Конспект внеклассного занятия Путешествие в страну сказок

Тема: Путешествие в страну сказок.
Цель: углублять и обобщать знания детей в жанре сказки;
развивать у детей навыки сотрудничества;
воспитывать читательскую самостоятельность.
Оборудование: карта путешествия; иллюстрации сказочных героев; фонограмма “Полет
шмеля”; реквизиты и костюмы для инсценировки сказки; палочки с ленточками; карточки с заданиями.

Ход занятия

Первый этап “Начинаем путешествие”

Дети рассаживаются по группам. На доске – карта путешествия. На ней изображены : избушка на курьих ножках, теремок, крестьянская изба, дворец, глубокое ущелье.

Учитель говорит:
- С раннего детства вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, сказки вам рассказывали мамы или бабушки, а потом вы сами научились их читать. Читая сказки, вы попадаете в чудесный, загадочный, таинственный мир, населенный великанами, огромными змеями, волшебными птицами, зверями, прекрасными красавицами, добрыми молодцами. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу – царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девушку золотыми яблочками, то хитрая лиса обманывает всех.
Сегодня мы совершим путешествие в мир народной сказки. Перед вами карта нашего путешествия. Давайте вспомним, на чем передвигаются герои народных сказок. Назовите сказочные средства передвижения . (Ковер- самолет, летучий корабль, серый волк, гуси- лебеди, Сивка- бурка, ступа Бабы- Яги и др. )
Что мы выберем? (Корабль и др. ) Все уселись? Закрываем глаза, все вместе считаем: пять, четыре, три, два, один- в страну сказок мы летим!

Звучит фонограмма “Полет шмеля”.

- Что мы видим перед собой? (Избушку на курьих ножках.)
-Правильно ли стоит избушка? (Нет.)
- Какие слова надо сказать, чтобы она повернулась? (Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.)
- А встречает нас в избушке Баба- Яга.

На доску вывешивается иллюстрация Бабы- Яги.

Задания Бабы- Яги.

Назовите сказки, где живет Баба- Яга? (“Финист- ясный сокол”, “Баба- Яга”, “Василиса Прекрасная”, “Гуси- лебеди”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” и др.)

Помогите восстановить сказки и определить их названия. (Вручаю каждой команде карточку, в которой записаны глаголы. По ним надо узнать сказку.)

Жили- были, остались, пошли, донимает, выступает, напился, заплакала, вышла замуж, оборотилась, привязала, бросила(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)”

Жили- были, снесла, бил- бил, не разбил, била- била, не разбила, бежала, махнула, упало, разбилось(“Курочка-ряба”.)

Жили, пойдем, береги, не ходи, позабыла, заигралась, налетели, подхватили, унесли, кликала, выбежала, метнулась, пропали(“Гуси- лебеди”.)

Второй этап “Сказки про животных”

- Ну что ж, летим дальше. ( Звучит фонограмма ).Что мы видим: стоит в поле теремок, он не низок ни высок. Постучим. Кто- кто в теремочке живет? (Хором отвечают)
- А встречает нас в теремке Зайчик- побегайчик.

Вывешивается иллюстрация Зайчика- побегайчика.

Задания Зайчика- побегайчика.

1.Скажите, чем отличаются сказки про животных от других сказок? (Тем, что герои этих сказок- животные, но характеры, отношения у них- человеческие, т.е. герои этих сказок похожи и на людей, и на зверей.)

2. Во всех сказках у одних и тех же животных одинаковые черты. Какие же? (Лиса- хитрая, заяц- обиженный, медведь- неуклюжий, волк- злой и т. д. )

3.Назовите сказки, в которых среди героев есть заяц. (“Заюшкина избушка”, ”Заяц- хваста”, “Колобок”, “Еж и заяц” и др. )

4.Назовите еще сказки про животных.

Третий этап. “Бытовые сказки”

- Посмотрите на карту, - говорит учитель, - впереди глубокое ущелье. Как же нам через него перебраться? О, я придумала! Давайте построим мосты. Три команды- три моста.
Дети выстраиваются друг за другом. Один из участников команды берет палочку с привязанной к ней веревочкой ( это “иголка” ) и сшивает ею всех игроков, продевая веревку через петлю на пиджаке, на брюках, через ремешок на поясе и т. д. Побеждает та команда, которая сделала это быстрее всех.
- И так, мы благополучно перебрались через ущелье и идем дальше. Что это перед нами? (Крестьянская изба. ) А живет в нем герой многих бытовых сказок - Умный и находчивый Солдат.

Вывешивается иллюстрация Солдата.

Задания Солдата.

Назовите бытовые сказки. (“Умная Дуня”, “Каша из топора”, “Как мужик гусей делил”, “Болтливая баба”, “Умный мужик” и др. )

Кто герои бытовых сказок? (Храбрый и находчивый солдат, скупая старуха, глупая барыня, мудрая и добрая девушка, умный мужик, злой и завистливый барин и др.)

Инсценируйте сказку “Каша из топора”.
Четвертый этап. “Волшебные сказки”

- И снова мы продолжаем путешествие. Посмотрите, какой прекрасный дворец перед нами, что ни в сказке сказать, ни пером описать, - так и горит в скатном жемчуге и в камнях драгоценных. Кто же живет в нем? А встречает нас Василиса Премудрая.

Вывешивается иллюстрация Василисы Премудрой.

Задания Василисы Премудрой.

1.Соединить названия сказки с подходящей к ней пословицей ( в левой стороне карточки приведены названия сказок, а в правой- пословицы) . Соедините их прямыми линиями.
На карточках: “Мальчик- с пальчик” ( “Мал золотник да дорог” ), “Гуси- лебеди” ( “Не плюй в колодец- пригодится воды напиться” ), “Морозко” ( “По труду и честь” ), “Царевна- лягушка” ( “Умел ошибаться, умей и поправиться” ), “Иван- солдат” ( “Друзья познаются в беде” ), “Василиса Премудрая” (“И сила уму уступает” ), “Иван- крестьянский сын и Чудо- Юдо” (“За правое дело стой смело” ).

2.Назвать героев волшебных сказок . (Кощей Бессмертный, Баба- Яга, богатыри, жар- птица, Серый волк, Емеля, Царевна- лягушка и др. )

3.Назвать волшебные вещи, которые встречаются в народных сказках. (Перо Жар- птицы, волшебный клубок, скатерть- самобранка, шапка- невидимка, дудочка, се
ребряное блюдечко, наливное яблочко и др. )

Подведение итогов.

- Вот и подошло к концу наше путешествие, во время которого я поняла, что вы любите и знаете сказки. Особенно хочется выделить ( называются имена детей ). Они были очень внимательны, отвечали на многие вопросы и показали хорошие знания сказок.
Путешествие закончилось. А расставаться со сказками не хочется. Да и не обязательно. Вы можете пригласить сказку домой. Для этого надо прийти в библиотеку и
выбрать себе книгу.


15