Программа лагеря досуга и отдыха Радужное творчество.


МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 65 с углубленным изучением английского языка» г. Перми
«Утверждаю»
И.о директора «СОШ № 65»
_________________________ /Л.Ю.Федорова/
539115180975

Программа
лагеря
досуга и отдыха
«Радужное творчество»
лето — 2016 г.
Программа работы лагеря досуга и отдыха
«Радужное творчество»
Информационная карта программы:
Название программыПрограмма «Путешествие в сказку» лагеря досуга и отдыха «Радужное творчество» при МБОУ «СОШ № 65 с углубленным изучением английского языка» г. Перми.
Цель программы Организация отдыха и досуга учащихся в летний период.
Направление деятельности Духовное - нравственное, художественно – эстетическое, спортивно – оздоровительное развитие детей, средствами игровой, познавательной, спортивной, интеллектуальной и трудовой деятельности.Краткое содержание программыПрограмма содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.
Начальник ЛДО
Адрес, телефонЕгорова А.Н. (тел: 89197125125 e-mail: egorowa.albina@yandex.ru)
Юридический адрес614113, г.Пермь, ул.Кировоградская д.53
Почтовый адрес614113, г.Пермь, ул.Кировоградская д.53
телефон директора283-30-28
телефон главного бухгалтера283-30-11
ИНН 5908019728
КПП 590801001
БанкРКЦ Пермь г.ПермьРасчетный счет40701810300003000001
лицевой счет06930002688
БИК 045744000
Код по ОКПО 43045556
ОГРН 1025901607852
Количество, возраст учащихся75 учащихся с 7 до 11 лет (ученики начальной школы).
Сроки проведения, количество сменС 1 по 25 июня 2015г., 1 смена
Разделы программы:
Педагогическая концепция организации летнего лагеря досуга и отдыха.
Пояснительная записка.
Концептуальные основы деятельности лагеря. /Положения, лежащие в основе составления и реализации программы, сюжетной линии /.
Методические основы смены /Принципы, на которые опираются педагогический коллектив лагеря и ресурсное обеспечение реализации программы/.
Цели и задачи.
Логика развития лагерной смены.
Содержание воспитательной работы ЛДО.
Ожидаемые результаты.
Заключение.
Режим дня.
План-сетка ежедневных мероприятий ЛДО.
Примерная программа работы кружков.
Должностные инструкции сотрудников.
Литература.
Педагогическая концепция организации летнего лагеря досуга и отдыха.
Школьный проект «Лагерь досуга и отдыха» направлен на становление личностного интеллектуально – творческого потенциала учащихся, удовлетворение их индивидуальных предпочтений в различных видах развивающей деятельности. Для этого создаётся заданное логикой ФГОС особое пространство внеурочной деятельности, где каждый школьник имеет возможность выбора индивидуально – творческого маршрута. Летний лагерь досуга и отдыха «Радужное творчество» опирается на опыт предыдущих смен, направленных на поддержку, развитие и социализацию творческих способностей детей. При конструировании разноплановой жизнедеятельности школьного лагеря важным является положение о том, что одаренность любого вида (в сфере академических достижений, в сфере художественной деятельности, в социальной сфере (лидерская одаренность) и др.) не возникает на «пустом» месте, необходимо развитие мотивации личности к познанию и творчеству, перевод интереса в склонность. Это становится возможным при возникновении качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся посредством максимального использования внутренних резервов и научного потенциала школы, поиска новых, более эффективных по сравнению с уроком, форм деятельности. Площадка летнего лагеря является удобной как для обеспечения отдыха и досуга, так и для реализации дополнительных образовательных программ. Оба содержательных вектора имеют общую отправную точку – приращение творческого личностного потенциала каждого учащегося. В значительной степени этому способствует выбор предметного содержания тематической смены школьного лагеря, посвященной приобщению к искусству и литературе. Дух мастерства, увлеченности, творческого начала, одаренности, упорства в достижении цели объединяет и взаимно обогащает все сферы проекта.
Пояснительная записка.
В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире 2015 год объявлен Годом литературы в России.
На базе МБОУ « СОШ № 65 с углубленным изучением английского языка» , ориентируясь на возраст и интересы детей, а также на потребности родителей учащихся, разработана программа игровой деятельности «Путешествие в сказку», наполненная новой тематикой и нестандартным содержанием.
Деятельность лагерной смены ориентирована на направления: нравственно– эстетическое, культурное, спортивно-оздоровительное. Предлагаемая программа позволит детям, играя, познавать мир культуры, учиться правильной речи, осваивать социальный опыт, учиться взаимодействовать со старшими и младшими, осознать себя частью детского объединения.
