Музыкально – театральный досуг для детей подготовительной группы совместно с родителями «Путешествие в мир театра»


 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Красная шапочка»

Музыкально – театральный досуг
для детей подготовительной группы совместно с родителями
«Путешествие в мир театра»  
(с использованием ИКТ)
Музыкальный руководитель:
Акулова Жанна Михайловна
Стаж работы -20 лет,
Высшая квалификационная категория
гп. Междуреченский, 2015 г.
Цель: приобщение детей к культуре театрального искусства, посредством музыкально-игрового материала.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Задачи:
1. Образовательные.
Продолжать формировать представление о назначении театра, его видах, специфике актёрского искусства, о различных театральных профессиях (гримёр, костюмер), о внутренних помещениях театра (зрительный зал, сцена и др.) (Познавательное развитие)
2. Развивающие.
Развивать устойчивый интерес к театральному искусству. (Познавательное развитие)
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, использовать ранее приобретенные музыкально-ритмические навыки и умения в танцевальном творчестве. (Художественно – эстетическое развитие)
Развивать фантазию, творческие способности, индивидуальность каждого ребёнка. (Художественно – эстетическое развитие)
Расширять объем словаря, развитие диалогической речи, связной речи. (Речевое развитие)
3. Воспитательные.
Воспитывать культуру поведения в театре. (Социально-коммуникативное развитие)
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, творческую интуицию, умение общаться в коллективе сверстников. (Социально-коммуникативное развитие)
Обеспечить творческий контакт детей и родителей в совместных играх, театральной постановке. (Социально-коммуникативное развитие)
Оборудование: музыкальный центр, видеопроектор, экран, акустическая система, ПК. DVD-проигрыватель.
Материалы: презентации «Мир театра» (авторская), аудиоматериалы: «Вальс  цветов» П.И. Чайковского, «Шествие гномов» Э.Григ, звук театрального звонка, фоновая музыка (диск «Шедевры классической музыки»), фото- выставка «Актеры в гриме».
Атрибуты: билеты в театр с изображением сказочных героев, спортивный инвентарь (обручи, скамейки малые, мячи пластмассовые), куклы бибабо, шапочки зверей, веер, ширма,Предварительная работа
Беседа о театре, рассматривание иллюстраций театров, театральных профессий.
Игровые ситуации с разными видами театра: "бибабо", "пальчиковый", "деревянный".
Чтение художественной литературы: рассказ «О театре» Д. Эдвардса, просмотр презентации «Правила поведения в театре.
Игры с пиктограммами.
Посещение спектакля в РДК «Рождественская сказка».
Разучивание песни «Хлопаем в ладоши».
Подготовка инсценировки сказки «Репка».
Слушание пьес «Вальс  цветов» П.И. Чайковского, «Шествие гномов» Э.Григ.
Оформление презентации «Путешествие в мир театра».
План мероприятия:
Организационно - мотивационный момент.
Игра «Что общего?».
Беседа о Дворце культуры гп. Междуреченский: о театральных постановках на его сцене, правилах поведения перед спектаклем.
Раздача билетов.
Беседа «Театр кукол»
Инсценировка сказки «Колобок» (театр би-ба-бо).
Беседа о музыкальном театре.
Творческая танцевальная импровизация детей.
Ритмическая игра «Прохлопай по схеме».
Песня «Хлопайте в ладоши».
Беседа о театре мимики и жеста.
Мимическая игра «Облака»
Творческая игра с родителями «Зеркало»
Беседа о театре сатиры.
Логоритмическая игра «Робин Бобин»
Загадки для родителей и детей.
Кроссворд для родителей.
Антракт. Знакомство с феей театра Мальпоменой.
Беседа о профессиях театра (гример, костюмер).
Игра «Подбери шляпу театральному герою»
Театральная импровизация родителей и детей.
Подведение итогов.
