Программа пропедевтического курса по химии. 6 класс.









Программа пропедевтического курса по химии. ФГОС
«Путешествие в мир химии» 6 класс.




Автор:
Морозова Светлана Юрьевна
МБОУ СОШ № 1 г. Торжок.











г. Торжок 2015 г.
Пояснительная записка.
Программа ориентирована на формирование устойчивого познавательного интереса к химии, подготовке обучающихся к изучению учебной дисциплины и позволяет частично разгрузить курс предмета химии основной школы.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена сложностью изучения химии обучающимися и ограниченным количеством времени, отведенного на прохождение этой учебной дисциплины.
Новизна заключается в том, что данная программа составлена на основе ФГОС основного общего образования
1.1 Цели реализации программы.
Подготовка обучающихся к изучению предмета химии.
Формирование устойчивого познавательного интереса к химии.
Освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий,
обеспечивающих успешное изучение химии и других учебных предметов, создание условий для достижения личностных результатов.
1.2. Задачами реализации программы учебного предмета являются:
1) обеспечение в процессе изучения материала курса условий для достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования всеми обучающимися;
2) создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных;
3) создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
4) включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды,
формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности,
реализации социальных проектов и программ;
5) создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности;
6) создание условий для формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
7) знакомство обучающихся с методами научного познания и методами
исследования объектов и явлений природы;
8) формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и
выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с
использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
9) овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
10) понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной
информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Общая характеристика курса.
Курс направлен на знакомство школьников с предметом химии и подготовки их к изучению этого учебного предмета в 8 классе. Он
позволяет интегрировать химию в систему естественнонаучных дисциплин и познакомить учащихся с глобальными экологическими проблемами и путями их решения.
Основные разделы программы курса.
- «Химия – часть естествознания» актуализирует и обобщает химические знания учащихся, полученные на уроках окружающего мира, биологии, географии, что позволяет впоследствии уменьшить психологическую нагрузку на восьмиклассников, связанную с появлением нового предмета. Подчеркивается значимость химии для успешного усвоения смежных предметов и её интегрирующая роль в системе естественных наук.
- «Путешествие в загадочный мир химии» содержит сведения по истории возникновения, становления и развития химии. С целью повышения познавательного интереса в программу курса включены занимательные опыты, в качестве одной из форм организации учебных занятий предусмотрены нетрадиционные уроки (химический костюмированный бал «Чудеса на выбор», викторина «Узнай меня»).
- «Вещества» включает любопытные сведения об отдельных веществах и их свойствах, способах разделения смесей веществ и использовании их человеком.
- «Химические реакции, происходящие с веществами» знакомит обучающихся с физическими и химическими явлениями, готовит их к изучению химических процессов в дальнейшем.
2.2. Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся.
В программе курса будет проводиться групповая работа, работа в парах переменного состава, самостоятельная работа, в том числе и при проведении домашнего химического эксперимента.
2.3. В ходе реализации задач курса, будут использоваться такие методы, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, прогнозирование, исследования, деловые игры, викторины.
2.4. Курс раскрывает необходимость изучения химии во взаимосвязи с предметами естественно-научного характера (биология, физика, география), гуманитарного (литература, история, искусство, музыка) и прикладного (математика).
3. Место курса в учебном плане.
Пропедевтический курс по химии реализуется в 6 классе за счёт часов, формируемых участниками образовательного процесса. Рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
4.1. Личностные результаты.
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-сформированость системы значимых социальных и межличностных отношений;
- способность ставить цели и строить жизненные планы.
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
- сформирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.
4.2. Метапредметные результаты.
- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;
- способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
- самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
4.3. Предметные результаты. Освоение обучающимися умений:
- наблюдать химические и физические явления;
- проводить химический эксперимент, выполнять простейшие расчеты по химическим формулам;
- различать простые и сложные вещества;
- применять некоторые вещества;
- соблюдать технику безопасности при работе с химическими веществами.
- писать, называть знаки химических элементов;
- различать простые и сложные вещества;
- составлять простейшие химические формулы;
- выполнять простейшие расчеты по химическим формулам;;
5. Содержание курса.
Тема 1. Химия – часть естествознания (13часов)
Естествознание – комплекс наук о природе. Науки о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.
Предмет химии. Тела и вещества. Что изучает химия. Свойства веществ (физические и химические). Свойства веществ как основа их применения.
Методы изучения естественных наук. Наблюдение – основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента.
Моделирование. Модели как абстрактные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в химии (материальные и знаковые). Знаковые модели в химии: химические символы, химические формулы и уравнения.
Химические символы элементов и химические формулы. Обозначение химических элементов, их названия. Написание, произношение и информация, которую несут в себе химические формулы. Моделирование молекул в виртуальной лаборатории.
Химия в космосе. Химия звезд и планет. Атмосфера планет. Основа космического вещества и химические элементы звезд и планет. Газы, присутствующие в атмосфере планет. Экологическое состояние атмосферы Земли: озоновые «дыры», «парниковый эффект», «смог».
