Авторская программа по географии для профильного уровня по учебнику В.Н. Холиной. 10 класс(2 часа в неделю)


1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального компонента государственного стандарта по географии ( профильный уровень), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2010 года № 1089;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2010г.;
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. (Сборник нормативных документов. География/сост.- Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа, 2010г);Авторская программа В.Н. Холиной. География. Профильный уровень. Книга для учителя. М.: Дрофа, 2010г.;
Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
1.2 Цели:
Сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человека.
Задачи:
Формирование у обучающихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства;Развить пространственно-географическое мышление;
Научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
Воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
2. Общая характеристика учебного предмета:
Курс географии 10-11 классов заканчивает цикл изучения географии в школе. Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить образование в выбранной области. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повсеместно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности – от выбора места жительства, продуктов питания до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы может дать данный курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования. Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. Размещение и развитие отраслей экономики и общества в современном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает выстроить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать реальные экономические результаты политических решений.
Раздел «Политическая карта мира» знакомит обучающихся с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями.
Раздел «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития.
Раздел «География населения мира» знакомит с динамикой численности населения, проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложные этнорелигиозные проблемы.
Раздел «Взаимоотношения человека и общества» посвящен экологическим проблемам, стратегии их решения.
Раздел «Общий обзор мирового хозяйства» показывает сложность многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений, основные тенденции на современном этапе развития международных экономических отношений.
Раздел глобальные проблемы человечества посвящен всем проблемам (сырьевой, демографический, экологический), показывается взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем, возможности человечества в решении этих проблем.
Глава «Обзор регионов и отдельных стран мира» рассматривает хозяйственное и социальное своеобразие Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании.
3. Место учебного предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объёме 136 часов за два года – 68 ч. в 10 классе и 68 ч. в 11 классе (2 часа в неделю); практических работ – 6 ч.
4 . Формирование ключевых компетенций.
4.1 Учебно-познавательные:
•освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
•овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
•воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
•формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
4.2 Общекультурные компетенции:
Способствовать овладению знаниями и опытом деятельности науки географии – как составной части жизни человека и человечества, осознание роли географии в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира4.3 Коммуникативно – информационные:
Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.
На занятиях умение обучающегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием географических терминов.
4.4 Социально-трудовые:
Формирование социальной активности и функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки географического образования), в области профессионального самоопределения. Формировать умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса географии:
5.1 Личностными результатами обучения географии является:
Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
Сформированность экологического мышления; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.
5.2 Метапредметными результатами освоения основной общеобразовательной программы являются:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
5.3 Предметными результатами освоение основной образовательной программы по географии являются:
Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для сознания своего места в целостном, многообразном и быстроизменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
Формирование представление и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических параметров;
Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
6. Учебно-методический план:
При составлении тематического планирования материал был распределён следующим образом:
№п/п Раздел Количество часов Практические работы
1. География в современном мире 5 ч. 1ч.
2 Политическая карта мира: государства и границы. 18 ч. 1ч.
3 Богатство и бедность: типы стран 8 ч. 1 ч.
4 Население и культура 11 ч. 2 ч.
5 Городские и сельские поселения 1 1 ч. 1ч.
6 Устойчивое развитие 8 ч. Резервное время 7ч Таким образом, разделы «Городские и сельские поселения», «Устойчивое развитие», которые в авторской программе рассматриваются в 11 классе, были перенесены в 10 класс. Практические работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, в планировании не указаны.
10 класс. Практические работы.
№1. «Выбор места для строительства города»
№2. « Геополитическое положение РФ».
№3. « Составление многопризнаковой классификации стран региона».
№4. «Работа с демографическими пирамидами».
№5. «Размещение и рост городов».
№6 « Анализ сформированности систем расселения стран различных социально-экономических типов».
6.1 Содержание программы:
Раздел 1. География в современном мире ( 5 ч.)
География от визуальных открытий и сбора фактов - к поискам законов размещения. Пространство как объект изучения географии. И. Кант и классификация наук. Законы размещения.
