Реферат Сила, полнота души и проявления национального характера в частушке моего края




Содержание

Введение.
Разновидности частушек.
Происхождение жанра частушки.
Отражение жизни, силы характера и оптимизма в лирических напевках моих земляков.
Частушка и литература.

Заключение.



























Введение.
В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно- исторического наследия и роли российской культуры 22апреля 2013 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ, объявляющий 2014 год Годом Культуры. Необходимо, по словам президента, сделать этот год полноценным мероприятием для всех регионов России.
Я считаю, что формирование духовного мира современного человека невозможно без знаний культурных традиций своего народа. Ведь культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Именно таким средством является фольклор – устное народное творчество. В «Справочнике школьника» мы читаем: «Фольклор (от англ. Folk – народ, lore – мудрость) – особый вид искусства, устное народное творчество. Отличительной чертой фольклора является коллективное авторство, поэтому его и называют творчеством народным. Основные жанры: былины, сказания, песни, легенды, частушки, пословицы, поговорки, сказки». В фольклоре воплощены мировоззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей и чувств, переживаний. Фольклор – важная, содержательная часть культуры и быта народа, поэтому его произведения являются одной из составляющих этнографии – науки, изучающей быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру.
Одним из разновидностей фольклора считается музыкальный, потому что это не только народная мудрость, это ещё и проявление его души. Видный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов писал: «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа». Широко известным жанром народного творчества является частушка.
Я знаю, что существует множество краеведческих музеев, где собраны в большом количестве фотографии, предметы быта, личные вещи – свидетельства материальной культуры наших предков. Думаю, что неплохо было бы создать если не музей, то хотя бы отделы в музеях, посвящённые местным частушкам. Я считаю, что из них о ходе истории, о национальных особенностях края можно узнать ничуть не меньше.
Впервые с частушками как жанром устного народного творчества я встретился в 8 классе на уроках литературы, изучая народные песни. Заинтересовавшись, я решил узнать о них побольше и вскоре пришел к удивительному выводу: в нашей стране редко встретишь человека, который не знал бы хоть одной частушки.
Считаю, что частушка – такая же важная часть культуры и быта народа, как и весь фольклор. Она и стала предметом моего исследования. Поэтому актуальность моей работы очевидна. Сегодня сфера бытования частушки сильно сужена-их помнят и знают люди среднего и старшего поколений, поэтому необходимо сохранить этот жанр .Не так уж часто звучит частушка с экранов телевизоров, в радиопередачах, на стадионных концертах современных «звёзд» эстрады. Гораздо реже, чем могла бы, чем нам всем это необходимо. Правда, в настоящее время интерес к этому жанру возрос: проводятся конкурсы частушек, их поют люди в сёлах. Об этом можно судить по телепередаче «Играй, гармонь». А вот как произведение фольклора частушка пока изучена мало.
Поэтому цель работы состоит в том, чтобы вспомнить хотя бы несколько частушек, доказать, что в частушках содержится сила, полнота жизни и проявляются яркие национальные черты русского человека, а также отражаются особенности этнографической картины, характерные для нашей местности. На примере частушек, которые пели, поют и, уверен, будут всегда петь жители моего села, показать, что частушка- живой жанр фольклора. А это значит: обращаясь к частушкам, побольше узнать о русских людях, что я и делаю в своём исследовании.
Итак, задачи моей работы следующие:
- подробнее изучить жанр частушки, выяснить её популярность в народной среде и в литературных произведениях;
-показать, что в них отражена жизнь народа;
-воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;
-собрать частушки нашей местности;
-попробовать сочинять и исполнять частушки самому.






