Ход мероприятия
Педагог
Здравствуйте, ребята! Сегодня, я хочу предложить вам необыкновенное путешествие! Вы наверное, хотите знать, куда мы отправимся? Ответ вы найдете, если ответите на мой вопрос…
Слайд 2
Педагог
(На слайде: кукла Петрушка, театральная маска, сцена)
Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что общего в названии этих предметов?
Все верно. Вы догадались! Все эти предметы связаны словом «театр».
Театр - волшебная страна!
Сколько чудес нам дарит она.
Праздник, улыбки, песни и смех
В этой стране ожидает нас всех!!!
Педагог
Ответьте, пожалуйста, а кто из вас был в театре?
Слайд 3
Молодцы! Я рада за вас! К сожалению, в нашем поселке мы не можем побывать в настоящем театре. Но нам очень повезло – у нас есть прекрасный Дворец культуры, в котором существует театральная студия.
Слайд 4
Многие ребята нашего поселка занимаются в этой студии. А на новогодние праздники они всегда ставят рождественский спектакль, который посещают жители нашего поселка.
Слайд 5
Кроме того, на сцене нашего дворца культуры выступают со спектаклями и гости нашего поселка, известные артисты с прекрасными постановками. 
Слайд 6
Ну и конечно же, вы ребята, не раз со своими родителями, путешествуя в другие города России, побывали зрителями в настоящем театре.
Вам там понравилось? А что понравилось вам больше всего, что было для вас самым интересным? (Ответы детей.)
Сколько у вас разных приятных воспоминаний! А теперь вспомните, как нужно вести себя в театре, на концерте?
Дети:
Не шуметь, не шаркать ногами, громко не разговаривать, не показывать пальцем, не толкаться и т. д.
Слайд 7
Педагог
У меня для вас сегодня, есть интересное предложение – путешествие в театр. Только хочу предупредить вас, там, в театре, сегодня нет концерта. Все артисты уехали на гастроли. Но зато мы с вами сможем не спеша все рассмотреть, спокойно обо всем поговорить, все обсудить. А вы знаете, что должны показывать люди при входе в театр?
Дети. Билеты!
Педагог
Правильно, входные билеты. Сегодня я сама приготовила для вас волшебные билеты, они то и помогут нам отправиться в путешествие. (Раздача детям билетов)
И так наше путешествие начинается! (Звучит музыка волшебства)
Слайд 8
Педагог
А вот и первая остановка – «Театр кукол Сергея Образцова». Его легко узнать по сказочным часам на фасаде здания.
Каждый час, в одно и то же время, в одном из окошек появляется фигурка одного из персонажей.
Слайд 9
В этом театре – главные артисты – куклы, они поют, танцуют, смеются и плачут.
Слайд 10, 11,12
Этот театр очень любят и взрослые, и дети. Мы с вами тоже научились управлять куклами и сейчас это покажем нашим мамам и папам.
Дети инсценируют сказку «Колобок» с использованием кукол «би-ба-бо».
Слайд 13
Педагог
Второй театр, в котором мы с вами сегодня побываем, называется «Синяя птица». Это музыкальный театр. Там всегда звучит музыка. Как вы думаете, почему? (артисты поют и танцуют)
(Дети и родители рассматривают слайды с изображением интерьеров театра, фоном звучит спокойная классическая музыка.)
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Педагог
А сейчас, я предлагаю вам самим стать артистами музыкального театра и исполнить танец. Но будьте внимательны, прислушивайтесь к ритму, движению музыки именно это и поможет вам в танце!
Девочки исполняют танец – импровизацию «Вальс цветов» под музыку П.И Чайковского, мальчики исполняют танец под пьесу «В пещере горного короля» Э.Грига
Педагог
Ну что мальчики, вам понравился танец наших девочек? Как они двигались?
Ответы детей:
(Нежно, плавно, воздушно)
Педагог
А теперь вопрос к девочкам, какие образы вы увидели в танце мальчиков?