Географические исследования. Факторы географического положения, абсолютные относительные пространственные ресурсы. Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
Раздел 2 Политическая карта мира: государства и границы (18ч)
Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН. Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные ( непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории ( колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, заморские территории и департаменты).
Формы государственного устройства и правления. Организация территории государства (унитаризм и федерализм). Территория и границы государства. Территориальные споры. Геополитика. Международные политические организации. ООН.
Раздел 3 Богатство и бедность: типы стран (8ч)
Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира – абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран. Типология и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения. Типы стран современного мира. Анаморфированное картографическое изображение.
Раздел 4 Население и культура (11ч)
Численность населения мира ( переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения ( гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты. География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н, Гумилева. Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь. Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.
Раздел 5. Городские и сельские поселения (11ч)
Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города. Оптимальные размеры города. Функции городов в системе расселения. Города и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование.
Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель. Функциональные зоны. Внутригородские различия в цене на жилье, арендной плате, земельной ренте.
Раздел 7. Устойчивое развитие (8ч)
Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы. Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования. Закономерности пространственного экономического развития ( центр-периферия, пространственные закономерности распространения нововведений, « политика роста»). Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов. Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических типов. Региональный монополизм и региональная политика. Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного развития ( демографическая, продовольственная, мира и разоружения и т. д.). Киотский протокол.
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
7.1 учебно-методическое обеспечение:
В.Н.Холина География. Профильный уровень. 10-11кл Книга для учителя. М.; Дрофа, 2014
Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2014г.
Рабочая тетрадь по географии профильный уровень 10 класс. В.Н.Холина. М.: Дрофа, 2014 год
Географический атлас. 10-11 класс. - М., Дрофа, 2014
7.1.2 Список литературы для учителя:
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2014 г.
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2014 г.
Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 2014
Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа», 2014
Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе, М., «Просвещение», 1992
Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 к, М., «Дрофа», 2002,
Яковлева Н.В. «Уроки с использованием информационных технологий» Волгоград, изд. «Учитель» 2008г
. В.Н.Холина География. Профильный уровень. 10-11кл Книга для учителя. М.; Дрофа, 2014
Уроки географии с применением информационных технологий 10-11классы. Методическое пособие с электронным приложением Москва, Издательство «Глобус» 2014
7.1.3 Список литературы для обучающихся:
Белякова О. В. География за 24 часа. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.
Гладкий Ю. П., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. – М., Просвещение, 2013.
Караев С. А. Политическая карта мира. – Саратов, Лицей, 2012.
Максаковский В. П. Географическая картина мира. – М., Дрофа, 2014.
Сиротин В. И., Сиротин И. В. Школьная география. – М., АРКТИ, 2000.
7.2 материально-техническое обеспечение:
7.2.1 Учебное оборудование и дидактические пособия.
Слайдовые презентации по отдельным темам;
Тестовые задания по разделам;
Индивидуальные карточки по отдельным темам.
Уроки географии. 10 – 11 классы. – М., Глобус, 2014.
Библиотека электронных наглядных пособий. География. 6 – 10 классы.
Учебное электронное пособие «Экономическая и социальная география мира. Под редакцией В. П. Максаковского».
Интерактивные и тематические карты.
Компьютерная техника и интерактивное оборудование:
компьютер;
проектор;
мультимедийная техника;

8. Календарно-тематическое планирование по географии 10 класс:
№ п/пРаздел. Тема урока. Виды учебной деятельности Планируемые результаты Практическая работа Домашнее
задание Дата
География в современном мире 5 ч.
(Учебник Холиной-1ч) 1. Тема 1. Введение. Место географии в системе наук. Возможности, которые дает география для жизни и работы. Пространство-объект изучения географии. Актуализации знаний Знать: развитие географии от визуальных открытий
и сбора фактов к поискам законов размещения; роль
пространства как
объект изучения географии;
географические
исследования
Уметь: объяснять принципы создания и функционирования идеальных моделей.