Разновидности частушек.
Частушки всегда в той или иной мере-поэтический экспромт. Импровизационный характер фольклора в частушках проявился со значительно большей силой, чем в других жанрах народной лирики. По видам частушки делятся на лирические, страдания, комические, семёновна, яблочко. Так как частушки живо откликались на все важнейшие события и явления времени, поэтому тематика их разнообразна. Самая распространённая, конечно, любовная. Она центральная, наиболее распространённая, но далеко не единственная. Кроме этого, ярко выделяются любовно-бытовая, колхозно-производственная, общественно-политическая, военная тематики. Часто в частушках отражались текущие новости. Позже появились новые жанровые разновидности: публицистические, агитационные, гимнические, лозунговые. Вот пример гимнической частушки, в которой прославляется Советская Родина:
Между сосен, между елей
Льётся быстрая река.
Наша Родина Советов
И могуча, и крепка!
Трагические времена в истории народа не уменьшили тяготения к частушечному жанру. В годы Великой Отечественной войны частушка продолжали существовать. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. И это не просто красивые слова.
Это лето, в сорок первом,
Никогда не позабыть,
Привалило к сердцу камень –
Ни за что не отвалить.
Мы с миленочком пойдем
Воевать на парочку
Он пойдет за командира,
Я – за санитарочку.
Посадила я в саду
Черную смородину.
Воевать пойду с фашистом
За Советску Родину!
Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут!
Куда руки, куда ноги
Наши пули разнесут!
От Москвы и до Берлина
Дороженька узкая.
Сколько, Гитлер, не храбрись,
А победа – русская!
Традиция и новаторство по-особому сосуществуют в частушке. С одной стороны, строго определенный объем: как правило, четыре строки, в страданиях две:
Давай, милка, страдать вместе,
Я с гармонью, а ты в песне!
А иногда и все шесть (правда такая форма просуществовала недолго – последние две строчки просто отбрасывались):
У меня миленков тридцать,
Я не знаю, куда скрыться.
Пойду с горя на реку –
Все сидят на берегу.
Я хотела в воду пасть –
Закричали во всю пасть!
Наличие целого набора устоявшихся зачинов и припевов, устойчивость образов и оборотов, зарифмованность четных строк (иногда парная рифмовка); с другой стороны, новизна: каждая талантливая частушка с сюрпризом, с секретом. В одном случае опускается первая строчка зачина, звучит только гармонь. В другом, напротив нежданно появляются «лишние» слова и строчки они проговариваются под музыкальную паузу, «сверх» мотива.
В третьем, как неожиданный подарок, дополнительные созвучия возникают то внутри строки (чаще первой: «Кабы шали не мешали»), то между строчками, вплоть до почти полного их звукового совпадения:
Вышивала полотенце
Уточкой и петушком.
Утирайся, мой хороший,
Утречком и вечерком.
Будучи явлением фольклора, частушка использовала традиции как устнопоэтические, так и литературные. У лирической протяжной песни частушка взяла некоторые приемы (например, параллелизм) и образы-символы
(березка, туман и др.), у песни частой веселый настрой и некоторые элементы стиха и поэтики (плясовой ритм, прямые обращения к присутствующим к гармонисту, к подруге), у пословицы афористичность, «разговорность», прямую связь с житейской практикой, а также неожиданную, нередко неточную рифму, подчас на десятилетия опережающую практику профессиональных
поэтов: белая бегала, завлеку за реку, праздник дразнит, резиновы разинули, спорили скоро ли... У литературы частушка заимствовала строфику, перекрестную рифмовку, стремление к индивидуализации характеров и
конкретности ситуаций.
Подавляющее число частушек имеет форму монолога. И это вполне объяснимо, так как монолог является самой естественной и самой простой формой выражения мыслей и чувств.
Монологическую форму имеют также частушки-повествования и частушки-описания. В частушках-повествованиях также выражаются всевозможные мысли и чувства, различные эмоции. Но они выражаются не прямо, а посредством сообщения о каких-то небольших жизненных событиях. Н. П. Колпакова о частушках-повествованиях пишет: «В такие частушки может быть вложен оттенок радости, грусти, любования, сожаления, разочарования, но общий их характер одинаков: это маленькие рассказы о маленьких фактах сжатые, лаконичные, преследующие цель отразить какой-то мелкий эпизод из жизни лирических героев».
