Мастер-класс Технология эвристической образовательной ситуации


МОУ «Дульдургинская СОШ»
Учитель русского языка и литературы
Мызгина Жанна Михайловна
Myzginaz@mail.ru
Мастер-класс
«Технология эвристической образовательной ситуации на уроках
как условие формирования ключевых компетенций учащихся»
Слайд1
Цель: ознакомление с технологией эвристической образовательной ситуации и демонстрация наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, применяемых при организации эвристической образовательной ситуации (слайд2)
Задачи:
познакомить коллег с технологией эвристической образовательной ситуации,
Представить наиболее результативные элементы собственной системы работы, методических приемы, применяемые при организации эвристической образовательной ситуации
расширить методическую и знаниевую базу учителя ( слайд 3)
Предполагаемый образовательный продукт:
Внешний:
-алгоритм для учителей по подготовке и проведению эвристической образовательной ситуации;
-создание открытых заданий по предметам;
Внутренний:
осознание педагогической аудиторией эффективности технологии эвристической образовательной ситуации.
Оборудование: раздаточный материал, авторская медиапрезентация 32 слайда
1 шаг: презентация педагогического опыта
(краткое обоснование основных идей)
«Формируя ОУУН, школа готовит человека, умеющего учиться, тогда как, формируя ключевые компетенции, готовит человека, умеющего жить».(Сергеев) Логику реализации компетентностного подхода в преподавании можно представить следующим образом: компетентностный подход в образовательной деятельности направлен на формирование компетенций учащихся. Формирование компетенций реализуется через организацию деятельности учащихся (деятельностный подход). Эффективность деятельности зависит от мотивации ( интерес ученика к деятельности, личностная значимость).
Мотивировать учащихся может образовательная ситуация (ситуация успеха, проблемная, эвристическая). Решение образовательных ситуаций способствует развитию навыков деятельности (проблемной, исследовательской, проектной, эвристической). (слайд4)
Эвристическая деятельность предполагает трёхуровневый подход к изучению образовательного объекта(1- частнопредметный, 2-общепредметный,3- метапредметный)
Эвристическая образовательная ситуация— это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех её участников. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задаёт технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены. (слайд5)
Эвристическая деятельность включает:
Творческий процесс по созданию образовательной продукции в учебных предметах
Познавательные процессы, которые необходимы для творчества
Оргдеятельностные, методологические, психологические процессы, которые обеспечивают творчество и познание ( слайд6)
Для создания эвристической ситуации необходимо эвристическое (открытое) задание.
2-й шаг. Определение основных приёмов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям. (Приемы и методы подробно в содержании)
В данном мастер-классе мы продемонстрируем наиболее результативные элементы собственной системы работы:
В основе мастер-класса - технология эвристического обучения. Мы познакомимся с технологией, составим алгоритм для учителей по подготовке и проведению эвристической образовательной ситуации;
Мы представим:
Методы и приёмы применяемые на различных этапах эвристической образовательной ситуации
Приёмы работы по формированию операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении.
Для создания эвристической ситуации необходимо эвристическое (открытое) задание. Рассмотрим открытое задание в сравнении со стандартным, а затем попытаемся составить открытое задание.(слайд7)
3-й шаг. Имитационная игра: занятие со слушателями, на котором учитель демонстрирует приёмы эффективной работы с учащимися с использованием конкретного содержания предмета.
Уточняем образовательный объект: технология эвристического обучения.(слайд8) Запишем как ключевое понятие. В течение нашего общения вы можете фиксировать ассоциации, мысли, наблюдения, сравнения которые приходят в голову. Это метод майндмэппинга, он предложен психологом Тони Бьюзеном. Универсальность его в том, что использовать его может и домохозяйка, и магнат, а в процессе обучения его использование обеспечивает высокие результаты.
Майндмэппинг( ментальная карта)-метод визуализации мышления и альтернативной записи. Применяется для создания новых идей, их фиксации, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. Во время чтения текста записывать все возникающие мысли и чувства либо визуальные образы, возникающие в сознании. Эта работа позволяет «заглянуть в себя» и запечатлеть личное первоначальное восприятие, чтобы потом в процессе дискуссии основываться на своих, а не чужих мыслях и чувствах.(Слайд9)
«Слова у нас до важного самого в привычку входят ветшают, как платья, хочу сиять заставить заново величественное слово…» - технология! Технология эвристического обучения. Какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание? (впечатления, цепочка слов внутри слова) (Слайд10)
Мы выявили субъектный опыт, ваши ассоциации. А сейчас с помощью метода конструирования расположим элементы технологии ЭОС в их логической взаимосвязи.
