Урок литературы в 9 классе на тему: И крестьянки любить умеют по повести Н.М. Карамзина Бедная Лиза


Гимназия с.Чишмикиой, Вулканештский р-н
Дата: 07.10.2015г.
Учитель: Шекерли Марина Ивановна
Предмет: литература
Класс: 9
Тема урока: « …и крестьянки любить умеют». Повесть Н.М.Карамзина « Бедная Лиза».
Субкомпетенции:
1. Совершенствование умения комментировать и анализировать изученное художественное произведение.
2. Развитие ассоциативного и критического мышления.
3. Обогащение личностного опыта на примере судьбы героев художественного произведения.
4. Умение выявлять особенности авторской позиции.
Операциональные цели.
Знание содержания повести Н.М.Карамзина « Бедная Лиза».
Знание и понимание актуальности и проблематичности повести « Бедная Лиза».
Умение участвовать в аналитической и исследовательской работе, погружаясь в текст повести.
Формирование умения высказываться по проблеме , поднятой автором в повести « Бедная Лиза».
Умение оценивать душевные качества и психологическое состояние Лизы и Эраста.
Знание и понимание своеобразия образов Лизы и Эраста.
Умение импровизировать.
Умение оценивать главные качества человека.
Воспитание искренних, чистых, нежных чувств любви.
Умение сопереживать, искренно благодарить за труд и мастерство.
Умение составлять характеристики главных героев.
Знание литературоведческих терминов.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Дидактические стратегии: анализ, синтез, проблемный, исследовательский и эвристические методы, слово учителя, аналитические наблюдения, слайд-презентация, инсценирование, исследование случая.Дидактические материалы: хрестоматия по литературе, 9 кл. I часть, авторы: Р.Ф.Горшкова, Н.М.Сузанская, Т.ГЧерных, В.Ф.Кушниренко, портрет писателя Н.М.Карамзина, портрет Лизы ( художник О.А.Кипренкий), постеры с цитатами о любви, рисунки к произведению, карточки для групповой работы, бумажные самоклеющиеся сердечки.
№ п/пЭтапы урока О.ц. Основное содержание урока Время Инструменты оценивания
Деятельность учителя Деятельность учащихся I Орг.момент Друзья! Сегодня у нас необычный урок. Вы видите в классе гостей, моих коллег, которые хотят посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько вы целеустремленны и собраны, как умеете преодолевать трудности. Позвольте пожелать вам здоровья и удачи. Слушают 0.5 мин II Повторение изученногоО.2, 2 1. Что такое литература? Литература – искусство художественного слова. Читая художественные произведения, мы становимся свидетелями происходящего, радуемся и плачем, видим и слышим речь героев. 0.5 мин Устный ответ
О.1.3 2. Что мы прежде всего выявляем в любом литературном герое? Выявляем главные качества человека. 0.5 мин. Устный ответ
О.1.8
Каковы же главные качества человека? Оформляют постер.
Доброта, искренность, жизнелюбие, человечность, воспитанность, искренность, преданность, уверенность. упорство, внимательность, смелость, порядочность, милосердие, умение прощать, нежность. тактичность, ум, любовь..1.5 мин. Постер.
О.1.3
О.1.9 Что такое любовь?
Любовь
1 мин. Кластеринг.
О.1.9 Комментирование цитат.
Любить – значит видеть человека таким, каким его создал Бог.
Ф.М. Достоевский.
2. Счастлив тот, кто любим.
Жорж Санд.
3.Жизнь есть только там, где есть любовь.
Махатла Ганди.
4. А счастье было так возможно, так близко.
А.С.Пушкин.
Устно комментируют цитаты, записывают их в тетрадь по литературе. 2 мин. Комментирование цитат.
III.
IV.
V.
VI Закрепление знаний, умений и навыков.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Выставление и комментирование оценок.
О.1.2
О.1.7
О.1.6
О.1.5
О.1.4
О.2.0
О.1.4
О.1.7
Предлагает послушать реферат - сообщение о любви.
Какие известные русские писатели создали произведения о любви?
Предлагает просмотреть презентацию к повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Инсценирование фрагмента « Первая встреча Лизы с Эрастом».
Представьте себе, что мы побываем в психологической лаборатории Н.М.Карамзина, который изобразил историю любви Лизы и Эраста, как меняющийся поток чувств, впечатлений, настроений.
Аналитическая беседа.
Кто главная героиня повести?
Как жили Лиза до встречи с Эрастом?
Что чувствовала Лиза при первой встрече с Эрастом? Какие глаголы использует автор для описания душевного состояния девушки? Как бы вы себя почувствовали в подобной ситуации?
Что предпринимает Лиза на второй день?
Каким увидела Эраста матушка Лизы?
Как воспринимает Лиза слова Эраста о том, что он будет приходить к ним?
Что нравилось Эрасту в Лизе?
Какие обстоятельства подтолкнули Эраста и Лизу к гибели непорочности?
Почему после кульминации, близости все переменилось в отношениях Эраста?
Как природа отреагировала на их взаимоотношения?
Почему Лиза и Эраст не прошли испытания любовью?
Почему Лиза закончила жизнь сиуцидом?
Почему автор говорит: «…и крестьянки любить умеют?».
Задание « Эволюция чувств».
Радость встречи, заблуждения Лизы, искушение ( запрет, соблазн) любви, разлука, самоубийство Лизы, знакомство, раскрытие обмана Эраста, ожидание, любовь, сообщение Эраста о предстоящей разлуке, раскрытие обмана Эраста, последнее свидание, встречи. разлука.
Предлагает посетить художественную галерею рисунков к повести.
1.Какие ключевые моменты изображены на рисунках?
Какие проблемы изображает писатель в повести?

