Программа пропедевтического факультативного курса по химии НЭО-лаборатория



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ







Программа пропедевтического факультативного курса
«НЭО-лаборатория»
для учащихся 7 классов







Пропедевтический факультативный курс разработан на основе  программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна   (соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. «Дрофа» Москва 2010 год).


Учитель: Ларионова Л.И.







Г.Новый Уренгой

2012-2013 г.

Данная программа пропедевтического факультативного курса « НЭО- лаборатория» предназначена для учащихся 7-х классов.
Программа основывается на уже имеющихся у семиклассниках знаниях по естественно -научным дисциплинам; физике, географии, биологии. Пропедевтический курс содержит материал который знакомит учащихся с химией как с наукой.
Курс раннего изучения предмета формирует устойчивый познавательный интерес к химии готовит учащихся к более серьезному изучению учебной дисциплины и позволяет частично разгрузить курс 8-го класса по химии основной школы.
В начале программы данного курса происходит знакомство учащихся с понятийным аппаратом , на котором основывается химия( элемент, символ элемента, атом, молекула, химическая формула, вещество), методами изучения химии как науки- химическим лабораторным экспериментом.
Знакомство с правилами техники безопасности при работе с веществами и химическим оборудованием в этом контексте является одной из важных обучающих и воспитательных целей и задач изучения программы.
С учетом возрастных психологических особенностей учащихся (7кл.) курс насыщен действиями, работой с различными объектами, предметами: он строится на основе простейших экспериментов и наблюдений.
Особенность методики обучения по этому курсу состоит в отказе от заучивания большого количества строгих научных определений. Формулировок, от пересказа текстов. Сведения учащиеся получают в ходе активной самостоятельной деятельности и на основе имеющихся знаний.
Большое значение имеет умение учащихся наблюдать за химическими процессами. Наблюдение-это не пассивное созерцание, это сложная деятельность, обеспечивающая полноту и точность восприятия. Много внимания обращается на технику эксперимента, умение правильно и четко описывать результаты эксперимента, признаки реакций правила ТБ изучаются постепенно. Экспериментальная направленность курса позволяет сформировать у учащихся умение правильно обращаться с веществами, проводить простейшие химические опыты. Задания исследовательского характера показывают привлекательность химической науки, прививает навыки самостоятельно исследовательской работы, учат грамотно и безопасно проводить химический эксперимент.
Развитие представлений о веществах и их свойствах логически продолжается при изучении раздела «Основные классы неорганических веществ». В итоге учащиеся должны знать определение, состав, области применения отдельных представителей основных классов неорганических веществ. Учащиеся должны уметь определять по составу вещества. К какому классу вещество относится. Знать основные отличия классов по составу. На данном этапе достаточно знать как изображаются с помощью знаков химических элементов формулы изученных веществ, научиться по готовым моделям составлять формулы и знать особенности написания формул основных классов неорганических веществ.
Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базовым учебным планом. Поэтому учащиеся, приступая к обязательному изучению химии в 8 классе могут оказаться в неравных условиях: одни не изучали пропедевтический курс, другие изучали в разном объёме. Поэтому в данную программу не включены системные знания основного курса химии, предусмотренные стандартом химического образования для основной школы. Как обязательные. Например. Знаки химических элементов и формулы веществ семиклассники выучивают только по желанию. Периодическая таблица химических элементов является справочной таблицей для учащихся и только в курсе 8 класса дается периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева.
Пропедевтический курс носит профориентационный характер, рассчитан на учащихся, проявляющих интерес к растительному и животному миру, к минералам, а так же имеющих склонность к экспериментированию с объектами природы. Изучение программы факультативного пропедевтического курса «НЕО-лаборатория» может способствовать более успешному овладению знаниями по стандартным (базовым и углубленным) программам по химии в будущем.
Программа курса рассчитана на 34 часа. Одно занятие длится 30 мин. и проводится после уроков. Учащиеся посещают данный курс по желанию.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Профориентация в области естествознания
Создание мотивации к изучению химии
Формирование первичных представлений о понятиях: тело, вещество, химический элемент; о физических явлениях и химических реакциях
Овладеть умениями наблюдать химический и физические явления, проводить химический эксперимент
Развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями
Развить учебно-коммуникативные умения

ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Учащиеся должны знать:
Место химии среди естественно-научных дисциплин
Физические свойства веществ
Признаки химических реакций и условия их протекания
Способы разделения смесей
Классификацию веществ по составу и строению
Знаки химических элементов: металлов и неметаллов
Простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием
Учащиеся должны уметь:
Отличать физические тела от веществ
Исследовать физические свойства веществ
Сравнивать вещества по физическим свойствам
Составлять формулу соединений по валентности
Вычислять относительную молекулярную массу веществ
Выполнять простые химические опыты
Решать простые химические задачи на нахождение массовой доли растворенного вещества
Оформлять результаты наблюдений
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Соблюдать правила ТБ при выполнении практических работ