Тема 1, §1,2 2 Практическая работа №1 «Выбор места для строительства города». практикум 3 Тема 2. Методы географических исследований (экспедиционный, описательный, картографический). Новейшие методы исследования. Урок-исследование Тема 2, §1,3 4 Модели в географии. Модель Тюнена. Изучение нового Тема 2, §2 5 Обобщающий урок по разделу. Обобщение и систематизации знаний Политическая карта мира: государства и границы 18 ч.
(Учебник Холиной-1ч) 6 Тема 1. Объекты политической карты мира. Основные черты независимых государств. Урок-лекция Знать: этапы формирования политической карты мира; колониальные империи
и их распад;колониальный список ООН; объекты политической карты
Мира, формы
государственного устройства
правления; организацию территорий государства .Международные
политические организации. ООН.
Уметь: определять по источникам (таблицам, картам, статистическим данным) особенности независимых государств,
составлять характерис-тику ПГП страны, ее
изменения во времени. Тема 1,§1 7 Формы правления независимых государств. комбинированный Тема 1,§2 8 Формы государственного устройства независимых государств. комбинированный Тема 1, §2 9 Непризнанные и самопровозглашенные государства на карте мира.
Изучение нового материала Тема 1,§3 10 Международные территории и их статус. Территории с неопределенным статусом .Несамоуправляющиеся территории на политической карте мира. комбинированный Тема 1, §4,5,6 11 Функции межгосударственных политических организаций. Урок-исследование Тема 1,§7 12 Миротворческие миссии ООН. семинар Тема 1, § 7 13 Тема 2. Территории и границы государств. Естественные рубежи как государственная граница. Территориальные споры. комбинированный Знать: состав территории государства: суша (в том числе острова, анклавы и полуанклавы), недра, внутренние воды, территориальные воды и воздушное пространство над ними, географическое положение, природу и хозяйство. Тема 2, § 1-3 14 Тема 3. Этапы формирования политической карты мира. Урок изучения нового Знать: этапы формирования современной политической карты мира в Новейшее время; во время Второй Мировой войны, распада колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна в 1950-1960-е гг.; крупные изменения на политической карте Восточной Европы на рубеже 80—90-х гг. XX в.;
изменения на политической карте мира в конце XX — начале XXI в. Тема 3,§1-4 15 Формирование политической карты в Европе. Интеграция и сепаратизм в Европе. Урок-исследование Тема 3,§2 16 Этапы формирование политической карты Азии. Урок-исследование Тема 3,§3 17 Формирование политической карты Африки.
Урок-исследование Тема 3,§4 18 Формирование политической карты Северной Америки. Урок-исследование Тема 3, §5 19 Формирование политической карты Южной Америки. Урок-исследование Тема 3,§5 20 Формирование политической карты Австралии и Океании. Урок-исследование Тема 3,§6 21 Тема 4. Традиционные геополитические теории. Современные геополитические модели. Изучение нового материала Знать: геополитические теории положения стран мира, России;
Уметь описывать геополитическое положение своей страны. Тема 4,§1,2 22 Практическая работа № 2 «Геополи-тическое положение страны». практикум 23 Обобщающий урок по разделу Повторение и обобщение Богатство и бедность: типы стран –
8 ч.
(Учебник Холиной-1ч) 24 Тема 1. Как оценить уровень развития и тип стран? Изучение нового материала Знать: показатели уровня и качества жизни
стран и территорий мира –
абсолютные,относитель- ные, индекс развития человеческого потенциала;
источники статистических данных длясопоставлений между странами;
типологии и классификации, многопризнаковыеклассификации: методика и области применения; типы стран современного мира.
Уметь: сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. Тема 1,§1 25 ВВП и ВНД как главные индикаторы уровня развития страны. Отраслевая структура ВВП. Всемирный банк: классификация стран по уровню ВВП на душу населения. комбинированный Тема 1,§2,3 26 Практическая работа № 3 «Составление многопризнаковой классификации стран.
