ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к дополнительной общеразвивающей программе кружка «Фантазии из ниток» художественно-эстетической направленности


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к дополнительной общеразвивающей программе кружка «Фантазии из ниток» художественно-эстетической направленности
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.
Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки детей к труду, развитию творческих способностей и нравственно-эстетического воспитания детей. Данной задаче формирования личности ребенка может отвечать организация кружка по дополнительной общеразвивающей программе кружка «Фантазии из ниток» художественно-эстетической направленности.
Данная программа является авторской и предназначена для обучения детей в возрасте от 7 до 18 лет. В ней учтены знания и умения детей, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием и вышивкой.
В настоящее время возрождается понимание художественной ценности и воспитательной значимости ручного труда, в частности рукоделия. В век компьютерных технологий, виртуальной реальности и мощного информационного давления особенно важно через приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, основанному на народных традициях, создавать у ребенка практическую базу знаний, умений, навыков и воспитанных в процессе их освоения черт характера, способствующих психически устойчивому гармоничному развитию личности в целом.
Изучение народной культуры, орнаментов различных народов мира, помогает детям понять и прочувствовать личную связь с вечными духовными ценностями.
Полученные в результате освоения программы знания и умения являются базой для творческого самовыражения и профессионального самоопределения.
Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Умение сосредоточенно и внимательно и аккуратно выполнять практическую работу, вырабатываемое на занятиях, способствует преодолению синдрома «клипового мышления».
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной, сложность и объем выполняемого изделия определяются исходя из индивидуальных особенностей ребенка. На занятиях свободным творчеством дети реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса обучающихся, а также включить родителей в сферу интересов ребенка.
Уважительное и заинтересованное отношение к ребенку и его достижениям, какими бы скромными они ни были, позволяет воспитывать уверенность в себе, и в то же время умение ценить и уважать других людей. Только человек с развитым чувством собственного достоинства и толерантности способен стать достойным гражданином своей страны.
Цель программы – развитие творческого, социального и интеллектуального потенциала личности ребенка посредством занятий декоративно-прикладным творчеством.
обучение основным приемам и техникам вышивки и вязания;
изучение истории возникновения и развития вышивки и вязания;
стимулирование активного творческого подхода к любым видам деятельности, стремления к созиданию прекрасного;
развитие художественного вкуса;
воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, взаимоуважения, взаимопомощи, толерантности, уважения к народному искусству, патриотизма.Группы имеют постоянный состав. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей. Группы могут формироваться по возрастному признаку.
В группах с разновозрастным составом желательно объединять обучающихся по двум возрастным группам:
1 возрастная группа (7– 10 лет)
В этом возрасте происходит кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка – он становится школьником, общественным субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Ведущей в этом возрасте становится учебная деятельность. Развиваются новые познавательные потребности ребенка. Познавательные процессы становятся осознанными и произвольными. Вырастает способность к осознанной регулировке поведения. Складывается новый тип отношений с окружающими людьми, возрастает роль сверстников. Появляется способность применить логическое мышление к конкретным ситуациям. В этом возрасте для ребенка чрезвычайно важна поддержка и позитивная оценка его действий со стороны взрослого (педагога).
2 возрастная группа (11–18 лет)
Этот возрастной период характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Характерна асинхронность развития (несовпадение во времени развития различных сторон психики у подростков). Это период критического отношения к высказываниям и поступкам взрослых. Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. Активно формируется абстрактное теоретическое мышление. Развивается способность к рефлексии: стремлению понять себя, свои способности и особенности, свое сходство с другими людьми и отличие от них.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности.
В результате первого года обучения дети приобретают:
знания:
правила техники безопасности и организации рабочего места при выполнении работ по вышивке и вязанию;
перечень необходимых инструментов, материалов и приспособлений для вышивки и вязания;
основные сведения по истории вязания, вышивки;
виды свободных и счетных вышивок;
основные правила вязания крючком, условные обозначения.
умения:
безопасное использование необходимых для вязания и вышивки инструментов, материалов и приспособлений;
выполнение свободных швов («вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный швы), счетного шва «крест»;выполнение изделий с помощью различных вышивочных швов;
основные приемы вязания крючком, чтение схем.
В результате второго года обучения дети приобретают:
знания:
классификация инструментов, материалов и приспособлений для вышивки и вязания;
правила художественной гармонии, основанные на цветосочетании и композиции;
порядок разработки изделий декоративно-прикладного творчества;
виды счетных и гладьевых вышивок;
основные правила вязания на спицах, условные обозначения.
умения:
правила пользования необходимыми вязания на спицах инструментами, материалами и приспособлениями;
выполнение изделий с помощью счетных и гладьевых вышивочных швов;
основные приемы вязания на спицах, чтение схем.
Структура организации образовательного процесса
Год обучения Возраст Периодичность занятий Количество детей Количество часов
1 7-17 2 раза в неделю по 2 часа 10-15 144
2 8-18 2 раза в неделю по 2 часа 8-10 144
Итого 288