Рабочая программа по литературному чтению для 4 коррекционного класса VII вида по программе Школа России


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»
Рабочая программа
учебного предмета: «Литературное чтение»
образовательная область: «Русский язык и литературное чтение»
начальное общее образование
для 4 «Д» класса (базовый уровень)
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель: Клочкова Людмила Павловна,
учитель начальных классов
Новоалтайск, 2016 год
Структура рабочей программы стр.
Пояснительная записка. 3 – 6
Планируемые результаты. 6 – 8
Содержание учебного курса. 8 – 12
Календарно-тематическое планирование. 12 – 18
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 19
Лист внесения изменений. 19
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») разработана для 4 класса общеобразовательной школы на основе нормативно правовой базы:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закон РФ «Об образовании», приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2011.
Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего (полного) общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».
Учебный план МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» на 2016/2017 учебный год.
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» от 23.05. 2012 г., протокол № 171
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (принято на педагогическом совете, протокол №180 от 27.05.2013 г.
Авторская программа для общеобразовательных учреждений - Л.Ф. Климанова. Литературное чтение: 1-4 классы. М.: Просвещение,2011. Разработана на основе УМК «Школа России».
Обоснование выбора УМК
УМК «Школа России» — это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.
Целью УМК является «обеспечение современного образования младшего школьника».
УМК «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметов концептуальных основ. В нём бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики. Авторы учебников взяли на вооружение всё лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении реальные возможности личностного развития ребёнка, обеспечивает слияние обучения, развития и воспитание в единый органичный процесс образования.
Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.
Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.
Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.
Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Учебники
Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 /[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – М. : Просвещение, 2013. - 223 с. : ил. – (Школа России).
Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 /[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – М. : Просвещение, 2013. - 223 с. : ил. – (Школа России).
Рабочая тетрадь
Литературное чтение. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций /[М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская.]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2015. - 128 с. : ил. – (Школа России).
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий
Ценностные ориентиры курса «Литературное чтение»:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Для реализации рабочей программы на уроках литературного чтения используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках литературного чтения внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.
Общая характеристика организации учебного процесса
Ступень образования Ведущие методы преподавания Оптимальные формы организации учебной деятельности Используемые технологии
Начальная школа Словесные (рассказ, беседа)
Наглядные (наблюдение, сопоставление, сравнение, демонстрация)
Практические
Поисковые
Частично-поисковые Индивидуальная работа
Работа в парах
Работа в мини-группах Личностноориентированное обучение
Технология проблемного диалога
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ-технологии
Место предмета в учебном плане.
Авторская программа составлена из расчета 4 часа в неделю, 136 часов за год. В соответствии с учебным планом школы, введением регионального компонента, уроки литературного чтения в 4 классе рассчитаны на 3 часа в неделю:
9 учебных недель первой четверти (36 часов);
7 учебных недель второй четверти (28 часов);
11 учебных недель третьей четверти (44 часа);
7 учебных недель четвёртой четверти (28 часов).
Всего – 102 часа в год. Срок реализации программы: 1 год.
2.Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
классы
 
