Парламентский Урок Гражданин России


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» Елабужского муниципального района РТ
Методическая разработка Парламентский урок. 5 класс.
Учитель Маланичева Г. Н.
Гражданин России
Цели урока: познакомить с социальным статусом гражданина, его конституционными правами и обязанностями; показать тесную связь между понятиями гражданин и патриот; раскрыть значение понятий гражданин, права и обязанности.
Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся объяснять и конкретизировать с помощью примеров значение понятия гражданин и основные права и обязанности граждан Российской Федерации; понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; метапредметные УУД: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать целевые установки учебной деятельности; личностные УУД: формирование мотивации, направленной на посильное и созидательное участие в жизни общества.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Мотивационно-целевой этап
Сегодня часто от представителей старшего поколения можно услышать в адрес молодых людей, что, дескать, плохая молодежь, не так работает, не те интересы имеет, не так относится к своему Отечеству, плохие граждане, не патриоты. - А как надо относиться к своему Отечеству? - Кто такие патриоты и граждане? Есть ли разница в этих понятиях? Обсудим эти вопросы на нашем уроке. Ответьте на следующие вопросы. - Что значит быть патриотом? - Как человек может служить Отечеству? (Ответы учеников.) Тема нашего урока: «Гражданин России». - Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке. - Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)
План урока. 1.Гражданин. 2.Права и обязанности гражданина Российской Федерации.
Проблемные вопросы. Почему гражданин должен быть достойным сыном своего Отечества? Почему он не может быть безразличным к судьбе Родины?
III.Работа по теме урока
1.Гражданин
Красивым словом россияне называют всех граждан нашей страны. Начнем изучение новой темы с определения понятия гражданин. Предлагаю вам выступить в роли ученых-исследователей. Работая с текстом учебника на стр107, дополнительным материалом, словарями, сформулируйте определения понятия гражданин. (Работа учащихся в группах.) - Какое происхождение имеет слово гражданин? - Как вы понимаете значение этого слова? - Что общего и в чем различия между понятиями подданный и гражданин? (Ответы учеников, составление схемы)
Городить, городище, нагораживать
Росли города, а горожане жили под защитой городских стен
Горожанин и гражданин – это человек, чем-то защищенный
Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой
Гражданин отличается от подданного
Гражданин защищен законами своей страны, имеет много прав и обязанностей.
Обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое». Вспомним Древнюю Грецию, Афинский полис. Ответьте на вопросы. - Где сложилось понятие гражданин? - Каким было Афинское государство? - Что означает понятие демократия? - Где принимались важнейшие решения? - Все ли могли участвовать в работе народного собрания? - Какая категория граждан имела право участвовать в работе народного собрания и принимать решения? - Можно ли в России участвовать в решениях государственных дел таким же способом, как в Древних Афинах? (Ответы учеников.) Работа с термином. Гражданин - человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определенные права и обязанности.
На легендарном Малаховом кургане в Севастополе есть место, где в гранит вмонтирован крест из пушечных ядер. Здесь 5 октября 1854 г., руководя обороной города, погиб адмирал Корнилов. Его последние слова были: «Я счастлив, что умираю за Отечество…Отстаивайте же Севастополь!» Недалеко от этого места вражеская пуля ударила в висок адмирала Нахимова, а рядом был убит контр-адмирал Истомин. - Как вы думаете, можно ли назвать Корнилова гражданином? Почему? (Ответы учеников) Но о Пушкине тоже говорят – поэт и гражданин, о композиторе Глинке – музыкант и гражданин. - Как вы думаете, гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках (Ответы учащихся.) Гражданином является не только полководец, павший в боях за Родину, но и талантливый литератор, художник, певец. - Как вы понимаете значение слов патриот, патриотизм. (Ответы учащихся). Работа с терминами. Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм – любовь к Родине, своему народу. - Кого мы можем назвать словом «гражданин»? - Всякий ли человек достоин называться гражданином? Если не всякий, то какой? - Какими качествами должен обладать настоящий гражданин? Задание: нарисуйте портрет гражданина, назовите 5-6 значимых качеств человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином. Свой выбор аргументируйте. (Работа учащихся в группах). Проверка выполнения задания, составление портрета гражданина. (Ответы учащихся) Общий вывод: гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо народа.
II.Права и обязанности гражданина Российской Федерации.
Мы с вами говорили о том, что у гражданина много прав и обязанностей. Давайте убедимся в этом. Работая с текстом учебника и текстом Конституции РФ познакомьтесь с правами и обязанностями. - Как вы понимаете слова «права» и «обязанности»? Работа с терминами. Права человека – обеспеченная государством возможность делать все, что соответствует вашим потребностям и не противоречит желанию других людей. Обязанности человека – предусмотренная законом мера должного поведения. Разделившись на две творческие группы, выполните задание. Задание для первой группы: назовите права граждан. Задание для второй группы: назовите обязанности граждан (Работа учащихся в группах.) Проверка выполнения задания. Выступления учащихся. Право гражданина - Участвовать в управлении делами государства; - избирать своих представителей (депутатов) в Государственную думу и доверять им решение главных дел страны; - избирать Президента Российской Федерации; - решать самые важные вопросы государственной жизни путем голосования на референдуме (участвуют все граждане Российской Федерации); - иметь равный доступ к государственным должностям, участвовать в работе судов; - обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в государственные органы; - получить образование. Все граждане имеют равные права. Обязанности гражданина - Соблюдать Конституцию и другие законы Российской Федерации; - защищать Отечество; - беречь памятники истории и культуры; - бережно относиться к природным богатствам; - платить законно установленные налоги и сборы; - получить среднее образование; - уважать права и свободы других людей; - заботиться о детях, их воспитании
- Можно ли назвать вас гражданами России? (Ответы учащихся.) Гражданами своей страны вы становитесь с момента рождения. В полной мере самостоятельно осуществлять свои права и обязанности гражданин может с 18 лет. До этого времени человек считается ребенком. Но это не значит, что до 18 лет у гражданина нет ни прав, ни обязанностей. Разве дети не обязаны, например, беречь природу или выполнять правила, установленные для детей и подростков? Вместе с тем они имеют право на защиту своих прав и законных интересов, которую осуществляют их родители или лица, их заменяющие. В законах России установлены гарантии этих прав. Среди них: право на охрану здоровья, образование, жилище, на заботу о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации и другие права.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Что означает слово «гражданин»? - Каковы права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении государством? - Как ты понимаешь выражение «Гражданин – Отечества достойный сын»? - Подумайте, есть ли связь между словами «гражданин» и «патриот».
Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою землю, за то, что ты являешься ее частью. На Руси, в России всегда были сильны гражданские традиции. Еще со времен князя Святослава звучал призыв «вступить в стремя» за свою землю, быть с ней в годину лихолетья. Славные деяния наших предков не должны быть забыты. Произнося слова «Я – гражданин России», каждый из нас невольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, ее прошлом и настоящем. - Легко ли быть гражданином великой страны? Президенту США Джону Кеннеди принадлежит известное высказывание: «Не спрашивай страну, что она может сделать для тебя, спроси себя, что ты можешь сделать для своей страны». - Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Ответы учащихся.)
V. Домашнее задание. Кого из известных россиян, твоих современников и предков, ты считаешь настоящими гражданами? Напиши рассказ об одном из них.