НОД Ознакомление с окружающим миром Зима снежная — белоснежная


Конспект интегрированной НОД в младшей группе «Зима снежная, зима морозная»





Цель: создание условий для обобщения и систематизации представлений детей о времени года – зиме.
Задачи:
закрепить представление детей о характерных признаках зимы: холодно, морозно, часто идет снег; солнце светит, но не греет; деревья, кустарники, травы отдыхают; люди надевают на улицу зимнюю одежду;
развивать знания о белом цвете, о предметах белого цвета в окружающем мире;
расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни диких зверей (зайца, белки, медведя) зимой, их питании и жилищах;
развивать двигательную активность с использованием здоровье сберегающих технологий;
способствовать проявлению у детей живого интереса к явлениям и объектам природы, воспитывать умение выражать сочувствие, сопереживание, восхищение.
Методы и приемы:
словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям);
здоровье сберегающие (цветотерапия, физминутка)
проблемные (ситуации поиска, проблемные вопросы, опытническая деятельность);
наглядные (экскурсия на площадке детского сада, знакомство с белым зайцем (кроликом), белым медведем (игрушка), снеговиком);
игровые (дидактическая игра, пальчиковая игра);
практические (кормление кролика).
Предварительная работа:
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой природе зимой: снегопад, метель, поздний восход и ранний заход солнца.
Наблюдение за деревьями и кустарниках.
Беседы о характерных признаках зимы, о приспособлении диких животных к зиме.
Чтение стихов о зиме, загадывание загадок о диких животных.
Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами. Просмотр слайдов о жизни животных зимой в лесу.
Работа с календарем природы.
Работа с родителями: консультация для родителей «Наблюдения с детьми зимой», подготовка материалов для импровизированных жилищ зверей.
Материал и оборудование:
снеговик из снега на площадке;
деревья и кустарники на площадке детского сада;
живой белый кролик (принести из дома);
игрушка белый медведь;
детские санки;
материал для импровизации жилищ зверей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Ход НОД:
 Помощник воспитателя: - Ребята, сегодня к нам пришла гостья, но она очень боится сюда заходить. И поэтому нам нужно пойти на улицу и встреть ее там. Но на улице очень холодно, что нужно сделать чтобы не замёрзнуть?
Дети: - Одеть тёплую одежду.
Дети одеваются и под спокойную музыку выходят на улицу их встречает Зимушка.
Зимушка:
По лесам и по поля
Я спешила в гости к вам.
По горам и тропинкам
Уложила я снежинки,
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Кто же я?
Дети: - Зимушка -зима
- А давайте с вами вспомним, что происходит зимой…
Ответы детей
- Конечно, на улице стало холодно, лежит снег, падают снежинки, праздник Новый год! Ребята, а что мы с вами одеваем, когда на улице холодно?
Ответы детей - Одеваем зимнюю, тёплую одежду. Шубку, шапку, валенки, варежки, шарф.
- Скажите мне, ребята, а что вам больше всего нравится делать зимой, в какие игры играть?
Ответы детей (Кататься с горки, на санках, играть в снежки, валяться в снегу, лепить снежную бабу).
Зимушка:- Ребятки, беда у меня случилась, в моём лесу много деревьев и ёлочек, я их укрыла белоснежным пушистым тёплым одеялом. А вчера налетела злая вьюга. Ох, и выла она, и кружила она, все шубки снежные с деревьев и ёлочек сдула и унесла снежинки с собой. А без них мне никак нельзя, как вы думаете почему? Всё может погибнуть, замёрзнуть. Поможете мне найти снежинки?
Дети: - Да!
Зимушка: - Я предлагаю отправится на поиски снежинок в зимний лес, надеюсь вы все знаете как вести себя в зимнем лесу.
Дети: -Тихо, что - бы не разбудить спящих зверей, соблюдать привила безопасности.
- Ну, что ж, отправляемся! Садитесь в саночки и поедем.