Ответы детей:
(Маленьких гномов, волшебных существ)
Педагог
Вы все были молодцы! Просто настоящие актеры музыкального театра! И все потому, что вашей помощницей стала музыка! Она помогла вам придумать такие сказочные танцевальные композиции.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что главной наградой для актера являются аплодисменты. Давайте похлопаем друг другу!
Слайд 19
Педагог
А вы знаете, что в театре нужно правильно аплодировать. Нельзя шуметь, хлопать во время спектакля, нужно дождаться его окончания. Давайте вместе поучимся правильным аплодисментам.
Игра на воспроизведение ритмического рисунка «Похлопай, по схеме»
Слайд 20 Схема 1
Слайд 21 Схема 2
Слайд 22 Схема 3
Педагог
А сейчас я предлагаю исполнить замечательную песню юных артистов «Хлопайте в ладоши»!
Песня «Хлопайте в ладоши» И. КаплуновойСлайд 23
Педагог
А наше путешествие продолжается! И мы попали в удивительный театр. Там есть музыка, но нет речи, люди не говорят - они показывают все мимикой и жестами, но зрителям очень интересны эти спектакли. Называется этот театр: “Мимики и жеста”.
Хочу я вас ребята пригласить в мастерскую этого театра. Попробуем с вами поработать над нашей мимикой – мы будем передавать настроение облаков. А чтобы видеть не только друг друга, но и себя я предлагаю встать на игру перед зеркалом.
Слайд 24
Мимическое упражнение «Облака» Дети стоят перед зеркалами.
Музыкальный руководитель:
По небу плыли облака,
И я на них смотрела.
И два похожих облака найти я захотела.
Слайд 25
Вот облачко весёлое смеётся надо мной.
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Слайд 26
А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Его от мамы ветерок вдруг далеко унёс.
Слайд 27
И вдруг по небу грозноеСтрашилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Слайд 28
А маленькое облачко
Над озером плывёт.
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот.
Гном: Очень хорошо у вас получилось передать настроение облаков. Молодцы, вы настоящие артисты! А теперь приглашайте своих родителей в круг на веселую игру «Зеркало»
Слайд 29
Творческая игра с родителями «Зеркало» И. Каплуновой(Родители и дети встают парами по кругу, лицом друг к другу. Ребенок показывает любое движение или мимический жест, а папа или мама с зеркальной точностью повторяет его. Затем роли ведущих - «Зеркала» меняются.)Слайд 30
Педагог
Следующий театр, в котором мы побываем, называется «Театр Сатиры».
Слайд 31,32,33
А как вы думаете, что такое сатира?
( При помощи взрослых приходим к выводу, что это шутки, смех,  веселье)
Вы совершенно правы: там всегда царит смех, шутки и веселье. Артисты этого театра  любят смешить шутками своих зрителей. Ну а наши ребята сейчас исполнят веселую шутку – минутку.
Логоритмическая игра «Робин Бобин» И. БодраченкоСлайд 34
Педагог
Следующий театр, который мы посетим, это театр зверей имени В.Дурова, который тоже очень любят дети. Его еще называют «Страной дедушки Дурова».
Слайд 35
Артисты здесь необычные: они рычат, лают, мяукают, шипят. А вот каких артистов здесь можно увидеть, вы сейчас узнаете.
(Педагог читает загадки, дети вместе с родителями их отгадывают)
Носик - круглым пятачком,
А задорный хвост - крючком.
Мама-хрюшка, папа – свин.
Он у них любимый сын (поросенок)
Слайд 36
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук,
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (собака)
Слайд 37
Летом бел, зимою сер,
По характеру не смел,
По полянкам скачет ловко,
Любит сладкую морковку (заяц)
Слайд 38
Прибыла из жарких стран,
Там жила среди лианИ, за хвост на них повиснув,
Уплетала я банан. (обезьяна)
Слайд 39
(Когда кто-то из детей или родителей отгадал, пригласить их подойти к столику, на котором разложены куклы и предложить используя выбранную игрушку – исполнить роль в театральной импровизации «Цирк» со спортивным инвентарем. Артисты отправляются на репетицию за кулисы)Педагог
А пока готовятся наши артисты, я предлагаю зрителям разгадать кроссворд на тему «Театр».