практикум Тема 1,§4 27 Тема 2. Как различить более развитые и менее развитые страны? Роль в мировой экономике стран различных социально-экономических
типов комбинированный Тема 2, §1, 28 Классификация развивающихся стран.
Наименее развитые страны. Урок-исследование Тема 2, §2,3 29 Географическая типология стран мира. комбинированный Тема 2,§3 30 Формирование территориальной структуры колониальной экономики. комбинированный Тема 2,§4 31 Обобщение по разделу «Богатство и бедность: типы стран» Повторение и обобщение знаний Тема 2,§1-4 Население и культура 11 ч.
(Учебник Холиной-1ч) 32 Тема 1. Размещение населения.
Где и когда появились первые люди на Земле? Изучение нового материала Тема 1.§1 33 Как узнать точное число жителей страны? Факторы, влияющие на расселение людей. Урок-исследование Знать: численность населения мира,
динамику численности населения,закономерности размещения;
демографическую политику страны;
хозяйственное освоение и
социальные конфликты; географию культур; языковые семьи и группы; расы и этносы;
национальные меньшинства и
этническую дискриминацию; религии
народов мира: ареалы
происхождения и современного
распространения; религиозные
конфликты; влияние религий наособенности освоения ресурсов; развитие и рост численности в городах, принципы размещения городов;
Уметь: объяснять процессы
воспроизводства
населения в странах
мира; объяснять причины
миграционных процессов
в пределах Европы,
Северной Америки и
евроазиатского
пространства; объяснять
региональные и
отраслевые различия вструктуре занятости
населения; составлять
сравнительную оценку
трудовых ресурсов стран
и регионов мира по выбору. Сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; сопоставлять географические карты различной тематики; находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы, ресурсы Интернета.
Тема 1.§2,3 34 Миграции населения. Основные причины. Комбинированный, слайд-лекция Тема 1, § 4 35 Показатели оценки количества и качества населения. Урок-исследование Тема 1, §5 36 Демографические показатели разных регионов мира. Демографические пирамиды комбинированный Тема 1,§5 37 Практическая работа № 4. Работа с демографическими пирамидами.
практикум 38 Изменение численности населения по регионами мира. Грозит ли Земле перенаселение?
Урок-исследование Тема 1,§6-7 39 Демографическая политика, проводимая государствами. комбинированный Тема 1,§8 40 Тема 2. Культурные районы мира. Элементы культуры. Формирование этносов как главных носителей культуры. Этнический состав населения стран мира. Изучение нового материала Тема 2,§1,2,3 41 География религий. Национальные религии. Местные традиционные верования. География религий. Мировые религии. Влияние религии на хозяйство, политику и культуру регионов мира Урок-исследование Тема 2,§4,5,6 42 Историко- культурные районы мира Обобщение по разделу «Население и культура» Кино-урок Городские и сельские поселения. 11 ч. (учебник Холиной-2ч) 43 Тема 1. Урбанизация.
Чем город отличается от деревни?
Почему, где и когда появились города? комбинированный Тема 1,§1,2,3 44 Практическая работа № 5. Размещение и рост городов. практикум 45 Рост городского населения в развитых странах и развивающихся странах комбинированный Тема 1,§4,5 46 Влияние городов на окружающую среду.
семинар Тема 1,§6 47 Тема 2. Системы расселения.
Как определить количество городов, необходимое для устойчивого развития территории?
Изучение нового материала Тема 2,§1 48 Практическая работа №5. Анализ сформированности систем расселения стран различных социально-экономических типов. практикум Тема 2,§1 49 Как формируются системы расселения? Управление системами расселения комбинированный Тема 2, §2,3,4 50 Тема 3. Экономическая и территориальная структура города.
Экономическая структура города. Рынок городских земель. Лекция-презентация Тема 3,§1,2 51 Размещение в городах жилых кварталов разного качества. Размещение в городе предприятий сферы услуг. Урок-исследование Тема 3,§,3,4,5 52 Территориальная структура города. комбинированный Тема 3,§6 53 Обобщение по разделу «Городское и сельское население» Повторение и обобщение знаний Тема 3,§1-6 Устойчивое развитие -8 ч.