2. Происхождение жанра частушки.
Частушки – сравнительно новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на них, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи-ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения преобладает. Считается, что эти короткие песенки, называвшиеся в разных местах по-разному: «припевками», «причудками», «приговорками», «прибасками», «прибаутками» - появились в народе во второй половине XIX столетия. Исследователь фольклора Н.М.Мельников в 1969 году пишет: «Частушка появилась где-то в середине прошлого века, поэтому в словаре Даля нет даже слова такого «частушка» (как, впрочем, и слова «гармонист»). Его ввёл в литературный и научный обиход писатель Глеб Успенский в 1889 году. Он сам собирал частушки в деревнях неподалёку от нынешней границы между Новгородской и Ленинградской областями». Именно Глебу Успенскому принадлежат слова: «Удивительный этот жанр – частушка!» И именно он в своём очерке «Новые народные стишки» дал краткий анализ этого нового явления, назвав «частушкой» короткие, «частые» (в отличие от «протяжных», «долгих») песни. Позже этим словом стали называть все короткие (обычно четырёхстрочные) народные песни. В 1913 году своё обширное собрание текстов, записанных по всей стране, издал В. И. Симаков. Он написал статью «О частушке, об ее значении в народном быте», где определил её роль: «Говоря о частушке, как об экспромте, мы ближе всего приближаемся к ее определению народной поэзии». Изучением этого жанра занимался русский писатель М. М. Пришвин. Он увидел в ней «идеал словесной миниатюры, которая останавливает мгновенья процветающей жизни». Популярность частушек вызвана их большой оперативностью. Они откликаются на события гораздо быстрее других жанров.
В словарях XX века уже появилось толкование слова «частушка». Например, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова (1940 г.) можно прочитать: «Частушка – произведение устной народной поэзии – четверостишие (или двустишие с двумя полустопами в каждом стихе) лирического или злободневного и шутливого содержания, исполняемое на определённый напев».
В конце XIX – начале XX века частушки по своему содержанию и по составу поющих их людей были молодёжными, ведь в них пелось о том, что волновало молодых людей, да и слагались и распевались они тогда только в кругу девушек и парней. Пожилые же люди относились к этим песенкам пренебрежительно. Но со временем молодые люди старели, а песен своей молодости не забывали. Так постепенно частушка стала песней всех возрастов.
Пережили частушки и то время, когда их распространение считали признаком упадка народного творчества. Теперь никто не усомнится в том мастерстве, с которым сложены эти короткие стихи, бойкие, стремительные, насмешливые, иронические, быстро реагирующие на всё, что происходит вокруг.
Частушка, являясь жанром русского фольклора, вобрала в себя все признаки народной песни, в которой русский народ отразил свои чувства, переживания, мечты. Частушка, как и народная песня, - душа нации. В ней наша история и наши вековые традиции. А история нашего края говорит о тесном взаимодействии различных этнических групп.
Самарский край в этническом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении веков взаимодействовали друг с другом разнородные этносы, представляющие различные языковые группы – славянскую, финскую, тюркскую, германскую. Это и явилось основой этнокультурного взаимодействия населения, которое ярко проявилось в появлении общих черт в женской одежде, головных уборах и украшениях.
Наибольшей самобытностью отличалась духовная культура каждого народа. Однако и в ней в результате одинаковых условий жизни и быта, тесных контактов выработались общие, интернациональные черты. Не случайно русские народные песни, несущие в себе дыхание, трепет миллионов сердец, с одинаковой любовью исполняют русские и чуваши, мордва и татары, живущие в нашем крае.