Слайд11
Эвристическая образовательная ситуация - это ключевой технологический элемент эвристического обучения Хуторского. основными составляющими которой являются:
образовательная напряженность;
уточнение образовательного объекта;
конкретизация задания;
решение ситуации;
демонстрация образовательной продукции;
систематизация полученной продукции;
работа с культурно-историческими аналогами;
рефлексия.
Слайд12
Открытое задание-проблема или вопрос для учащихся с неизвестным для нас и для них решением.:
Эвристические задания направлены на развитие качеств:
-когнитивные( умение познавать мир ,осуществлять поиск проблем, видеть противоречия и.д.);
-креативные(ассоциативность, образность, способность к генерации идей, инициативность и т.д)
- оргдеятельностные (умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества);
Выделяются задания когнитивного типа, задания креативного и оргдеятельностного типа.
Приведу пример преобразования закрытого задания в открытое (слайд13)
Русский язык 10 класс:
Параметр сравнения Стандартное задание Открытое задание
Образовательный объект Орфограмма «Чередующиеся гласные в корнях слов» «Моё правило»,
«Мой диктант»
Виды деятельности Нахождение орфограммы, объяснение, выполнение заданий из учебника Исследование языковых единиц с орфограммой; группировка слов по способу проверки; выявление закономерностей правописания чередующихся гласных; формулирование своей версии правила; составление диктанта на данную орфограмму;
Образовательный продукт материальное воплощение отсутствует; внутренний продукт может не быть зафиксирован материальный продукт: версии правила, диктант;
внутренний продукт: осознанный выбор орфограммы;
Методы деятельности репродуктивные метод исследования, метод конструирования правил, метод синектики;
Зажигательность задания стандартное задание увлекает, начиная с названия
Образовательная значимость научатся находить орфограмму, объяснять правописание слов…(на уровне ЗУН) будут уметь ориентироваться в языковом материале, будут осознанно выбирать гласную в корне, установят закономерности выбора гласной ; (формирование компетенций)
Технологичность высокая высокая
Человекосообразность задание может быть интересно некоторым учащимся задание основано на личном опыте, наблюдении за языковыми единицами, предполагает создание своего оригинального продукта
Практическая значимость энциклопедические знания диктант можно использовать для заданий в классе;
Сравнение показывает, что открытое задание позволяет осуществить трёхуровневый подход к образовательному объекту: 1-частнопредметный, 2- общепредметный, 3-метапредметный;
А сейчас я продемонстрирую применение ЭОС в проекции на предмет: (не забываем о ментальных картах):
«Слово- единица измерения мира», слово – это знание, и задача образования – помочь человеку обнаружить внутри себя это знание. Я продемонстрирую работу со словом, которую можно использовать в преподавании разных предметов.
От тайны слова …(слайд14).
Я предлагаю вам провести урок в форме конференции. А чему она будет посвящена подскажут эпиграфы:
О чем они? (О слове, о магии слова)
Как связаны слова совесть и конференция.
Наша конференция будет посвящена слову, мы будем учиться постигать смысл слова. А как это сделать нам подскажет притча.
Притча: 4 слепых подошли к слону и попытались определить, что такое слон?
1 – слон похож на дерево
2 – веревка (хвост)
3 – стена
4 – большая корзина
Человек, проходящий мимо, сказал: «Никто из вас не прав, но слон соединяет в себе все признаки, которые вы назвали».
Какова идея этой притчи ?
Вывод:
Создание целостной картины мира происходит через соединение разрозненных представлений, смысла. Из частей собрать целое. Это синтез.
Сегодня мы учимся глубоко осмысливать слово, понятие, термин.
Есть ли у нас способ действия? (алгоритм)(Слайд15)
1.этимологический анализ
2.поиск аналогий из другой предметной области
3.выявление общего смысла
4.создание объёмного представления о понятии
5.синтезировать полученные знания
Работа с понятиями: )( Слайд16)
синтаксис, симбиоз,симпатия,симфония (Работа групп)( Слайд17)
1.дать определение
2.выявить ключевое слово в этом понятии
3.записать его
4.преобразовать слово в образ
Комментарий:
В основе заданий- аналитико-синтетическое действие. Они направлены на развитие аналитического, ассоциативного мышления, дивергентного мышления.
Представление результатов работы:
Симфония - (от греч. συμφωνία — «созвучие») — музыкальное произведение, как правило в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром, один из важнейших жанров симфонической музыки.(Слайд18)
Синтаксис - (от др.-греч. σύνταξις — «построение, порядок, составление») — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и  словосочетаний.(Слайд19)
Симбиоз - (от греч. συμ- — «совместно» и βίος — «жизнь») — это тесное и продолжительное сосуществование представителей разных биологических видов. Слайд20)
Симпатия -  (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям и явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т. п. Слайд 21)
Слайды по ходу ответов
Слайд22
Симфония-созвучие
Синтаксис-соединение
Симбиоз-сосуществование
Симпатия-притяжение,соединение.
