Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему Зима и зимующие птицы


Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: Зима в лесу. Зимующие птицы.
Составитель: Василенко Елена Фирдаусовна 
Интеграция образовательных областей.
Социально - коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественно – эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Цель: развитие всех компонентов в устной речи детей, обобщение знаний детей о зиме и зимующих птицах.
Задачи.
Социально-коммуникативное развитие.
Продолжать уточнять и расширять представление детейо зиме и зимующих птицах. Расширять возможность речевого общения ребенка со взрослым и сверстниками: развивать умения считаться с желаниями других детей. Способствовать развитию доброго, бережного отношения к природе.
Познавательное развитие.
Расширять знания детей. Формировать познавательный интерес детей к особенностям зимы. Закреплять и расширять представления детей о зиме и зимующих птицах.
Речевое развитие.
Развивать свободное общение с взрослыми и детьми. Помочь усвоить слова, обозначающие предметы, действия, признаки, уточнить и расширить словарь по теме «Зимующие птицы»; совершенствовать умения образовывать и использовать в речи относительные прилагательные, образование множественного числа существительных, развивать умение составлять связные монологические высказывания описательного характера.
Художественно – эстетическое развитие.
Развивать творческие способности, творческое воображение, фантазию.
Развивать моторную функцию рук; воспитывать художественный вкус.
Развивать умение договариваться друг с другом, работать в команде.
Физическое развитие.
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движением, мелкую моторику пальцев рук.
Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в движении, снятие напряжения.
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки.
Методы и приемы.
Наглядные: демонстрация мультимедийной презентации «Зима и зимующие птицы», видеоролик о зимующих птицах.
Словесные: рассказ воспитателя, беседа о зимующих птицах, загадывание загадок.
Игровые: сюрпризный момент, дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Практические: игровое упражнение Игра с мячом «Один – много». Физкультминутка «Скачет шустрая синичка».
Материалы и оборудование.
Презентация «Зима и зимующие птицы», картинки с изображением зимних птиц.
Художественные материалы для творческой работы: бумага, кисточки, краски, салфетки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Сюрпризный момент, дидактическая онлайн игра: «Зимующие и перелетные птицы».
Коммуникативная Беседа, вопросы-ответы, составление рассказов с опорой на рисунок.
Восприятие художественной литературы Загадывание загадок о зимующих птицах.
Двигательная Игровое упражнение «Игра с мячом «Один – много»».
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Самообслуживание и элементарный труд Приготовление и уборка своего рабочего места
Изобразительная
  Рисунок: «Зимующие птицы»
 
Логика образовательной деятельности
Этапы
  Деятельность
воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые
результаты
Организационный момент (Видео о птицах) (Слайд 2)
Воспитатель: ребята, о ком мы сегодня с вами поговорим?
Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы. Дети смотрят видеоролик о зимующих птицах, отвечают на вопросы.
  Создание положительного настроения.
 
Беседа, мотивация деятельности. Загадывание детям загадок о зимующих птицах. Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Чёрненькая шапочкаИ полоска шарфика.(Синица) (Слайд 3)
Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.
Чернокрылый,КрасногрудыйИ зимой найдет приют:Не боится он простуды- С первым снегомТут как тут!(Снегирь) (Слайд 4)
С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно; их красные грудки, голубоватые серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут, выкормят птенцов.
Птичка-невеличкаНожки имеетА ходить не умеет.Хочет сделать шажок- Получается прыжок.(Воробей) (Слайд 5)
Воробей – маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей – шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза
Непоседа пёстрая,Птица длиннохвостая,Птица говорливая,Самая болтливая.Вещунья белобока,А зовут её ...(Cорока) (Слайд 6)
Сороку знают все. Это красивая оседлая птица из семейства Врановые, рода Сороки. Ее длина 45 см. Сорока имеет характерное оперение контрастного белого и черного цвета. У нее очень длинный черный с зеленоватым отливом хвост (прекрасный руль) и черные с синеватым отливом крылья. Голова, шея, зоб, спина и верх груди черные. У брюха, низа грудки и полос на плечах окраска белая.
Воспитатель: Какие это птицы? (Зимующие) Дети отвечают на вопросы.
 Закреплять знания детей и правильно распознавать зимующих и перелетных птиц.
Игровое упражнение Игра с мячом «Один – много».  Воспитатель: Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов
Ворона - (вороны) сорока – (сороки)
Голубь - (голуби) сова – (совы)
Снегирь - (снегири) галка - (галки)
Клёст - (клесты) свиристель - (свиристели)
Перо - (перья) крыло - (крылья)
Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)
Дети отвечают на вопросы.
Умение образовывать множественное число существительных.
Дидактическая игра «Зимуюшие и перелетные птицы».
http://LearningApps.org/display?v=p3gu1r2nn16 (Слайд 7)  Дети выполняют задания в онлайн режиме
 
  Закреплять знания детей и правильно распознавать зимующих и перелетных птиц.
Физкультминутка. Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица,
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок,
(прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень,
(прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири(прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень!
(прыжки на месте на двух ногах)
Дети совместно с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом.
  Создание условий для двигательной деятельности, снятия напряжения.
Нарисуй зимующую птицу и составление рассказа по картинке.
Рисунок «Зимующие птицы в лесу» Дети рисуют зимующих птиц и рассказывают о них.
 
 
Формирование эстетического вкуса
Совершенствовать умения аккуратно рисовать и раскрашивать, составлять рассказ с опорой на картинку.
Рефлексия.
 
Понравилось вам занятие? Что больше всего понравилось, что меньше? (Слайд 8) Дети отвечают на вопросы. Акцентируется внимание на более эмоционально запомнившиеся моменты занятия.
Домашнее задание «Кормушки для зимующих птиц».
Дети совместно с родителями делают кормушки для птиц. (Слайд 9) Формирование бережного отношения к природе, птицам