3. Отражение жизни, силы характера и оптимизма в лирических напевках моих земляков.
Частушка, появившаяся в конце XIX века, сразу стала общим достоянием. И частушки, которые, по воспоминаниям старожилов, многие десятилетия популярны в нашем селе, не являются исключением.
Проводя своё исследование, я встретился со многими людьми, которым далеко за 60. Одни из них уже и не помнят частушек своей молодости, другие стесняются пропеть или продиктовать их, лишь некоторые поделились своими воспоминаниями. Собранный с их помощью материал и стал объектом моего исследования, на основе именно этих частушек я делаю выводы об их содержании, своеобразии и традиционности, соответствии духу времени.
В общем и целом Кировские частушки соответствуют нашему традиционному представлению о любой частушке. Они сохранили самую главную особенность: частушка как жанр песни – чисто русское изобретение, поэтому, используя всё богатство и своеобразие русского языка, она полно и ярко рисует картины жизни и черты характера русского человека.
Среди частушек, собранных мной, можно выделить несколько разновидностей. Самым многочисленным видом надо признать лирические напевки:
Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветёт,
Лучше нету той минуты,
Когда миленький придёт.
Эту частушку с заменой только одного слова «миленький» словами «милый мой» включил в свою песню поэт М.В.Исаковский, оценивший художественный смысл и совершенство народного четверостишия.
По воспоминаниям пожилых людей, частушки этого вида пели не только «на людях» - на вечеринках, под игру гармошки – их пели и наедине с собой. Главное, что они создавались как поэзия чувств, которые требуют выхода. Одну и ту же частушку могли петь люди разного душевного склада, и каждый находил (и находит) в частушке созвучие своим настроениям.
Прослушав и перечитав большое количество лирических частушек, я убедился в том, что большая их доля имеет грустный характер по своему содержанию. Это не удивительно: девушки мечтают о замужестве, парни – о женитьбе, замужняя женщина грустит об ушедшем девичестве. Но из сказанного вовсе не вытекает, что нет личного счастья у персонажей частушек. Ведь по кому они страдают, тоскуют, порой трудно разгадать.
Ох-ну, ох-ну,
По кому я сохну?
По кудрявой голове,
Наверно, милый, по тебе.
Приходи, милый, почаще,
Я дорожку покажу:
Я на каждую берёзку
По платочку повяжу.
Мене милый изменил –
Подруга бегает за ним,
Как учёная собачка
За хозяином своим.
Чувствуется, что в этих частушках счастье – цель, к которой люди стремятся, которая часто не достигнута, или счастье – уже прошедший этап жизни. Но тем не менее исполняются они столь задорно, бойко, что понимаешь: эта почти лихая весёлость поможет выстоять в беде, пережить любое несчастье. Слушая эти лирические напевки, я понял ещё и то, что для них не существует времени, они никогда не состарятся, они вечно будут актуальны, ведь любовь и измена – вечные проблемы. По этой же причине лирические напевки, популярные в нашем поселке, популярны и на всей территории России: любовь и измена, сопутствующие этим чувствам радость или страдания везде и всеми переживаются одинаково. Поэтому частушки на эти темы, как и народные сказки, звучат во многих краях одинаково, лишь с небольшими вариациями.
Своеобразие частушек состоит и в том, что они делают достоянием гласности любую новизну, они успевают за бегом времени, поэтому даже в лирических напевках нашей местности мы узнаём приметы разных эпох:
Я любила Кольку,
Не добилась толку.
Я решила его сдать
На мясозаготовку.
За измену, за измену,
За измену, дорогой,
Желаю путь тебе счастливый
Под машину головой.
Полюбила лётчика –
Думала, летает.
А зашла на эродром –
Он там подметает.

