Конспект занятия по развитию речи на тему Зимушка — зима (старшая группа)


Тема занятия по развитию речи «Зимушка-зима»
Цели:
-обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;
-систематизировать знания детей о зимних изменениях в природе;
-активизация словаря по теме;
-закрепить умение в подборе определений к заданному слову; образовывать притяжательные прилагательные;
-формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Задачи:
учить понимать причины сезонных изменений в природе и в жизни животных в зимний период; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке; за явлениями природы (ветер, метель, снегопад, образование сосулек, эксперимент со снегом и т. д.), беседа о диких животных, рассматривание картинок.Материал: предметные картинки с изображением медведя, волка, зайца, лисы, белки, ежа, синицы и снегиря.; декорации зимнего леса, мольберт, маленькие магнитики, картинки к игре «Найди группу». Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
У всех хорошее настроение?
Послушайте стихотворение А.С. Пушкина. (Стихотворение читает ребенок)
Вот север, тучи нагоняя,Дохнул, завыл – и вот самаИдет волшебница зима!Пришла, рассыпалась; клоками,Повисла на суках дубов,Легла волнистыми коврамиСреди полей, вокруг холмов,Брега с недвижною рекоюСровняла пухлой пеленою,Блеснул мороз. И рады мыПроказам матушки – зимы.
Воспитатель:- О каком времени года этот отрывок из стихотворения? Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: -Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем?Скажите, пожалуйста, какая же у нас русская зима?
Ответы детей:
Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.Воспитатель: -Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
Дидактическая игра «Подбери слова»
-Подберите к словам характерные признаки. Дети стоят в кругу и передают снежинку и называют прилагательные.
Снег (какой). (рыхлый, липкий, белый, пушистый, мягкий, искристый) .Мороз (какой). (жгучий, сильный, трескучий).
Ветер (какой). (пронизывающий, резкий, сильный).
Деревья (какие). (голые, сонные, тихие, замёрзшие) .Дни (какие). (короткие, холодные, ясные)
Воспитатель: -После какого времени года наступает зима? Назовите зимние месяца? Как вы думаете, пахнет зима? (морозом, свежестью)
Воспитатель: - Назовите характерные признаки зимы.
- День становится короче, а ночь - длиннее. Понижается температура воздуха. Идёт снег. Реки, озёра и др. водоёмы покрываются льдом. Прекращается рост растений. Как называется явление, когда идет много снег? (Снегопад.) Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как называется это явление? (Метель.)
Воспитатель: Физкультминутка.
Вот снежинки вниз летят,
На дома и на ребят.
Мы на улицу пойдём
И в снежки играть начнём.
Падай снег, веселей!
Будет всё кругом белей.
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки- балеринкиМы танцуем день и ночь
Мы деревья побелили
Крыши пухом замели
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
Воспитатель: Ребята, давайте с Вами отправимся в зимний лес. (Звучит музыка) Посмотрим какой он красивый зимой. А что такое лес? (Много деревьев и кустарников). Что происходит с деревьями в зимнем лесу? (Деревья спят).
Ответы детей.
Воспитатель: Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка – зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил.
Беседа о подготовке к зиме лесных зверей, об их жизни зимой
Животных, которые живут в лесу, как называют? (Дикими). Каких животных вы знаете?
Воспитатель: -А как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки – зимы?
-Медведь. Где живёт? (В берлоге). Как приготовился к зиме? (Накопил жира, лёг спать.) «Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму живёт».
-Заяц. Где живёт? Днём спит в снежной яме или зарывается в сугроб, а ночью выходит за едой. («Зайцу любой куст-дом родной»). Как приготовился к зиме? (Сменил шубку серую на белую более густую и тёплую). Чем питается? (Корой деревьев и корешками). «Заяц бел, потому и цел».
-Лиса. Где живёт? (В норе). Как приготовилась к зиме? (Шуба стала более густая). Чем питается? (Зайцами и мышами).
-Волк. Где живёт? (В норе, логове. Стаями). Как приготовился к зиме? (Шуба стала более густая). Чем питается? (Зайцами, овцами). «Волка ноги кормят».
А почему лисе и волку не нужно менять зимой цвет шубки?
-Белка. Где живёт? (В дупле). Как приготовилась к зиме? (Шуба из рыжей стала серой, чтобы не видно было среди стволов). Чем питается? (Запасами: грибами, орехами, шишками).
-Ёж. Где живёт? (В норе). Как приготовился к зиме?(Впал в спячку).
Каких зимующих птиц вы знаете? (свиристель, синица, снегирь и т.д.). Чем они питаются зимой? (ягодами, семечками из шишек).
Воспитатель: А теперь ребята давайте назовём этих животных по-английски.
Игра «Найди группу». Детям предлагаются картинки животных. Нужно распределить животных по группам. Это могут быть хищники и растительноядные; кто впадает в спячку и кто не впадает; взрослые животные и детёныши, животные и птицы.
Игра «Четвёртый лишний».
1.медведь, лиса, волк, заяц;
2.волк, лиса, лось, оленёнок;
3.кошка, медведь, заяц, белка;
4.берёза, липа, сосна, клён;
5.синица, снегирь, белка, сова.
Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, для белок шишки и желуди, птицам развешивают кормушки.
Итог занятия. Молодцы, ребята, порадовали меня своими знаниями. О чём мы с Вами сегодня говорили? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.