что общего?
соединение или синтез
какая часть слова содержит это значение?(назовём слова, содержащие морфемы син-, сим-) синхронный, симметрия, синергетика
Мы взяли слова и понятия из разных областей, как же мы постигали смысл слова?(Слайд23)
1.этимологический анализ
2.поиск аналогий из другой предметной области
3.выявление общего смысла
4.создание объёмного представления о понятии
5.синтезировать полученные знания
Соединим в целое наши усилия (Слайд24)
Что получилось?
Обобщенный образ
Вывод: Синтез как мыслительная операция поможет вам проникнуть в тайну слова, термина, понятия. Синтез как процесс встретится вам в разных областях жизни. (Слайд 25-26)
Синтезируем значения слов( слайд27)
Синтаксис – музыка слов
Симфония – музыка звуков
Симбиоз – музыка жизни
Симпатия – музыка чувств
Вернемся к началу разговора: как связаны слова совесть и конференция?(Слайд 28)
Морфемы син, сим, со,кон-синонимы
А сейчас каждый из вас допишет концовку нашей темы урока, которая будет идеей нашей сегодняшней конференции.
(Слайд 29) От тайны слова к познанию мира
4-й шаг. Моделирование.
Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей по разработке модели урока в режиме технологии урока мастера и управляют ею.
Работа слушателей в группах
Задания для групп (Слайд30)
Вариант1
Используя таблицу «Технология эвристической образовательной ситуации» составьте алгоритм (технологическую инструкцию) для учителей по подготовке и проведению эвристических ситуаций.
Вариант2 Используя таблицу2, составьте открытое задание по предмету(выбор)
Демонстрация образовательных продуктов слушателей, обсуждение, сравнение с культурно-историческим аналогом( технологической инструкцией для учителей по подготовке и проведению эвристических образовательных ситуаций.
5-й шаг. Рефлексия.
Результатом совместной деятельности является модель занятия (или отдельного фрагмента), которую разработал участник мастер- класса с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Проведём рефлексию с помощью метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», это метод параллельного мышления.(Слайд31)
Белая шляпа- мышление фактов и цифр, безоценочная информация, статистика.
Красная шляпа- эмоциональное мышление (чувства, эмоции, впечатления)
Чёрная шляпа- критическое мышление (минусы, трудности)
Жёлтая шляпа -оптимистическое мышление (положительные моменты, юмор)
Зелёная шляпа-творческое, креативное мышление(отразить в творческой деятельности ситуацию, проблему)
Синяя шляпа- продуктивное управление процессом мышления (философское осмысление, важен ли для вас полученный опыт)
«Шесть шляп» можно использовать для любой умственной работы в самых разных областях и на самых разных уровнях. На личном уровне это могут быть, к примеру, важные письма, статьи, планы, решение проблем. В одиночной работе — планирование, оценка чего-либо, дизайн, создание идей. В групповой работе — проведение встреч, рефлексия и планирование, разрешение конфликтов, обучение.
Слайд 32 Спасибо за внимание!!!
Литература
1.Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №- 5. – С. 55-61.
2. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. -М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,2000.-320с.-с.99)
3.Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htmМастер- класс.
Раздаточный материал:
Таблица1
Технология эвристической образовательной ситуации
Элемент
ситуации Деятельность учителя Деятельность ученика
1 2 3
Образовательная напряженность Фиксация или создание образовательной напряженности. Формулировки проблемы, связанной с изучаемым объектом, которая не имеет известного решения Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы
Уточнение образовательного объекта Обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета. Расширение или создание необходимой образовательной среды Выявление личного опыта и проблематики по отношению к обозначенному объекту. (Что для меня данный объект?)
Конкретизация задания Формулирование учебного задания в виде, обеспечивающем возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником (Почему или согласно чему я должен действовать?
Знаю ли я, как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действий)
Решение ситуации Сопровождающее отношение учителя к процессу создания учениками образовательной продукции. Помощь в достраивании этой продукции до воспринимаемого другими учениками Личное решение эвристической ситуации каждым учеником с помощью эвристических методов. Индивидуальная, парная и групповая деятельность учеников
Демонстрация образовательной продукции Организация обсуждения, дискуссии, споры, рецензии. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений и других результатов учеников Демонстрация своих образовательных продуктов: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т.п
Переформулирование обсуждаемых проблем, рождение новых
Систематизация полученной продукции Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта. Выявление метапредметных уровней полученных продуктов Переопределение образовательной продукции на качественно ином уровне.(В чём мой результат, какова его роль и место в общих результатах?)