Я иду, а мне навстречу –
Трактора да трактора.
Почему любовь не лечат
Никакие доктора?
Частушки – песенки повышенного общественного звучания. Они все обращены к людскому суду, человеческой совести. Персонажи частушек не щадят никого. Вот и жители поселка Кировский любят частушки, в которых улыбаются, хохочут, издеваются, смеются над своими недостатками и поступками.
Мене милый изменил,
Я вся исстрадалася:
Было сорок килограммов –
Семьдесят осталося.
Я работаю, работаю,
Работы не боюсь:
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь.
Приметы времени проявляются и в этих частушках, поднимающих злободневные темы, осуждающих чаще всего лень, пьянство, невежество. Но следует отметить, что такие частушки в середине ХХ века носят общий характер.
Хорошо в колхозе нашем –
Мы не сеем и не пашем.
Мы на полюшке своём
Только пляшем и поём!
Мой милёнок – тракторист,
Ну а я – доярочка.
Он – в мазуте, я – в навозе,
Вот какая парочка!
К концу ХХ века частушка стала приобретать всё более острый сатирический характер, превращаясь в настоящее орудие борьбы с пороками общества. С экранов телевизоров слышались насмешливые, иронические частушки на любые общественные темы и явления. Народ не отставал от любимых сатириков, и в Кирове появились частушки на самые свежие, злободневные темы.
Конец 80-х – начало 90-х годов известны всем как очень тяжёлые времена для нашего государства. Вместе со всей страной жители села прошли через талонную систему продажи предметов повседневного спроса, на их глазах рушились бывшие до этого крепкими предприятия и заводы. Свою боль, тревогу сельчане выражали в новых частушках.
Во саду ли, в огороде
Выросла капуста.
Только в нашем магазине
На прилавке пусто.
Деду Пете в сельсовете
Снова выдали талон.
Сигареты, спички, мыло –
Где же взять одеколон?




