стукальщик, забивальникЛейка – поливайкаДуш – ……………………………………
Одеяло – ………………………………..
Полотенце - …………………………….
Учитель: Последняя станция на нашем пути «Задачкино».(Слайд 31) Из названия можно догадаться, что нужно будет сделать. Но задачи будут необычные, а в стихах.(Слайды 32-35)
1)Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два — под березой,
Два — у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине?
2)Две ромашки-желтоглазки,
Три веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?
3) Забежал щенок в курятник,
Разогнал всех петухов.
Три взлетели на насест,
А один в кадушку влез.
Два — в раскрытое окно,
Сколько было их всего?
4)На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок,
Помогите вы Танюшке,
Сосчитать ее игрушки!
Учитель: Прибываем на конечную станцию и нас вышли встречать много букв, но на станции высокий забор и он закрывает половину буквы. Мы сможем назвать буквы, которые вышли нас встречать?
-Сможем.
(Слайды 36-37)
Учитель: И конечно же вы сможете прочитать пожелание, которое составили наши буквы! (Слайд 38)
Учитель: Ребята сегодня мы прощаемся с вашей первой книгой «Азбукой». Теперь вам интересно будет знакомиться,   и читать новые книги. И вам осталось пройти последнее испытание. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «Нет» или «Да».
Азбука дала вам знания,
Они с вами навсегда.
Помнить будете, вы? (Да)
Впереди ребята ждут вас  книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет)
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
 Будете лениться? (Нет)
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да)
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите, вы? (Нет)
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
Первоклассник:Ты книга первая моя,Теперь читать умею я!На свете много книжек есть,Теперь смогу я их прочесть.
Первоклассница:До свиданья! До свиданья!А на следующий годНаша Азбука читать научитТех, кто в первый класс придёт!
Детям вручают подарки.
Использованные источники:
http://www.zagadki.org/riddles/school/1http://galina-59.livejournal.com/349248.htmlhttp://kk.docdat.com/docs/index-421557.htmlhttp://www.cbs-novoch.ru/mybadwordlist/azb.html