Работа с культурно-историческими аналогами Введение культурно-исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам, в том числе и внесение а образовательное пространство представлений самого учителя Сопоставление разных типов продукции, самоопределение по отношению к многообразию точек зрения и способов решений. Развитие эвристической ситуации на новом уровне
Рефлексия Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии эвристической деятельности отдельных учеников и всех вместе. Формулирование окончательного или открытого решения образовательной ситуации Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. «Снятие» и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. (Был ли достигнут мой первоначальный замысел? Какие изменения произошли во мне?)
Таблица 2
Параметр сравнения Стандартное задание Открытое задание
Образовательный объект Орфограмма «Чередующиеся гласные в корнях слов» «Моё правило»,
«Мой диктант»
Виды деятельности Нахождение орфограммы, объяснение, выполнение заданий из учебника Исследование языковых единиц с орфограммой; группировка слов по способу проверки; выявление закономерностей правописания чередующихся гласных; формулирование своей версии правила; составление диктанта на данную орфограмму;
Образовательный продукт материальное воплощение отсутствует; внутренний продукт может не быть зафиксирован материальный продукт: версии правила, диктант;
внутренний продукт: осознанный выбор орфограммы;
Методы деятельности репродуктивные метод исследования, метод конструирования правил, метод синектики;
Зажигательность задания стандартное задание увлекает, начиная с названия
Образовательная значимость научатся находить орфограмму, объяснять правописание слов…(на уровне ЗУН) будут уметь ориентироваться в языковом материале, будут осознанно выбирать гласную в корне, установят закономерности выбора гласной ; (формирование компетенций)
Технологичность высокая высокая
Человекосообразность задание может быть интересно некоторым учащимся задание основано на личном опыте, наблюдении за языковыми единицами, предполагает создание своего оригинального продукта
Практическая значимость энциклопедические знания диктант можно использовать для заданий в классе;


Демонстрация
Задания для групп:
Работа с понятиями:
синтаксис, симбиоз,симпатия,симфония (Работа групп)
1.дать определение
2.выявить ключевое слово в этом понятии
3.записать его
4.преобразовать слово в образ
Моделирование
Задания для групп (слушатели):
Вариант1
Используя таблицу «Технология эвристической образовательной ситуации» составьте алгоритм (технологическую инструкцию) для учителей по подготовке и проведению эвристических ситуаций.
Вариант2
Используя таблицу2, составьте открытое задание по предмету(выбор)
Технологическая инструкция (алгоритм) для учителей по подготовке и проведению эвристических ситуация.
Определите главный образовательный объект эвристической ситуации (вещь, понятие явление, процесс, традиция, предмет, свойство, качество и др.), а также связанную с объектом и интересную для детей проблему. Подумайте над тем, как помочь детям обнаружить их личную внутреннюю связь с изучаемым объектом, как сделать для них проблему личностно значимой. Для этого привлеките личный опыт и проблематику учеников, предположите, какого рода образовательный продукт вы ожидаете от учеников.
Сформулируйте открытое задание или проблему для детей с неизвестным для них и для вас решением. Реализация данного этапа более эффективна тогда, когда в классе уже создана образовательная напряженность и через выполнение задания ученики выражают свою активность. Формулирование задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда задние (или несколько разных заданий) формулируют ученики. Сверхмастерство педагога – когда сформулированные детьми задания не просто интересны , но и новы для учителя.
Дайте возможность лично решить возникшую или созданную ситуацию (задание) каждому ученику. Сопроводите возникающие творческие ростки и помогите ученикам достроить их до воспринимаемого другими учениками вида. Это главный этап эвристической ситуации – создание учениками образовательного продукта. Будьте внимательны, отыскивайте признаки творчества в любом ученическом результате, боритесь со своими стереотипами.
Обеспечьте демонстрацию образовательной продукции учеников: версий, стихов, задач, определений, символов, поделок, рисунков, проектов и т.п. в форме устных сообщений, обсуждения по группам, вернисажа, выставки, письменного взаиморецензирования, выступления с докладом.
После демонстрации образовательных продуктов вводите культурно-исторические аналоги из сокровищницы человеческого опыта – тексты-первоисточники, картины, версии, законы, теории, дефиниции, мнения ученых, сведения из учебников, свои собственные знания и представления.
Организуйте деятельность по сравнению, сопоставлению, классификации, - детских, культурно-исторических, а также учительских образовательных продуктов. В случае переопределения учениками своих позиций или продуктов помогите им осознать причины изменения точки зрения. Обеспечьте развитие образовательной ситуации.
Организуйте рефлексию учеников по осознанию и усвоению примененных способов познания, возникших проблем и путей их решения. Помогите ученикам обозначить индивидуально достигнутые результаты. Выявите и обозначьте коллективно созданные образовательные продукты.