Слайд 40 (ответы на слайде появляются по щелчку)
Кроссворд
Вопросы:
Кто выступает перед зрителями? (актер)
Кто сочиняет пьесу? (писатель)
Кто готовит, шьет костюмы? (костюмер)
Как называется площадка, на которой выступают артисты? (сцена)
Как называется перерыв между сценами спектакля? (антракт)
А сейчас я предлагаю веселую игру для наших зрителей она называется «Передай веер»
Игра «Передай веер»
(Под музыку дети и родители, стоящие в кругу, передают веер друг другу. С окончанием музыки веер нужно положить на стульчик в центре круга, проигравший выбывает). После игры ведущий предлагает детям присесть в зрительный зал.
Слайд 41
(В записи звучат аплодисменты, затем звонок.)
Слайд 42 (фойе театра)
Педагог
Ребята вы слышали звонок? Это начался антракт — небольшой перерыв в концерте или между действиями спектакля. Зрители могут пройти в фойе, сходить в буфет, пообщаться, обсудить выступление артистов.
(В зал входит Мальпомена – фея театра)
Мельпомена
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Меня зовут Мельпомена – я фея театра. Я помогаю всем артистам, и взрослым, и маленьким. Я уже давно слышу про ребят из вашего садика – они такие музыкальные, так любят петь, танцевать, играть в разных сценках, разыгрывать маленькие спектакли. Они просто настоящие артисты! И вот я у вас! Я хочу поделиться некоторыми театральными секретами актера. Чтобы превращаться в разных героев, актеру нужны различные вещи: парики, костюмы, грим. Всё это называется театральным реквизитом. И сейчас с моей помощью, мы окажемся в комнате костюмера и гримера – эти люди помогают актерам перевоплощаться.
Слайд 43
Работа гримёра в чём-то похожа на работу художника, только художник рисует на бумаге, а гримёр раскрашивает лицо человека. Это нужно потому, что актёры играют роли разных людей и поэтому их нужно делать похожими на персонажей пьесы. Гример может превратить доброе лицо в злое, из красавицы сделать чудовище и наоборот. Гримёр изменяет внешность актёра с помощью разных специальных красок, сделанных из различных материалов наклеек: клеящиеся усы, бороды, носу, уши, маски, а также использует парики, делает прически и многое другое. ( Предлагает посмотреть фотовыставку, переходя от одной фотографии к другой)
Фотовыставка «Актеры в гриме»
         Клея, грима не жалея, поработает гримёр.
Из красотки Бабку Ёжку нужно сделать – не вопрос:
Помудрит гримёр немножко и кривой приклеит нос,
И торчащий зуб приладит, седины налепит прядь –
И Яга в таком наряде может в ступу залезать!
Грим гримёр наложит нежный и подклеит он ресницы –
И артистка в Белоснежку незаметно превратится!
А сейчас мы попробуем без грима изменить свое лицо с помощью эмоций! Посмотрите на ваших билетах на обратной стороне есть изображения сказочных героев. А сейчас попробуйте изобразить их характер с помощью эмоций.
МальпоменаУважаемые родители! Посмотрите на наших ребят. Вы узнали в их лицах сказочных героев? Как вы думаете, они готовы к выступлению в настоящем спектакле? (Пока нет)
Почему? (не хватает костюма).
Конечно же! Поэтому еще один секрет выступления актера – это хороший костюм. И я хочу познакомить вас еще с одной театральной профессией.
Слайд 44
Костюмер – это очень важная профессия в театре. Без него не обходится ни один спектакль в театре. Главная задача костюмера - подобрать актерам  такие костюмы, которые будут соответствовать характеру и образу персонажа. Давайте и мы сейчас попробуем себя представить в роли костюмера.