Июнь – начало летних каникул. Летний период – активная пора социализации школьников. Поэтому во время отдыха в ЛДО необходимо создать соответствующие педагогические условия для обеспечения полезной, содержательной занятости детей, способствующей формированию положительных качеств их личности на основе использования многообразия форм активной деятельности и общения. Лагерь – это место, где и летом идет активное пополнение багажа знаний, личностное развитие. Как сделать смену в лагере познавательной, развивающей и в то же время неутомительной? Здесь на помощь приходит проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Поэтому в лагере, помимо основной деятельности, каждый отряд будет заниматься проектной деятельностью. Данная программа по своей направленности является комплексной, т.к. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря дневного пребывания. Программа рассчитана на детей начальной школы. Нормативно-правовым обеспечением данной программы являются Декларация прав ребёнка, Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка», Устав школы, Приказ об открытии лагеря досуга и отдыха.
Концептуальные основы деятельности лагеря.
Программа деятельности лагеря “Радужное Творчество” представляет собой сюжетно-ролевую игру младших и средних школьников в виде квест – игры «Путешествие в сказку». Программа деятельности лагеря носит комплексный характер: включает в себя: практическую ориентированную деятельность детей; их творческую деятельность эстетического и познавательного содержания. Нацелена: на проведение ряда оздоровительных мероприятий с детьми; на решение рода педагогических задач по воспитанию подрастающего поколения.
Методические основы лагерной смены.
Приоритетной основой работы лагеря является гуманизация, которая обеспечивает создание условий для личностного развития детей: педагоги принимают ребёнка таким, какой он есть, положительно относятся к его личности, опираются на творческую активность ребёнка, выводят его на уровень соуправления, т. е. совместной организованной работы воспитателей, вожатых и детей. Вся работа строиться на принципах добровольности, посильного участия каждого в жизни лагеря.
А. Организационно-методическое обеспечение программы.
Начальник лагеря и старший воспитатель руководят методической работой лагеря, организуется Совет лагеря, в который входят вожатые. Совет участвует в разработке и реализации программы лагеря. Руководит Советом старший воспитатель. В отрядах работой с детьми занимаются учителя начальных классов. Вожатыми работают учащиеся 8, 10 классов, прошедшие дополнительную подготовку в Школе вожатых в ЦТД «Исток» весной 2015 года.
Составлен план работы на смену, где предусмотрены музыкальные, спортивные, библиотечные, игровые часы, экскурсионные и развивающиеся мероприятия. Отряды сформированы из детей разного возраста.
Работа строится по режиму дня:
900 – приём детей.915 – зарядка.930 – линейка.950 – завтрак.
1020 – занятия в кружках, спортивной секции, прогулка
1100 – лагерное мероприятие1300 –отрядные дела, игры на воздухе, спортивные и музыкальные часы, кружки.1330 обед.
1400 – подведение итогов дня, линейка.1415 – уход домой.
Б. Информационное обеспечение программы.
В подготовительный период ведётся просветительская работа по организации лагеря и привлечению детей. Педагогический коллектив лагеря знакомится с его программой на смену.
Перед началом смены собирается родительское собрание, где родители знакомятся с режимом работы, с программой лагеря. Информируются о правилах техники безопасности и поведения детей в лагере.
В конце дня подводятся итоги проведённых дел, заполняется экран соревнований между отрядами, заполняются тематические отрядные уголки, лагерный альбом фотографий.
В. Оздоровительное и санитарно-гигиеническое обеспечение программы.
В лагере работает медицинский работник, который обеспечивает необходимые медицинские осмотры и оказывает первичную врачебную помощь. Через медицинский уголок ведётся санитарно-профилактическая работа. Прививаются детям санитарные нормы. Составляется Договор о совместной работе с детской больницей №21 по оздоровлению детей в физических кабинетах. Проводится ежедневная витаминизация детей. Проходят занятия по Л.Ф.К. под руководством специалиста – Свешниковой Г.В. В плане работы лагеря предусмотрены ежедневные спортивные часы, проведение спортивных соревнований, турниров. Ежедневно проводится зарядка. Предусмотрены подвижные игры на воздухе и в спортзале. Каждый ребенок имеет личное полотенце, мыло, вторую обувь; для занятий – коврик.
Г. Материально-техническое обеспечение программы.