(Учебник Холиной-2ч) 54 Тема 1. Районирование и административно-территориальное деление. Районирование территории.
Административно-территориальное деление. Изучение нового материала Знать: понятия районирование и административно-территориальное деление территории, правила проведения выборов, нарезки округов для голосования;
Уметь: сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; сопоставлять географические карты различной тематики; находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы, ресурсы Интернета. Тема 1,§1,2 55 Чем различаются районирование и административно-территориальное деление?
комбинированный урок Тема 1,§3 56 Тема 2. Основы электоральной географии. Принципы нарезки округов для голосования. Показатели, которые используются при географическом анализе выборов комбинированный Тема 2,§1,2,3 57 Показатели, которые используются при географическом анализе выборов 57 Как распределяются места в парламенте между регионами в странах различных социально-экономических типов? Урок-исследование Тема 2,§4 58 Тема 3. Региональное неравенство и территориальная справедливость.
Принципы территориальной и социальной справедливости. комбинированный Тема 3,§1 59 Как измерить региональное неравенство? Урок-диспут Тема 3,§2 60 Региональная политика государств.
Взаимодействие различных типов экономических районов.
Урок-исследование Тема 3,§3,4 61 Обобщение по разделу «Устойчивое развитие». Повторение и обобщение знаний по разделу. Тема 3,§1-4 Резерв 7 часов
9. Требования к уровню подготовки (Результаты обучения).
По окончании курса «Экономическая и социальная география» обучающиеся должны:
9.1. Знать.
Основные географические понятия и термины. Традиционные и новые методы географических исследований. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их демографическую специфику, различия в уровне и качестве жизни населения. Основные направления миграций. Проблемы современной урбанизации. Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. Главные промышленные центры.
9.2 Уметь.
Сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. Сопоставлять географические карты различной тематики. Находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы, ресурсы Интернета. Давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим событиям международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах мира, Тенденциям их возможного развития.
9.3. Называть и показывать.
Крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы. Основные виды природных ресурсов. Мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные, сельскохозяйственные, научно-информационные, транспортные, финансовые, торговые, рекреационные. Меры по охране вод Океана иссуши. Основные регионы повышенной плотности населения на Земле. Крупнейшие народы, наиболее распространённые языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры стран и регионов мира. Примеры крупнейших старопромышленных районов мира. Тенденции изменения структуры мирового хозяйства. Основные формы международных экономических отношений. Крупнейшие индустриальные страны мира. Примеры районов нового освоения.
9.4. Составлять.
Комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. Комплексную географическую характеристику стран Европы, Африки, Азии, Северной и Латинской Америки на основе сравнения.
9.5. Оценивать и объяснять.
Ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. Демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
9.6. Определять.
Принадлежность объектов природы к определённым видам природных ресурсов, рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, биологических ресурсов. Условия возникновения наиболее крупных зон и ареалов. Функции крупнейших городов мира. Крупнейших экспортёров и импортёров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Особенности ЭГП объектов. Общие тенденции развития объектов и явлений, отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации. 9.7. Прогнозировать и оценивать.
Изменения политической карты мира под влияние международных отношений. Ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши. Роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы. Результаты борьбы с опустыниванием и обезлесением. Последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды. Темпы роста народонаселения Земли в целом, отдельных регионах и странах мира. Тенденции изменения возрастного состава населения. Темпы урбанизации и её влияние на окружающую среду. Тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве. Изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.
Использован интернет
http://docs.likenul.com/docs/index-8874.htmlhttp://www.uchmet.ru/library/material/248460/132960/http://www.otbet.ru/book/class-10/geografiya/uchebnik-holina-v-n/http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programs_10-11/#popup-loginhttp://geo.metodist.ru/images/Doc/Method/kholina/Kholina_prof_10-11.ziphttp://geo.metodist.ru/images/Doc/Method/kholina/progr_Kholina_2008.pdf