Химия и геология. Распространенность химических элементов в земной коре. Элементный состав в земной коре. Минералы и горные породы. Легенды и быль о минералах и драгоценных камнях.
Химия и биология. Химические элементы в организме человека и продуктах питания. Химические элементы в организме человека, их биологическая активность. Суточное поступление химических элементов в организм человека и характерные симптомы дефицита химических элементов в организме. Проблемы здоровья детей и рациональное питание.
Химия и физика. Атомно-молекулярные учения- законы и открытия. Великие имена мятежных химиков. Корпускулы Роберта Бойля. Таинственный флогистон. Лавуазье против «флогистона». Учение М.Ломоносова. Молекулярно-кинетическая теория. Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.
Демонстрации и эксперимент:
- коллекции разных изделий из одного вещества, тел из алюминия или стекла. Презентация «Свойства алюминия и применение»;
- объемные и шаростержневые модели молекул воды, метана, углекислого газа;
- моделирование химических формул в виртуальной лаборатории;
- образцы минералов и горных пород;
- презентация: «Химические элементы в организме человека»;
- образцы твердых веществ кристаллического строения;
- модели кристаллических решеток;
- процесс диффузии при распространении запахов;
Практические работы:
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Знакомство с лабораторным оборудованием и приемами обращения с веществами.
2. Правила работы с нагревательными приборами. Устройство спиртовки. Изучение строения пламени.
Тема 2. Путешествие в загадочный мир химии (6 часов).
Химические истории из глубины веков. «Черная» сестра химии. «Кирпичики» мира. Первые «имена» веществ. В поисках «философского камня» и «эликсира молодости». Великие имена первооткрывателей. Легенды, мифы, объяснение волшебства.
В гостях у алхимика. Виртуальное и реальное путешествие в лабораторию к алхимику. Занимательные опыты: «химия «чудес», опыты с газами, удивительные растворы, химия взрывов и вспышек.
Периодическая система и ее элементы. «Жильцы» таблицы Менделеева. Металлы и неметаллы. Этимология названия химических элементов. Происхождение названий химических элементов, связанных с мифами, легендами, странами, континентами и др. Истории открытия химических элементов: удивительные и случайные.
Путешествие в мир элементов. Химия в стихах: о химических элементах и веществах. Химические загадки, головоломки и ребусы. Загадочные опыты и рисунки в химии.
Развитие химии в современном мире. Роль химии в нашей жизни. Достижения химии и их правильное использование. Биотехнологии: искусственные продукты питания и лекарственные препараты.
Демонстрации и эксперимент.
- презентация «В поисках философского камня»;
- демонстрация виртуальной лаборатории алхимика;
- занимательные опыты с газами: дым без огня, стреляющая бутылка, гремучий газ;
- химия взрывов и вспышек: звездный дождь, горение металлов;
- химия «чудес»: исцеление раны, рисование утюгом, таинственная надпись, горение без пламени;
- химические опыты-загадки: «поджигатель» воды, несгораемый платок, волшебная палочка;
- коллекции пластмасс и современных строительных материалов;
- презентация «Искусственная пища»;
- нетрадиционные формы проведения занятий;
- химический костюмированный бал «Чудеса на выбор», викторина «Узнай меня».
Тема 3. Вещества (10 часов).
Вещества и их свойства. Классификация веществ. Органические и неорганические вещества. Простые и сложные вещества. Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Химические формулы веществ и их названия: оксиды, кислоты, основания, соли. Формулы веществ, встречающихся в быту. Химические и природные индикаторы. Обнаружение веществ с помощью индикаторов. Удивительные свойства некоторых веществ.
Смеси веществ. Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, действие магнитом, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.
Фильтрование. Фильтрование в быту и на производстве. Фильтрат.
Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и военном деле. Устройство противогаза.
Дистилляция, кристаллизация, выпаривание. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области её применения. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории и природе.
Вода в природе и жизни человека. Значение воды для жизни организмов. Загрязнения воды. Органолептические показатели воды (содержание взвешенных частиц, цвет, прозрачность, запах). Заболевания, возникающие при токсическом воздействии химических элементов и субстанций, находящихся в питьевой воде. Методы очистки воды в быту. Водные ресурсы и человек. Экологические проблемы гидросферы.
Химия и биосфера. Фауна и флора – «копилки» химических веществ. Ядерная энергетика и биосфера. Войны и трагедии 20 века. Химия для нас и жизнедеятельность человека. Компас в мире окружающих нас веществ: лекарства или яды.
Демонстрации и эксперимент.
- коллекции образцов металлов и неметаллов;
- демонстрация образцов оксидов, кислот, оснований, солей;
- обнаружение растворов кислот и оснований с помощью индикаторов;
- реакция нейтрализации в присутствии индикатора;
- разделение смеси порошков серы и железа;
- разделение смеси порошков серы и песка;
- разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки;
- адсорбционные свойства активированного угля;
- силикагель и его применение в быту и легкой промышленности;
- противогаз и его устройство;
- получение дистиллированной воды.
Практические работы.
1. Распознавание растворов веществ с помощью индикаторов.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Исследование качества питьевой воды органолептическими методами.
Тема 4. Химические реакции, происходящие с веществами (5часов).
Физические и химические явления. Превращения веществ. Химические явления, их отличие от физических явлений. Химические явления в природе и повседневной жизни человека.
Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Закон сохранения массы веществ. Уравнение химической реакции: исходные вещества и продукты реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.
Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа. Занимательные опыты: удивительные растворы.
Химические реакции вокруг нас. Химические реакции в быту и жизни человека. Достижения современной химии. Необычные химические реакции и курьезы с веществами.
Защита проектов и мастер - класс для родителей.
Демонстрации и эксперимент:
- изменение агрегатного состояния веществ: возгонка йода и испарение воды;
- взаимодействие порошков железа и серы при нагревании;
- получение углекислого газа при взаимодействии мрамора с кислотой;
- получение осадков гидроксидов металлов реакцией обмена;
- растворение полученных осадков гидроксидов в кислоте;
- занимательные опыты с растворами.
6. Тематическое планирование.