Для работы лагеря предоставляется 2 этаж начальной школы. Каждый отряд имеет свою классную комнату, туалет и умывальник на этаже, раздевалку. Имеется спортинвентарь, игровой инвентарь, видео- и аудиоаппаратура, аптечка первой медицинской помощи. На территории лагеря имеются игровые озелененные площадки, на территории средней школы – спортивные сооружения.
Д. Взаимодействие с заинтересованными организациями.
В плане мероприятий программы запланировано: посещение ЦДТ им. Кирова и Дворца культуры, парка культуры и отдыха “Закамск”, планетария, дома детского творчества «Исток», ХТЦ «Детство», театров города, выезжающих в Кировский район, игровых и конкурсных программ, мастер – классов, экскурсий, бассейна, библиотечных уроков, тематических встреч с сотрудниками ГИБДД, МЧС, медицинским персоналом школы.5. Цель тематической смены:
создание условий для формирования у детей ориентации на творческое самосовершенствование, гармоничное развитие интеллектуальных, творческих, духовных и физических качеств.
Задачи тематической смены:
Укрепление здоровья, самореализация и развитие творческого потенциала детей с учетом возможностей тематической игровой программы;
Создание комфортных условий для жизнедеятельности творческого роста каждого ребенка, содействие его успеху в творчестве;
Приобретение новых знаний, умений и навыков через участие в различных видах творческой деятельности;
Формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
Выявление и поддержка одарённых детей, проявляющих склонность к познанию и учебно – исследовательской деятельности;
Выявление и развитие лидерских качеств, коммуникативных способностей, формирование культуры межличностных взаимоотношений в коллективе;
Формирование художественно- эстетической культуры личности школьника, его уховности;.
Развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.
Формирование патриотических чувств, любви к родному краю, своему городу.
Логика развития лагерной смены
Это задачи, состоящие перед педагогическим коллективом лагеря на разных этапах его существования.
А. Подготовительный этап (апрель, май)
Подбор педагогических кадров; в основном сохраняется состав педагогов, работавших в предыдущих сменах;
Подготовка вожатых из учащихся 8–10-х классов, обучение их в Школе вожатых;
Разработка программы смены через работу творческого коллектива лагеря;
Материально-техническая подготовка летнего лагеря;
Оформление лагеря и отрядных мест;
Формирование состава детей по отрядам;
Проведение родительского собрания.
Б. Организационный этап (1, 2, 3 дни смены)
Знакомство детей с легендой смены, распорядком дня, с дисциплинарными и гигиеническими требованиями, с организацией игровой и досуговой деятельностью, проводятся инструктажи по безопасности;
Воспитатели и вожатые приучают детей к доброжелательным и справедливым взаимоотношениям друг с другом и со старшими;
Осуществляется диагностика интересов и ожиданий детей;
Акцентируется внимание детей на возможностях саморазвития, совершенствования своих организаторских способностей в ходе смены и как итог – получение поощрения.
В. Основной этап (4–16 дни смены)
Реализация программы по приобщению детей к истокам культуры;
Вовлечение детей в подготовку и проведение мероприятий, посвященных юбилею города Перми, к Году культуры в России.
Работа по оздоровлению и физическому развитию учащихся;
Проведение мероприятий интеллектуального и художественно-эстетического, духовно – нравственного, физического направления .Г. Заключительный этап (17–18 дни смены)
Увеличение эмоциональной привлекательности и значимости жизни в лагере через общественную оценку индивидуальных заслуг ребенка и самооценку;
Вручение дипломов, награждение детей;
Формирование мотива: добиться большего в следующей смене и активно проявить себя в общественной деятельности в детском коллективе.
Д. Итоговый период (рефлексивный).
Сбор отзывов детей и родителей о смене;
Анализ работы лагеря педагогическим коллективом и задачи будущей деятельности школьной площадки.
Составление и сдача отчетов.
6. Содержание воспитательной работы лагеря
Программа состоит их трех модулей, взаимопроникающих, дополняющих, обогащающих друг – друга.
Приобщение детей к литературному искусству.
Организация детской творческой деятельности через проведение обучающих мастер-классов и мастерских. Создание проектов.
Организация содержательного и увлекательного летнего досуга с помощью разнообразных видов деятельности.
Приобщение детей к литературному искусств через игровую модель.