Звучит музыка «Бубенцы»
Зимушка: - Вот и приехали на зимнюю полянку. Ребятки посмотрите беда - то какая, совсем кустики без снега стоят. Что с ними может случиться?
Дети: -Может замёрзнуть.
Зимушка: - А что нужно сделать, что – бы веточки на кустиках не замёрзли?
Дети:- Снегом укрыть.
Зимушка- Но где же нам снежинки взять, которые унесла вьюга? Давайте превратимся в волшебников, и скажем волшебные слова.
Пальчиковая игра:
Маленькая снежинка села на ладошку. (Дети показывают снежинку)
Я её поймаю, посиди немножко. (Накрывают рукой)
1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальчики).
Отпускаю полетать (дуют на снежинку).
Зимушка: - Тише, тише, кто – то тут тихонько плачет. Оглядывается, ищет и находит Снежинку. Так это же Снежинка. Снежинка, ты почему такая грустная?
Снежинка на ухо зимушке:- Я вчера веселилась со своими подружками, мы с ними весело играли, а сегодня я никак не могу их найти…
- Так давай мы тебе с детишками поможем найти. Мы как раз идём снежинки искать!
- Ребятки, посмотрите может снежинки на полянке есть?
- Вот беда – то, снежинок здесь нет, а чьи - то следы, как вы думаете, чьи они? а может это следы снежинок? (Нет). А чьи это могут быть следы? давайте пойдем по следам и посмотрим, куда же они нас приведут?
Идём по следам, приходим к кустику где сидит зайчик.
Зимушка:- Ребята, как вы думаете, кто здесь живёт?
(Ответы детей.)
Зимушка: - Давайте посмотрим. Ой да это –же зайчик. Здравствуй зайчик, я Зимушка, а это мои ребятки. Ребята посмотрите на зайчика, какой, он? Какая у него шубка? Сколько у зайчика ушек, сколько лапок? А еще что есть? Что зайчик любит кушать?
Дидактическая игра «Что ест зайчик?
Зимушка:-А давайте его угостим капустой. Ребята расскажите зайчику что у нас случилось? Помоги нам найти снежинки, мне надо всю землю белым и пушистым одеялом укрыть из снежинок, и ещё у нас снежинка плачет, она своих подружек потеряла.
Зимушка: Ребята зайчик говорит, что нам надо идти на север, а как же мы туда попадём? Ну что-ж, отправляемся в путь. Спасибо зайчик. До свидания.
Физминутка: (движения в соответствии с текстом)
По сугробам мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Чтобы холод нам прогнать,
Надо руки вверх поднять,
Себя за плечи обхватить,
Телом дружно покрутить,
В ладоши громко похлопать,
Ногами сильно потопать,
А потом передохнуть,
Чтоб опять пуститься в путь.
Зимушка: -Ну вот мы и на месте. Ребята, здесь нет ни деревьев, ни цветов, кругом одни льды. Но, несмотря на это, здесь обитают животные, которые приспособились к таким условиям Тише, вы слышите звуки?
Запись рева медведицы.
Зимушка:- Посмотрите, кто это? (Дети рассматривают медвежонка) Это белый медвежонок, он совсем маленький и плачет потому, что очень хочет есть. Чем мы можем его угостить, давайте – ка посмотрим?
Дидактическая игра «Что ест медведь?»
Зимушка: Правильно, ответил тот, кто предложил дать мишке – рыбку, а вот конфеты и печенья он не ест! Белые медведи любят – рыбу, мелких морских животных, морские водоросли. Вот тебе рыбка медвежонок.
Зимушка: -Вот, сколько всего интересного мы узнали о белом медведе. А вы знаете, что белых медведей на Земле осталось очень мало, поэтому охота на них запрещена. И нам с вами нужно об этом обязательно помнить.
Нам пора отправляться дальше. Ну где же нам найти снежинки?
Все идут дальше
Упражнение “Погружение в предмет”.
