Самоанализ бинарного, коррекционного занятия по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих и современных технологий. Тема: «Зимушка – зима»


САМОАНАЛИЗ БИНАРНОГО, КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ТЕМА: «ЗИМУШКА – ЗИМА»
Учитель – логопед: Чурикова Ульяна Евгеньевна
Краткая характеристика группы.
Старшая группа, дети 6-го года жизни с речевыми диагнозами общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дизартрия.
В группе 25 детей, поэтому непосредственно образовательную деятельность провожу по подгруппам, а также провожу индивидуальную работу.
Данное занятие посвящено формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста на базе лексической темы «Зимушка – зима».
Учебный материал соответствует требованиям государственной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010 г; и дополнительной для групп компенсирующей направленности (для детей с ТНР): «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.С.Филичевой, Т. В. Тумановой, Г.В.Чиркиной. 2010г.

Занятие спланировано в соответствии со вторым периодом обучения, перспективным планом и с учетом лексической темы «Зимушка – зима».
Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно связано с предыдущими занятиями и опирается на них.

Учитывая сложившуюся эпидемиологическую обстановку, увеличение в окружении детей численности заболевших людей), обучение дошкольников заботе о своем здоровье, проведение профилактических мер для здоровьесбережения детей считаю для себя обязательным. Понимая это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.
Основная цель занятия.
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста
с использованием здоровьесберегающих технологий.
Оздоровительные задачи, которые я определила в данном занятии:
научить детей посредствам правильного выполнения игрового массажа, дыхательной гимнастики, выполнения кинезиологических упражнений благотворно влиять на внутренние органы;
провести оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний и утомляемости.
Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые заключения детей группы (ОНР, ФФНР, Дизартрия), особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные возможности каждого ребенка.
Учитывая все это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.
Коррекционно-образователъные цели:
Закрепить знания о признаках зимы.
Закрепить знания о пословицах и поговорках о зиме.
Развивать речевое дыхание с помощью фонетической зарядки.
Развивать умение подбирать родственные слова.
Закрепить понятие о звуках.
Развивать умение выделять первый и последний звук в словах.
Учить составлять слова по первым звукам картинок.
Учить детей выполнять звуковой анализ слов.
Продолжать учить детей делить слова на слоги.
Продолжать учить детей составлять предложения и выкладывать их схематически.
Развивать умение составлять синквейн.
Учить детей находить сходства и различия у предметов.
Учить использовать в речи комплименты.
Коррекционно-развивающие цели:
продолжать формировать и расширять словарный запас детей;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие;
вырабатывать речевой выдох;
развивать память, внимание, логическое мышление;
развивать умение выражать эмоции.
Коррекционно-воспитательные цели:
воспитывать чувство самоконтроля и речевой регуляции;
формировать положительное эмоциональное состояние ребенка.
Методы и приёмы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.
При выборе темы занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДУЗ, учитывала возрастные особенности детей, а также уровень их развития.
Были продуманны условия:
1. В группе проветрено, чисто.
2. Продуманно размещение детей, расставлено оборудование.
3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.
4. Компьютерная презентация, используемая на занятии, демонстрировалась через компьютер и телевизор, с соблюдение всех норм безопасности.
Выбор структуры занятия.
Структура и содержание занятия на повторение и закрепление соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 4-х взаимосвязанных этапов: Организационный момент; актуализация знаний; повторение и практическое применение знаний, полученных на прошлом занятии; подведение итогов.
Первый этап – организационный момент. На этом этапе важно вызвать эмоциональный интерес детей, организовать внимание, подготовить детей к деятельности. Активировала внимание сюрпризным моментом.
На следующим этапе были выявлены знания, полученные на прошлых занятиях и знания из личного опыта детей.
Чтобы поддержать интерес детей я использовала игровую ситуацию. Разыгрывая ее, я задавала детям вопросы, следила, чтоб они отвечали полным ответом, давала образец правильной речи, старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная.
Третий этап – повторение и применение знаний и умений детей.
Заключительный этап – подведение итогов. На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы. Так же я провела моральное поощрение.
Все этапы отображали одну тематику и были взаимосвязаны.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
Используемые формы и методы работы.
В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей подгруппой и использовала индивидуально-дифференцированный подход. Использовала также такие методы и приемы:
Игровые
- сюрпризность- создание игровой ситуации
- воображаемая ситуация в развернутом виде.
Словесные
- разговор, беседа
- вопросы
- использование художественного слова
- напоминание, пояснение
- обучение правильной артикуляции
- педагогическая оценка.
Практические
- Пальчиковые игры,
- физкультминутки,
- упражнения на развитие плавного речевого дыхания,
- содружественных движений рук и органов артикуляции.
Наглядные
- демонстрация пособий- компьютерная презентация.
В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Формирование связной речи у детей старшей группы является основополагающей, т.к. большая часть детей в этом году идет в школу. Процессу овладения детьми грамматической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием слухового и зрительного внимания, восприятия.
На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Оказание дружеской помощи, поддержки, это создало положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысили речевую активность детей, и сохранялся интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, ответы детей в выполнении речевых заданий перемежались с уже знакомыми детям видами деятельности, такими как фонетическая зарядка, зрительная гимнастика, полюбившаяся детям пальчиковая гимнастика с Су-Джоками. Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Я стремилась последовательно
провести детей через все занятие и обосновать необходимость выполнения каждого задания.
Обучение детей упражнениям применяемым технологией здоровьесбережения проводится постепенно. На этом занятии я использовала самомассаж и дыхательное упражнение, зрительную гимнастику по таблицам Базарного. На всех этапах занятия старалась активизировать речевую деятельность детей. Детям предлагались задания, побуждающие их к высказыванию. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, помогала им высказаться при необходимости, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, стремилась эмоционально поддержать. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах - подсказки, наводящие вопросы, движения и жесты.
На данном занятии я использовала компьютерную презентацию.
Использование компьютеров в образовательной деятельности  в детском саду выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Для меня компьютер – это инструмент,  который дает мне возможность делать обучение детей более интересным и простым, а получаемые знания более глубокими. На мой взгляд, использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное детское любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.
Использование мультимедийной презентаций позволило сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствовало хорошей результативности занятия. 
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения, были заинтересованы, старались быть внимательными.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объеме и цель достигнута.