Данная содержательная линия является доминирующей в жизнедеятельности большинства участников смены и по этой причине определила общее название – «Путешествие в сказку». Она отражает главную задумку педагогов лагеря: познакомить школьников с творчеством прошлого и настоящего, приобщить детей к литературе родного края (сказкам, рассказам, былинам, стихам, загадкам, песням, пословицам, поговоркам, потешкам). Ведь именно данные жанры литературного творчества могут рассказать о жизни наших предков, об их нравах и обычаях. Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край, гордиться его талантливыми людьми, беречь природу, прививает нравственные ориентиры. Оно является воплощенным представлением о красоте и добре, о богатстве родной земли, о таланте и трудолюбии русского народа. Воспитательный потенциал данной содержательной линии тематической смены многомерен и неисчерпаем. Особенно ярко ее педагогические возможности проявляются в отношении младших школьников, которым свойственна повышенная эмоциональность и впечатлительность, наглядно – образный способ мышления и восприятие мира. Вхождение ребенка в мир красоты и творчества литературы позволяет сделать абстрактный мир творческих и духовных ценностей доступными и значимыми для детей в нравственном, эстетическом и познавательном отношении.
Апробированная в течение ряда лет технология конструирования тематической игровой модели смены включает содержательное наполнение следующих элементов.
Идея и игровой сюжет смены, легенда.
Игровая оболочка как форма жизнедеятельности детского коллектива в условиях школьного лагеря дает большие возможности для формирования позитивной направленности личности школьника.
Проведение общих лагерных мероприятий, соответствующих тематике сюжетно-ролевой игры «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ». Сюжетно-ролевая игра начинается с первого дня и продолжается до конца смены.

Сюжет смены: «Слушай, люд сказочный, указ!-
Царь «Тридевятого Царства»-Государства
издал такой указ,-
"Объявляю в замке бал!
Бал веселый, интересный!
Люди сказочной страны
Быть на бале том должны.
Кавалеров и их дам
Ждем на праздник нынче к нам!"
К царству «Тридевятому»
Отправились мы в путь,
На мир героев сказочных взглянуть!
Царь просит ребят о помощи - набрать живой воды в волшебные кувшины. Волшебные кувшины с водой помогут царю победить зло и нечистую силу, сделать сказочный мир добрей, веселей и интересней. Ребятам и воспитателям предстоит долгий, но увлекательный путь по равнинам и горам, морям и пустыням, пещерам и болотам, скалам и джунглям, чтобы встретиться со многими сказочными героями, которые помогут нашим ребятам наполнить кувшины живой водой. 
Ежедневно на линейке отряды получают конверт с заданиями, связанными с тематикой лагеря (викторина, исследование, чтение, ответы на вопросы, кроссворд, шарада, ребусы, головоломка и т.д.), отряд готовит ответы на данные задания, пополняя «копилку» своего кувшина. Также можно получить «капельки» за победу или участие в лагерных мероприятиях. Это способствует сплочению коллектива и духу соревнования.
Ежедневные выходы на маршруты дня выступают своего рода способами генерирования событий, помогают связать сюжеты произведений с обыденной жизнью. Это маршруты ролевых игр, упражнений, экскурсий, общения, творческих мероприятий, которыми наполнена программа, приобщающая к романтике созидательной жизни.
Игровые роли участников – обновленная система творческих сменных поручений, отражающая идею общего игрового замысла.
Символика и атрибутика (названия, девизы, эмблемы, талисманы, особые знаки и ритуалы межличностного взаимодействия, отличительные элементы внешнего вида участников). Девиз смены: «Мастера мы важные, дружные, отважные. Целый день мы здесь творим, кувшинчик счастья заполнить хотим!»
Нравственные урока дня и система заданий для отрядной рефлексии, позволяют усилить реальность игрового сюжета и способствует сплочению коллектива.
Система личностного роста участников и ежедневных достижений коллектива, отражаемых на экране творческих успехов и достижений.
Продумывание информационного пространства, позволяющего обеспечить включенность каждого ребенка в жизнь лагеря (стенды «Календарь событий», «Экран творческих достижений отряда».
Организация детской творческой деятельности через проведение обучающих мастер-классов и мастерских. Создание проектов.
Система личностных смыслов не может выстроиться вне активности самого ребенка, без проживания тех событий, в которых заключены ценностные значения и которые ребенок потенциально может освоить. Поэтому в рамках смены опытные руководители кружков проводят для ребят многочисленные мастер – классы, помогая овладеть различными навыками и умениями.
Работа творческих групп по интересам комплектуются по желанию и запросам детей. За время работы смены воспитанники под руководством педагогов освоят новые или привычные для них виды деятельности, реализуя различные проекты. В конце смены эти проекты будут представлены всему лагерю. Таким образом, в течение смены каждый ребенок попробует себя в выбранном виде деятельности и получит сертификат о присвоении ему звания.
Задачи данного блока:
- освоение детьми новых видов деятельности;
- создание условий для самореализации каждого ребенка;
- освоение методики проектной и исследовательской деятельности.