Прошли годы, позади остались самые тяжкие времена, но жители нашей местности, любя родное село, не могут оставаться равнодушными к любым его проблемам. Заросшие парки,лесопосадки, грязные улицы, ямы на асфальте – объектов для критики всегда хватало. Но мои земляки не только критикуют, многие из них сами по мере возможности стараются делать село чище и краше. Самые злободневные темы сегодняшнего дня тоже волнуют сельчан:
Нет театра, нет эстрады,
Нет ни цирка, ни кино.
Соберемся мы с друзьями
Да сыграем в домино.
Весёлые, жизнерадостные жители района с удовольствием отмечают и положительные изменения в жизни села, и с радостью участвуют в его общественной жизни.

И в районе нашем – шутка ль–
И такси есть, и маршрутки.
Не хватает лишь метро –
Скоро будет и оно.
В нашем Кирове народ
Замечательно живёт.
Он в селе на сцене клуба

И танцует, и поёт.
Был совхоз, потом село,
Волость, поселение...
Неизменно лишь оно –
Наше население.
Навсегда кировчане запомнили и будут при каждом удобном случае исполнять цикл задорных частушек, появившихся в последние годы:
По селу с утра пройди,
Людям в лица погляди:
Добрые, простые
И все-все родные.
Вот она какая,
Родина родная!
Милая, красивая
И для всех любимая!
Школа есть и клуб тут есть.
Магазинов тут не счесть,
Есть лесная полоса.
Вот такие чудеса.
Хотелось бы представить вниманию слушателей частушки, которые я попробовал сочинить сам. Помогала мне моя бабушка.
Бизнесмен и коммерсант
В нашем Кирове богат.
Открывают магазины:
Только подставляй корзины.
Приезжайте к нам в село,
Вам понравится оно.
Наших кировских девчонок
Всех пора снимать в кино.
Наркоманов победим,
Пьяниц горьких убедим
И курить все бросим –
Приезжайте в гости.
По деревне слух прошёл –
Олигарх с ума сошёл:
Чтобы нервы подлечить,
Хочет он у нас пожить.
Ещё один большой пласт частушек создаётся и существует в школе. Я сам учусь в Кировской школе и знаю, что здесь с помощью частушек передают информацию, критикуют недостатки, прославляют достоинства. Обычно их сочиняют на определённые темы. Например, я сам попробовал сочинить частушки о дежурстве по школе:
Мы дежурили неделю
И следили, как могли.
Чистоту и дисциплину
В школе нашей берегли.
Ох, беда! Ох, беда, беда, беда!
Получалось не всегда:
То валяются бумажки,
А то шум и чехарда.
А вот пример частушек, сочинённых нашими школьниками, о походе. Соберутся наши ребята в очередной поход, и тут им на помощь приходит частушка: развеселит, уму-разуму научит, своим задором энергии добавит.
Кто мечтает стать артистом,
Кто страной руководить.
Ну, а мы пойдём в туристы –
По земле родной ходить.
А я с компасом и картой
Обойду весь белый свет.
Пусть завидуют туристы,
У кого их в школе нет.
Лак в рюкзак я положила,
Бигуди, одеколон.
Я в лесу открыть решила
Косметический салон.
Конечно, не остались без внимания школьников и экзамены в форме ЕГЭ. В первые годы введения новой формы экзаменов их боялись. Но освоили и тесты, научились их решать, остались лишь волнения, как и перед любым другим экзаменом. Поэтому наши выпускники сочиняют сами, а также находят и распевают шуточные частушки о ЕГЭ:
Знает каждый в СНГ,
Что такое – сдать ЕГЭ.
Сколько сил и крови выпьют
Эти Е и эти ГЭ.
Пропоём мы вам частушки,
Как сдавали мы ЕГушки.
Где там бабушке Яге
До российского ЕГЭ!
Нас с милицией везли,
Чтоб от страха не сбегли.
А сирены и мигалки
Наши нервы берегли.
Частушки, как самый живой жанр фольклора, быстро реагируют на все события, факты, изменения, происходящие вокруг. Сжато, ёмко, точно в цель всегда попадают они. Не случайно с помощью частушек люди часто спорят, высказывают свою точку зрения. Часто с этой целью объявляют конкурсы на сочинение лучших частушек на определённые темы. Вот и в нашей школе недавно закончился конкурс частушек, направленных против курения. Я уверен, что лучшие из них быстро запомнятся, вскоре забудутся их авторы, какие-то слова несколько изменятся, и начнётся и у этих частушек самостоятельная жизнь:
Мы курить бросаем классом –
Договор я подписал.
Что же делать мне, не знаю,
Я ж ещё не начинал.
В ходе подготовки своей работы я опросил учащихся 7-8 классов нашей школы. На вопрос: Знаете ли вы, что такое частушка? – большинство ребят ответили положительно (75%).Как оказалось, они знакомы с этим жанром от своих бабушек, дедушек, мам. Слышали частушки во время семейных, школьных праздников. Некоторые ребята пробовали исполнять их сами: кто-то в школе, кто-то в лагере. Слушая ответы современных школьников, я ещё раз убедился в том, что частушка не забыта за ненадобностью, что стоит ей зазвучать-и душа почувствует и узнает своё, родное.

4.Частушка и литература
Народная частушка нашла своё отражение в произведениях русских писателей и поэтов. Она часто использовалась в них как мастерство изображения русской жизни. Ярким примером могут служить пьесы знаменитого русского драматурга Александра Николаевича Островского. В комедии «Не в свои сани не садись» герой Вихорев поёт:
Ах, о чём ты проливаешь
Слёзы горькие тайком.
И украдкой утираешь
Их кисейным рукавом.
А вот частушка другого персонажа Гуслина из произведения «Бедность не порок»:
Нет-то злей, постылее
Злой сиротской доли,
Злее горя лютого,
Тяжелей неволи.
Всем на свете праздничек,
Тебе не веселье!
Буйной ли головушке
Без вина похмелье.

Частушку, а также «частушечный» ритм мы можем увидеть в стихах и поэмах русских поэтов 20 века. Выросший на рязанской земле великий русский поэт С.А. Есенин знал и слышал народные песни и частушки у себя в деревне. В раннем творчестве поэта много стихов-частушек:
Заиграй, сыграй, тальяночка,
Малиновы меха.
Выходи встречать к околице,
Красотка, жениха.