Писатель учит: миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность в любви дает только разум.
- Счастливая любовь, а финал трагичен. Почему? Кто-то не сумел решить вопрос денег и любви?
- Как вы думаете, что спрашивает писатель у нас, у читателей?
-Какой вопрос задает нам своим произведением?
- Современна ли сегодня такая ситуация и проблема сиуцида?
- Думаю, вы достаточно глубоко поняли и оценили важность произведения. Предлагаю выполнить задание « Штрихи к портрету», используя предложенный алгоритм.
Имя героя.
Два прилагательных.
Три глагола.
Четыре наречия.
Предложение.
- Как вы думаете, было ли судебное следствие по данному случаю?
- Представим себе, что было…
Инсценирование. Сцена суда.
Обвиняя и защищая, мы не станем вершить суд над нашими героями, ибо «не суди, да не судим будешь».
Цель сегодняшнего разговора иная. В процессе подобных размышлений над чужими судьбами, мы сознательно или бессознательно извлекаем уроки для себя: уроки нравственности, уроки жизни.
Возьмите бумажное самоклеющееся сердце, вложите в него частичку своего сердца и , если желаете, приклейте сердечко рядом с портретом писателя и его героиней. Соберем букет сердец в память о Н.М.Карамзине и Лизе.
- Спасибо за поддержку.
Составить письменную характеристику по плану, чтобы получился связный текст. ( План прилагается)
Слушают реферат, конспектируют основные мысли.
Отвечают.
Смотрят.
Инсценируют, смотрят.
Отвечают.
Находят в тексте глаголы, читают, кратко комментируют.
Ребята должны расположить в правильной последовательности все события, соблюдая логичность и смысл.
Правильный ответ.
Знакомство, ожидание, радость встречи, любовь, встречи, заблуждения Лизы, искушение ( запрет, соблазн ) любви, сообщение Эраста о предстоящей разлуке, последнее свидание, разлука, раскрытие обмана Эраста, самоубийство Лизы.
Рассматривают, отвечают.
Составляют схему.
Проблема « маленького человека».
Изображение законов дворянского общества.
Проблема любви,. счастья, несчастья, трагедия.
Родители и дети.
Проблема денег.
Обобщают.
Лиза – представительница низших слоев общества. Законы дворянского общества запрещали жениться на крестьянке. Лиза не имела права на страстную, взаимную любовь. В любви она оказалась несчастной.
Не все решают деньги в жизни. Лиза не нашла выход из сложившейся ситуации. Опустила руки, не рассказала матери о своей беде.
Отвечают, рассуждают.
1-ая группа- Лиза.
2 группа- Эраст.
Лиза
бедная, несчастная
любит, трудится, беспокоится
нежно, ласково, трепетно, доверчиво
Прекрасная девушка, осталась с разбитым сердцем, отвергнутой, не нашла выход из запутанной ситуации.
Эраст
богатый, холодный
любил, обманул, исчез
недолго, фальшиво, ужасно, подло
Эраст наказан за свое решение оставить Лизу и поэтому остался несчастным на всю жизнь.
Отвечают.

Ребята разыгрывают роли судьи, прокурора, адвоката, подсудимого, Эраста.
Подходят к доске, приклеивают сердечки.
Записывают задание в дневник.
Приложение №1.
Любовь – это действенная сила в человеке. Она разрушает преграду между человеком и его собратьями, объединяет людей. Любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем остаться собой.
Мы не можем упрекать людей в том, что они относятся к любви несерьезно. Люди жаждут любви, смотрят о ней , счастливой и несчастливой, бесчисленные фильмы, слушают сотни песен разного качества. Тем не менее многие из людей не догадываются, что в любви нужно чему-то и учиться.
Почему все- таки не догадываются? Для большинства проблема любви – это прежде всего проблема, как быть любимым, но не как любить самому. Поэтому-то главный вопрос для большинства – как сделать, чтобы их любили. Если мы хотим научиться любить, мы должны поступать так же, как если бы хотели овладеть любым другим искусством- музыкой, живописью, медициной или инженерным искусством. Любовь – это деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим. Где нет такой деятельной озабоченности, там нет и любви.
Способность отдавать, забота и ответственность , уважение и знание взаимосвязаны. Вместе взятые, они порождают могучую внутреннюю силу – любовь.
2 мин. Реферат.
Приложение №1.
ИнсценированиеАнализирование, синтез.
Групповая работа, синтез.
Презентация рисунков.
Групповая работа.
Конспектирование
Аргументируют.
Групповая работа.
Представляют ответы.
Индивидуальная работа..