  Обязательный уровень  Возможный уровень 
1 чет. 2 чет. 3 чет. 4 чет. 1 чет. 2 чет. 3 чет. 4 чет.
1 класс - 10-15 15-20 20-30 - 20-25 25-30 30-35
2 класс 40 50 55 60 55 60 65 70
3 класс 65 70 75 80 75 80 85 90
4 класс 85 90 95 100 95 100 105 10
3.Содержание учебного курса
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Содержание тем учебного курса
№ п/п Кол-во часов Название разделов учебного курса Содержание учебного курса
1 1 Вводный урок по курсу литературного чтения Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
2 7 Летописи, былины, жития Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.
3 18 Чудесный мир классики Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.
Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.
4 17 Поэтическая тетрадь Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.
5 12 Литературные сказки Сравнивать народную и литературную сказки.
Знать отличительные особенности литературной сказки.
6 8 Делу время – потехе час Определять жанр произведения.
Определять прямое и переносное значение слов.
7 8 Страна детства Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).
Придумывать музыкальное сопровождение
к прозаическому тексту.
Составлять план текста.
Пересказывать текст на основе плана.
8 12 Природа и мы Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.
Объяснять нравственный смысл рассказа.
9 4 Родина Понимать особенности поэтического текста.
Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.
10 5 Страна Фантазия Определять особенности фантастического жанра.
11 10 Зарубежная литература Пересказывать самые интересные эпизоды
из произведений от лица героев произведений.
102 4.Календарно-тематическое планирование
Период № урока Кол-во часов Тема урока Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.)
Характеристика основной деятельности ученика Примечание
1 чет-
верть
(27 часов)
1
неделя 1 1 Вводный урок по курсу литературного чтения Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Пользоваться словарём в конце учебника. 7 Летописи, былины, жития 2 1
Знакомство с названием раздела.
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» (из летописи) Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.
Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.
Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.
Сравнивать текст летописи с художественным текстом.
Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.
Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. 3 1 «И вспомнил Олег коня своего» (из летописи) 2
неделя 4-5 2 «Ильины три поездочки» (былина) 6 1 «Житие Сергия Радонежского» 3
неделя 7 1 Проект: «Создание календаря исторических событий» 8 1 Оценка достижений 18 Чудесный мир классики 9 1 Знакомство с названием раздела Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.
Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.
Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.
Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. 4
неделя
10-11
12 2 П.П. Ершов «Конёк-горбунок» 1 А.С. Пушкин. Стихи. 5 неделя 3 А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…» 13-14
15 6 неделя 16-17 2 М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» 18 2 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка) 7
неделя 19 20
21 2 Л.Н. Толстой «Детство» 8
неделя 22 1 Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал» 23-24 3 А.П. Чехов «Мальчики» 9
неделя 25 26 1 Оценка достижений 7 Поэтическая тетрадь 27 1 Знакомство с названием раздела
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.
Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.
Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.
Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. 2 чет-
верть
(21 час)
10
неделя 28 1 А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» 29 1 Е.А. Баратынский «Весна, весна, как воздух чист!» 30 1 А.Н. Плещеев «Дети и птичка» 11
неделя 31 1 И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» 32 1 Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки…» 33 1
И.А. Бунин «Листопад»
Оценка достижений 12 Литературные сказки 12
неделя 34 1 Знакомство с названием раздела Сравнивать народную и литературную сказки.
Знать отличительные особенности литературной сказки.
Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.
Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.
Делить текст на части.
Составлять план сказки с опорой на главные события.
Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. 35-36 2 В.Ф. Одоевский «Город в табакерке» 13
неделя 37-39 3 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» 14
неделя 40-42 3 П.П. Бажов «Серебряное копытце» 15
неделя 43-44
45 2 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» 1 Оценка достижений 8 Делу время – потехе час 16
неделя 46 1 Знакомство с названием раздела Определять нравственный смысл произведения.
Определять жанр произведения.
Определять прямое и переносное значение слов.
Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. 47-48 2 Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» 3 чет-
верть
(33 часа)
17
неделя 49-50
2 В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка» 2 В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» 51 18
неделя 52
53
1 Оценка достижений 8 Страна детства 54
1 Знакомство с названием раздела Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).
Придумывать музыкальное сопровождение
к прозаическому тексту.
Составлять план текста.
Пересказывать текст на основе плана. 19
неделя 55 1 Б.С. Житков «Как я ловил человечков» 56-57 3 К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 20
неделя 58 20
неделя 59-60 2 М.М. Зощенко «Ёлка» 21
неделя 61 1 Оценка достижений 5 Поэтическая тетрадь 62 1 Знакомство с названием раздела Сравнивать стихотворения разных поэтов.
Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.
Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. 63 1 В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская». 22
неделя 64 1 С.А. Есенин «Бабушкины сказки» 65 1 М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». 66 1 Оценка достижений 12 Природа и мы 23
неделя 67
68-69
1 Знакомство с названием раздела Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.
Объяснять нравственный смысл рассказа.
Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. 2
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш» 24
неделя 70-71 2 А. И. Куприн «Барбос и Жулька» 72
2

М. М. Пришвин «Выскочка»
25
неделя 73 74
75 2 Е. И. Чарушин «Кабан» 26
неделя 76-77 В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» 78 1
Проект «Природа и мы»
Оценка достижений 5 Поэтическая тетрадь 27
неделя 79 1
Знакомство с названием раздела
Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Определять настроение поэта и лирического героя.
Наблюдать за особенностями оформления
стихотворной речи.
Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.
Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. 80 1 С. А. Клычков «Весна в лесу» 81 1 Д. Б. Кедрин «Бабье лето» 4 чет-
верть
(21 час) 28
неделя 82 1 Н. М. Рубцов «Сентябрь» 83 1 С. А. Есенин «Лебедушка»
Оценка достижений 4 Родина 84 1 Знакомство с названием раздела
И. С. Никитин «Русь» Понимать особенности поэтического текста.
Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. 29
неделя 85 1 С. С. Дрожжин «Родине» 86 1 А. В. Жигулин «О, Родина!» 87 1
Проект: «Они защищали Родину»
Оценка планируемых достижений 5 Страна Фантазия 30
неделя 88-90 3 Знакомство с названием раздела
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» Определять особенности фантастического жанра.
Сравнивать и характеризовать героев произведения.
Придумывать фантастические истории
(с помощью учителя или самостоятельно). 31
неделя 91-92 2 Кир Булычев «Путешествие Алисы»
Оценка достижений 10 Зарубежная литература 93
94 2 Знакомство с названием раздела
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.
Пересказывать самые интересные эпизоды
из произведений от лица героев произведений. 32
неделя 95-96 2 Г. Х. Андерсен «Русалочка» 33
неделя 97-98 2 М. Твен «Приключения Тома Сойера» 99 2 Сельма Лагерлёф «Святая ночь» 34
неделя 100 101-102 2 Сельма Лагерлёф «В Назарете»
Оценка достижений Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Писатели в начальной школе. Вып. 1: дидактическое пособие к урокам литературного чтения / О.Н. Тишурина. – 7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009.
Писатели в начальной школе. Вып. 2: дидактическое пособие к урокам литературного чтения / О.Н. Тишурина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Принтер.
Лист внесения дополнений и изменений
№ п/п Дата Характер изменения Реквизиты документа, которым закреплено изменение Подпись сотрудника, внесшего изменения