Слайд 45
Я предлагаю вам подобрать шляпу каждому персонажу, который будет исполнять актер в спектакле: Красной шапочке, Санта Клаусу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.
Игра «Подбери шляпу актеру»
(Дети называют персонажа, соответственно головному убору)
Молодцы ребята! Сегодня в подарок, я принесла вам маски. ( передает ведущему красивую коробку с масками). Маска – символ театра. Только они совсем не украшены… Я так спешила к вам…(грустно вздыхает)
Педагог
Мельпомена, не грусти! Наши ребята – такие выдумщики, только дай нам время, и ты не узнаешь свои маски – мы их украсим.
Мельпомена: Ах, я так рада, значит, мы с вами еще встретимся! Приходите с вашими украшенными масками ко мне в театр – я буду ждать вас с нетерпением!
(Фея уходит, звук звонка)
Слайд 46
Педагог
Ну вот и закончился антракт. И нам нужно вернуться к нашему путешествию.
А вот и наши артисты театра зверей готовы! Встречаем их дружными аплодисментами!
Театральная импровизация с родителями «Цирк»
После театральной импровизации артисты рассаживаются на места.
Педагог
Ну что ребята, увлекательное путешествие мы сегодня совершили? Вы согласны принять приглашение феи Мальпомены, чтобы продолжить еще раз наше путешествие по миру театра? Но для этого нам нужно подготовиться: узнать еще очень много о людях, которые работают в театре, как и что там устроено. Для этого мы почитаем книги, и конечно же, украсим маски. Ну что ж, пора прощаться. Занавес закрывается, умолкают аплодисменты, выключается свет и все замирает. Но театр не спит, он ждет своего зрителя – вас! Не забывайте об этом. До свидания!
Слайд 47
( Звучит  «Вальс» из мульфильма «Анастасия)
Приложение 1
Сказка «Репка» (театр «Би-ба-бо»)
Жили были дед, баба , да внучка! Вот раз баба с внучкой пошли кашу варить. А дед решил репку посадить!
Дед:
Пойду-ка я, посажу репку! Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá! Вот и выросла репка, сладкá, крепкá, большая-пребольшая.
Дед:
Пора репку из земли тянуть!
Тянет, потянет, а вытянуть не может! Позвал Дед бабку!
Дед:
Бабка иди помогать, репку тянуть!
Бабка:
Иду, иду, сейчас помогу!
Бабка за дедку, дедка за репку...
Вместе:
Тянем, потянем, вытянуть не можем.
Позвала Бабка внучку.
Бабка:
Внучка, беги нам помогать, репку тянуть!
Внучка:
Бегу, бегу, Вам помогу!
Внучка за бабку, Бабка за дедку, дедка за репку...
Вместе:
Тянем, потянем, вытянуть не можем.
Позвала Внучка Жучку.
Внучка:
Жучка, помоги нам репку тянуть!
Жучка:
Гав-гав, помогу, уже к вам бегу!
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку...
Вместе:
Тянем, потянем, вытянуть не можем.
Позвала Жучка< кошку.
Жучка:
Кошка, помоги, с нами репку потяни!
Кошка:
Мяу – мяу, к вам на помощь иду!
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку...
Вместе:
Тянем, потянем, вытянуть не можем.
Позвала Кошка мышку.
Кошка:
Мышка, где ты, к нам беги, помоги!
Мышка:
Пи-пи-пи, уже спешу, вам всем помогу!
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку...
Вместе:
Тянем, потянем — и вытянули репку.
Все остались довольны и счастливы! Дружно репку из земли вытащили! Теперь кашу из репки бабка сварит вкусную да сладкую! А сказке конец, а кто слушал молодец!
Используемая литература и интернет – ресурсы
Кошевар И.В. Рассказы детям о театре «Актёрское мастерство каждый день» Сайт: http://detskiychas.ru