Основные проекты смены:
Кружок «Спортландия» «Смелее, выше, сильнее!»,
«Спортивная игра», «Пять олимпийских колец», «Веселые старты», «Комический футбол», «Шари – вари-болл», «Баскетбольный мяч», «Эстафета», «Большие гонки», игры с мячом и др.
Кружок
«Умелые руки»
Формирование у детей творческой активности, знаний, умений, навыков, необходимых для успешной изобретательской деятельности .
ОБЖ Пропаганда безопасного движения по улицам и дорогам, пожарной безопасности, санитарно – правовых норм и правил, ОБЖ.
Кружок «Ритм» «Танцевальный батл», «Стартин», «Флеш – моб».
Кружок «Музыкальная гостиная» «Вместе весело шагать», «Песня военных лет», «Песенный марафон», «Песенки из любимых мультфильмов», «Битва хоров», «Каравай», караоке.
Каждый отряд в течение смены работает над проектом, который планируется защитить в конце смены на одном из мероприятий.
Примерная схема работы над мини-проектом:
Формулировка индивидуальных и коллективных целей.
Выстраивание программы достижения цели.
Формирование групп.
Реализация программы.
Подготовка презентации.
Презентация проектов.
Организация содержательного и увлекательного летнего досуга с помощью разнообразных видов деятельности.
Все взрослые, работающие в лагере, понимают, как важно, чтобы первый отрезок летней жизни оправдал ожидания школьника по поводу радостного и необычного отдыха. Ведь для ребенка каждое лето – это время, наполненное любимыми занятиями, играми, прогулками, новыми впечатлениями, а также неосознанными поисками «себя нового». Поэтому программа тематической смены по всей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания. Ежедневно в лагере запланированы спортивные соревнования, игры, конкурсы, праздники, беседы, встречи, игровые и концертные программы, выставки и экскурсии, тематические дни и др. Разноплановая, насыщенная многообразная жизнедеятельность учащихся в ДЛО «Радужное творчество» ежедневно отражается в дневнике лагеря, который ведут вожатые с активом отрядов.
Ожидаемые результаты деятельности:
Участие в программе должно благотворно сказаться на духовном и интеллектуальном развитии детей, динамичном развитии творческого мышления, познавательных процессов, лидерских и организаторских навыков.
Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
По окончании смены у ребенка:
будут формироваться гражданские качества, культура межличностных взаимоотношений;
будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы;
будет развиваться индивидуальная, личная культура, потребность к приобщению к здоровому образу жизни;
будут развиваться коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;
сформируются умения и навыки, приобретенные в секциях, мастерских, студиях, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.
Критерии эффективности реализации программы.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностных результатов участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном «огоньке», «свечке».
По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.
Заключение.
В ходе реализации программы, при активном участии детей и взрослых у подростков повышается социальная активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Созданная педагогическая воспитательная среда способствует развитию физического, психического, интеллектуального, нравственного развития детей.
Список литературы.Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. – М. 1998.
Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2004. - 192с.
Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с.
Лобачёва С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2006. – 208с.
Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.
Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2007. – 206с.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288с.
Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224с.
Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176с.
Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001.
Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с.
Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
Режим дня09.00
« Милости просим…»
Утро. Солнышко встаёт –
Спать ребятам не даёт.
09.15 – 09.30 «Богатырские потешки»
Чтобы быть весь день в порядке,
Нужно делать нам зарядку.
09.30 – 10.00 «Государево слово»
Горн зовёт, пора – пора
На линейку, детвора.
10.00 – 10.30 «В гостях у Скатерти – самобранки»
Что ты ходишь такой грустный,
Ждёт в столовой завтрак вкусный.
10.30 – 11.00
11.00 – 12.30
12.30 – 13.20 «В некотором царстве в Тридевятом Государстве…»
После столовой поход, игротека
Или другая, какая потеха,
Может быть конкурс, а может игра -
Станет сюрпризом для вас детвора.
Отрядные дела, занятия по интересам. Прогулка.
Лагерное мероприятие.
Работа кружков (по отрядам).
13.30 – 14.00 «Пир на весь мир» (обед)
Славься искусство кухни высокое,
Желудков голодных надёжный оплот,
Порция полная, миска глубокая
Нас к торжеству насыщенья ведёт!
14.00 – 14.15 «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…»
С делом справился отлично,
Его выполнил прилично,
А теперь итог подводим,
Лучшего в пример приводим.
14.15 «В родную сторонку»
Вам домой пора сейчас,
Но лагерь завтра встретит вас.