Тема
Количество
часов
Практические работы
Основные виды УУД

1
Химия – часть естествознания
13 часов
2
Л. Смыслообразование
Р. Целеполагание, планирование и саморегуляция.
П. Поиск информации, смысловое чтение, структурирование знаний, речевое развитие, моделирование.
К. Планирование учениками сотрудничества с учителями и сверстниками, постановка вопросов, умение выражать мысли.

2
«Путешествие в загадочный мир химии»
6 часов

Л. Смыслообразование - нравственно-этическая ориентация.
Р. Целеполагание, планирование, саморегуляция, прогнозирование, контроль и оценка.
П. Поиск информации, смысловое чтение, структурирование знаний, речевое развитие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. К. Планирование учениками сотрудничества с учителями и сверстниками, постановка вопросов, умение выражать мысли, управление поведением партнера.

3
Вещества
10 часов
3
Л. Смыслообразование -нравственно-этическая ориентация и самоопределение.
Р. Целеполагание, планирование, саморегуляция, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка. П. Поиск информации, смысловое чтение, структурирование знаний, речевое развитие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и решение проблем.
К. Планирование учениками сотрудничества с учителями и сверстниками, постановка вопросов, умение выражать мысли, управление поведением партнера.

4
Химические реакции, происходящие с веществами
5 часов

Л. Смыслообразование -нравственно-этическая ориентация.
Р. Целеполагание, планирование, саморегуляция, прогнозирование, контроль и оценка.П: Поиск информации, смысловое чтение, структурирование знаний, речевое развитие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. К. Планирование учениками сотрудничества с учителями и сверстниками, постановка вопросов, умение выражать мысли, управление поведением партнера.


7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
- печатные пособия;
- экранно-звуковые пособия;
- технические средства обучения;
- информационно-коммуникативные средства;
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- коллекция минералов, горных пород и полезных ископаемых.
8. Ожидаемые результаты изучения курса.
Первый уровень: обучающиеся должны знать понятия: масса, объем, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, смеси, минералы, сплавы.
Второй уровень: уметь определять единицы измерения физико-химических величин, взаимосвязь физико-химических величин, прямую или обратную зависимость;
Третий уровень: производить вычисления с использованием понятия «моль» (перевод массы и объема вещества в моль и наоборот), понятия «процент» (при разбавлении, выпаривании раствора или добавлении растворенного вещества), и использовать данные вычислений в повседневной жизни.
Список используемой литературы.
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. / Сост. Савинов Е.С. М.: Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения).
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644).
3.Малышкина В., Занимательная химия. –С.-Петербург:Тригон, 2006
4.Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения.-М.:Химия, 2014
5.Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию: мир глазами химика. Учебное пособие. 2013.