Статья по химии Преподавание пропедевтического курса химии в 7 классе


ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА
ХИМИИ В 7 КЛАССЕ
Плюшкина Анна Евгеньевна,
учитель химии и биологии.
Сегодня перед российской школой стоит важнейшая задача формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности школьников, то есть современных компетенций. Ключевая роль в решении этой задачи принадлежит пропедевтике знаний, поскольку именно на пропедевтическом этапе закладываются и формируются первоначальные представления о науке и областях ее применения.
Что же такое пропедевтика?
Пропеде́втика (от др. греч. προπαιδεύω — предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку  или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.  [Википедия].
Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы.
Но химия – это и сложная наука. Изучать химию в школе трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре все становится непонятно, а значит, скучно.  Когда же возникает интерес – тогда дело идет на лад, у человека развивается особая, химическая смекалка, растет кругозор. Тогда и захочется узнать  больше, разобраться в проблемах химии глубже.
И тут мы сталкиваемся с важнейшей проблемой преподавания химии в школе. Это сокращение количества часов в основной школе (до 2-х в неделю) и старшей школе (до 1 часа в неделю), и как следствие снижение интереса у детей к предмету. Кроме того нужно учесть, что в курсе химии 8 класса необходимо изучить три сложных темы: «Количественные отношения в химии», «Важнейшие классы неорганических соединений», «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И Менделеева ».
В связи с этим необходимость введения пропедевтического курса в 7 классах является одним из вариантов выхода в сложившейся ситуации. В МБОУ «СШ № 19» г. Нижневартовска из школьного компонента в течение нескольких лет выделен 1 час на изучение химии в 7 классе.
В этом возрасте (13-14 лет) наибольший интерес у ученика вызывает информация, которую он добывает сам, а не сообщает учитель.
Материал пропедевтического курса строится на изучении веществ и химических процессов, известных учащимся из повседневной жизни. Здесь должно быть сведено к минимуму использование химических формул и расчетов по ним. Этим требованиям полностью отвечает курс "Введение в неорганическую химию" (автор О. С. Габриелян). На уроках химии учащиеся изучают знаки химических элементов, признаки химических реакций, их отличия от физических явлений, учатся составлять формулы веществ, но не рассматривают уравнения химических реакций (эти вопросы будут изучаться в 8 классе, а вот база для этого как раз и закладывается в 7 классе).
Для того чтобы лучше понять новые факты, закономерности, учащиеся обращаются к знаниям, полученным при изучении физики, биологии, географии и других предметов естественного цикла. В соответствующем учебнике для этого есть специальные разделы «Химия и физика», «Химия и биология», «Математика в химии».
На уроках учащиеся систематизируют материал, формулируют выводы, обязательно указывающие на прикладное значение изучаемого вещества или явления.
Поскольку в этом возрасте дети испытывают тягу к самостоятельным практическим действиям, я предлагаю им проделать некоторые домашние опыты (которые предусмотрены автором и описаны в учебнике), ведь путь к вершинам мастерства в химии лежит через эксперимент.
Основной формой проведения занятий является урок, но для повышения интереса к предмету я стараюсь разнообразить типы уроков: уроки - практические работы, соревнования, викторины, конференции, видеоуроки и др.
Но, независимо от варианта проведения занятий на пропедевтическом этапе обучения химии я решаю следующие основные задачи:
–формирование устойчивого познавательного интереса к химии;
–разгрузка, насколько это возможно, курса химии основной школы;
–создание в представлении учащихся образа химии как интегрирующей науки, имеющей огромное значение в жизни общества;
–формирование у учащихся элементарных практических умений.
Использованная литература:
1.Трухина М. Д. Конструирование и методика изучения пропедевтических курсов химии для учащихся седьмых классов средних школ. Дисс., канд. пед. наук, М, 2002, 140 с.
2.Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки. Из зарубежного опыта преподавания. – Москва: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
3.Проект «Российская стратегия развития образования – 2020». [Электронный ресурс].
4.Жукова Н.В. , Дуденкова М.А. , Щербакова А.И.Особенности методики обучения химиипропедевтического курса «Введение в химию» для школьников седьмых классов; ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»[Электронный ресурс].