Хочу привести пример шуточного стихотворения В.В. Маяковского, очень напоминающего частушку как по ритму, так и по своему строению:
Милкой мне в подарок бурка
И носки подарены.
Мчит Юденич с Петербурга,
Как наскипидаренный.
Такие короткие стишки часто придумывал Маяковский и использовал их к своим сатирическим рисункам-карикатурам, работая в «Окнах РОСТа».
У А.А. Блока, великого русского поэта, частушки мы можем прочесть в поэме «Двенадцать». Частушечный ритм создаёт эмоциональный подъём, национальный дух:
Как пошли наши ребята
В Красну Армию служить,
В Красну Армию служить,
Буйну голову сложить.
Все эти примеры ещё раз доказывают необычайную популярность жанра частушки, её национальный характер, без частушки невозможно представить русского человека.
Готовясь к своему выступлению, я, конечно, слушал частушки, исполняемые певцами- профессионалами. Я узнал, что очень популярной в начале 20 века была исполнительница частушек Мария Мордасова .Её голос часто звучал по радио. Старшее поколение хорошо помнит звонкий голос певицы, её знаменитые напевки «Летят утки». В наше время, как я уже говорил, частушки исполняются редко. Послушать их можно в интернете или на специально купленных дисках. Я знаю, что сейчас исполняет такие песенки группа «Белый день». И если моя работа заставит русского человека услышать и даже исполнить частушку, то цель моя достигнута.




Заключение.
Много места заняла частушка в семействе народного искусства. Никто не знает, сколько создано в народе частушек. Считать их тысячами или миллионами.
Но все существующие, исполняющиеся и поныне, и только ещё создающиеся частушки - голос, душа народа. В частушке собраны думы и мысли не одной тысячи наших земляков, они передаются от поколения к поколению. А это значит, что частушке, в том числе и нашей, – жить! И это значит, что я буду продолжать их петь:
Я весёлый паренек,
Пропою я вам разок.
Я частушки пропою –
Всех вокруг развеселю.
Во всех видах частушек отражаются помыслы, чувства народа той эпохи, во время которой они создавались. Самое удивительное в частушке, по мнению Глеба Успенского, то, что этот жанр – «один из немногих живых жанров русского фольклора. Новых сказок, былин уже не возникает. А частушки и сегодня сочиняют и взрослые, и дети. Сочиняют как? Новое – на основе старого».
Эти слова, сказанные более ста лет назад, справедливы и сейчас: частушки со своими смысловыми, образными, звуковыми, эмоциональными особенностями завоевали сердца миллионов людей и продолжают своё шествие, поражая всех теми «изюминками», которые сокрыты в каждой из них. А это означает, что у частушки впереди – долгая жизнь.
Кроме теоретической части моей работы, я предлагаю приложение. Это небольшой сборник частушек, услышанных мной от жителей посёлка и прочитанных в книгах.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара, 1998 г.
Справочник школьника нового типа. Универсальное учебное пособие. В 2-х томах. СПб, 2003 г.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М., 1940 г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. 1985 г.
Живой родник. Сборник статей об устном народном творчестве. М.,1974 г.
Частушки, записанные в поселке Кировский, в Кировской школе, а также сочинённые самим.




















Рецензия
Выбор темы «Частушка как часть культуры и быта народа» говорит о серьёзном и глубоком интересе учащегося к частушке как жанру фольклора. Выбор его объясняется и любовью к литературе, к народному творчеству и, конечно, к музыке.
Данная тема очень актуальна, потому что частушка всегда живет в нашем обществе как одно из средств борьбы с пороками и недостатками, как средство выражения своих чувств, но как жанр изучена мало. Володя берётся на примере частушек, особенно популярных в нашей местности, показать их силу, огромные воспитательные и лирические возможности, их особенности как жанра фольклора.
Мальчику удаётся провести параллель между частушками, известными всей стране, и частушками, созданными в его селе, школе, что делает её работу оригинальной.
На протяжении всей работы Рыженков В. не отступает от темы и глубоко раскрывает её в строгом соответствии с планом. Умело соединяет научные ведения о частушках с эмоциональной оценкой их содержания.
Положительным моментом является чувство любви к народному творчеству, восхищение оптимизмом русского человека, которые ощущаются от начала до конца работы, умение не только собрать частушки, но и сочинить самому.
Достоинствами работы являются её последовательная и логичная структура, умение ученика обобщать и анализировать подобранный материал, верно излагать факты и, конечно, бесспорная самостоятельность при её написании.
Работа отличается эмоционально-окрашенной, грамотной речью, использованием разнообразных синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.













13PAGE 15


13PAGE 142415




15