Особенности занятий факультативного курса
1. На занятии учащиеся и учитель работают в белых халатах (обязательно)
2. Учитель обращается к учащимся «юные химики»
3. Обязательны тетради для записей
4. Соблюдение правил ТБ с 1-го занятия в виде установок: «что нельзя юному химику, и что нужно юному химику»
5. На каждом занятии мини КВН
6. На каждом занятии проведение практической работы
7.Использование периодической системы только как справочным материалом.
8. Применение на занятиях загадок, ребусов, интересных фактов об элементах, интересных опытов.
9. Продолжительность занятий 30 мин.
10. Занятия проводятся после уроков и по желанию.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА №1. Вещества и их свойства. Химический алфавит. (19 ч)
Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Смеси и чистые вещества. Способы разделения смесей. Явления физические и химические. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. Химическая формула. Коэффициент, индекс. Закон постоянства состава вещества. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в веществе. Названия некоторых бинарных соединений: оксидов, хлоридов. Валентность. Определение валентности по формулам бинарных соединений. Составление формул по валентности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Изучение физических свойств некоторых веществ (поваренная соль и алюминий; вода и железо; медь и сера; уксус и растительное масло)
Знакомство с лабораторным оборудованием
Составление шаростержневых моделей молекул простых и сложных веществ
Знакомство со способами разделения смесей
Очистка загрязненной поваренной соли
Знакомство с нагревательными приборами. Строение пламени
Размягчение стекла при комнатной температуре (сгибание стеклянных трубок)
Знакомство с физическими химическими явлениями. Определить в каком случае физическое, а в каком химическое явление: плавление парафина, прокаливание медного предмета (проволоки), растворение поваренной соли в воде, взаимодействие соляной кислоты с мелом.
РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
Задачи на сравнение относительных атомных масс химических элементов
Вычисление относительной молекулярной массы веществ по химическим формулам
Вычисление массовой доли элемента в формуле вещества
ТЕМА № 2. Превращения веществ (8час.)
Химические реакции. Признаки и условия химических реакций. Химические уравнения. Коэффициент. Закон сохранения массы веществ. Типы химических реакций: соединения, разложение, замещение обмена.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Изучение признаков химических реакций
взаимодействие соды с соляной кислотой
взаимодействие хлорида железа (III) с NH4CNS
горение магния
взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой
Огонь- явление химическое
самовоспламенение лучинки
зажигание костра без спичек
«вулкан»
сахар «горит огнем»
Изучить на практике основные типы химических реакций
соединения: горение фосфора, серы
замещение: взаимодействие хлорида меди с железом (гвоздь)
Изучить на практике основные типы химических реакции
разложение малахита
обмена: взаимодействие нитрата серебра и соляной кислоты
ТЕМА № 3. Основные классы неорганических соединений (7час.)
Знакомство с формулами кислот, оснований, солей, с их физическими и химическими свойствами, способом получения кремниевой кислоты. Окраска пламени различными солями. Растворимые и нерастворимые вещества. Индикатор. Определение с помощью индикатора кислот и оснований. Растворы. Определение массовой доли растворенного вещества. Выращивание кристаллов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Знакомство с различными кислотами: соляная, серная, азотная, фосфорная, угольная, кремниевая. Действие индикатора на растворы кислот. Получение кремниевой кислоты.
Знакомство с различными солями. Окраска пламени различными солями.
Выращивание кристаллов
Приготовление растворов солей определенной концентрации:
приготовить 25гр. 4% раствора хлорида натрия
РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
Вычисление массовой доли вещества в растворе
Тематическое распределение часов

№/№

Количество часов
Практические занятия
Расчетные задачи

Тема №1
Вещества и их свойства. Химический алфавит.
19
8
3

Тема №2
Химические превращения.
8
4
-

Тема № 3
Основные классы неорганических соединений

7
4
1

Итого:
34
16
4


Тематическое планирование занятий по химии в 7 классе
ТЕМА№1.
1.Предмет химии. Вещества. ПР№1. Изучение физических свойств некоторых веществ.
2.ПР №2. Знакомство с лабораторным оборудованием
3. Простые и сложные вещества. ПР№3. Составление шаростержневых моделей молекул простых и сложных веществ.
4.Чистые вещества и смеси
5.ПР№4. Знакомство со способами разд.смесей
6.ПР№5. Очистка загрязненной поваренной соли
7.ПР№6. Знакомство с нагревательными приборами
8.ПР№7. Размягчение стекла при комнатной температуре (сгибание стеклянных трубок)
9. ПР№8. Знакомство с физическими и химическими явлениями
10. Атомно-молекулярное учение
11.Знаки химических элементов
12. Относительная атомная масса
13. Химические «слова». Химическая формула. Коэффициент. Индекс.
14.Закон постоянства состава. Относительная молекулярная масса
15. Относительная молекулярная масса
16. Вычисление м.д. элемента в сложном веществе по формуле
17. Вычисление м.д.элемента в сложном веществе по формуле
18. Понятие валентности. Определение валентности по химической формуле
19. Определение валентности по химической формуле
ТЕМА №2. Превращение вещества
20. Закон сохранения массы веществ
21. Химические «предложения». Химические уравнения. Коэффициент.
22. Химические «предложения». Коэффициент.
23. ПР №9.Признаки и условия химических реакций. Формулы сложных веществ.
24.Формулы сложных веществ: кислоты, щелочи, соли -их формулы. Индикатор.
25. ПР №10. Огонь –явление химическое
26. ПР №11. Основные типы химических реакций: соединение и разложение
27. ПР№12. Основные типы химических реакций: замещение и обмена
28. ПР№13. Знакомство с различными кислотами: соляная, серная, азотная, фосфорная, угольная, . Получение кремниевой кислоты.
29. ПР№14.Знакомство с различными солями. Их физические свойства. Окраска пламени различными солями.
30. ПР№15. Выращивание кристаллов.
31. Вода-растворитель. Растворы. Растворимые, нерастворимые вещества.
32. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Решение задач.
33.ПР№16. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
34. Итоговое занятие