Зимушка: - Посмотрите на белый цвет. Нравится он вам? Что вы чувствуете? Каким вам кажется этот цвет? Тёплым или холодным? Радостным или грустным? Праздничным или повседневным?
Ответы детей.
Зимушка: Молодцы! Вы очень хорошо ощутили этот цвет. В этой стране есть волшебный белый стул. Кто на него садится, то сразу забывает все неприятности, всё плохое. Это стул делает человека добрее. Кто желает увидеть и почувствовать свои самые лучшие качества души?
Ребёнок садится на стул, закрывает глаза, а остальные по очереди говорят о нём только хорошее. Звучит спокойная музыка.
Зимушка: -Закройте глазки и представьте себе зимний вечер. Вокруг всё спокойно и тихо. Маленькие снежинки плавно кружатся в морозном воздухе. Протяните руки своей мечте. Снежинки дают вам хорошую энергию, вы чувствуете себя счастливыми. Эти чувства останутся с вами навсегда. В глазах появится волшебный блеск, а душа будет радоваться каждому мгновению жизни, вы будете стремиться только к хорошему, доброму, светлому. Вы будете готовы поделиться своим настроением со всеми, кто вас окружает. А сейчас потянитесь, откройте глазки и улыбнитесь!
Зимушка: -Смотрите ребята пока мы отдыхали, снежинки сами нас нашли и прилетели к нам. Как здорово теперь мы можем вернуться и укрыть снежинками наш кустик. Давайте отправимся домой на самолёте.
Игра «Самолёты»
Дети превращаются в самолёты и возвращаются к кустику.
Зимушка: Ребята, у вас у всех в руках снежинки, а они разные или одинаковые?
Дети:- Разные.
Зимушка: - Подуйте на них, у кого сразу полетели снежинки? Они какие? Дети: -Лёгкие, бумажные, из фольги.
Зимушка:- Ещё раз подуйте и посмотрите, что они делают, когда падают? Дети: -Летят, кружатся, порхают.
Зимушка: -А у кого не могут никак улететь? Значит они какие?
Дети: -Тяжёлые, картонные, пластмассовые.)
Зимушка- Маша расскажи, какая у тебя снежинка, большая или маленькая? (Маленькая). - Из какого материала она сделана? (Из бумаги.) - Значит она лёгкая или тяжёлая? (Лёгкая.)
Зимушка: - А у кого ещё такие снежинки покажите!
- Полина, а у тебя какая снежинка, расскажи. У кого ещё такие снежинки, как у Полины? Артём, а из чего сделана твоя снежинка. Ксюша, расскажи про свою снежинку. Посчитайте снежинки. Скажите, а наши снежинки настоящие? Какие они?
Дети: -Бумажные, игрушечные.
Зимушка:- Ребята, а давайте с нашими снежинками потанцуем! (спокойная музыка фоном)
Ой, летят – летят снежинки (Бег в рассыпную.)
Белоснежные пушинки,
Это Зимушка – зима (Плавные движения рук вправо – влево.)
Рукавами повела
Все снежинки закружились (Кружатся.)
И на веточки опустились. (Кладут снежинки на веточки.)
Зимушка:- Снежинки окутают наш кустик белым пушистым одеялом, и не замёрзнут наши веточки от холода.
Зимушка:- Ребята а, скажите мне, пожалуйста, мои хорошие, что вам больше всего понравилось сегодня в нашем путешествии? Расскажите мне пожалуйста, чем же питаются белые мишки? А что любят зайчики? Зачем зимой деревья и кусты укрываются снегом?
Зимушка:
Кончается время волшебных минут,
Меня уже вьюги в дорогу зовут,
Туда, где без края снега да снега,
Где вьются метели, и свищет пурга.
- А за ваше интересное путешествие и вашу помощь в поиске снежинок, я вам приготовила для вас подарок – это снежинки, их можно раскрасить в разные цвета».