Технологическая карта и презентация урока окружающего мира по теме История 20-30-х годов


Технологическая карта урока окружающего мира «Страницы истории 1920 – 1930-х годов».
Учитель: Мерошниченко Наталья Владимировна
Тема: Страницы истории 1920 – 1930-х годов
Класс: 4 (УМК «Школа России»)
Тип урока: открытие нового знания
Цели:
Образовательная: ознакомление с историей образования новой страны – СССР; сформировать представления о жизни страны в 1920 – 1930-е годы.
Развивающая: обучение умениям поиска необходимой информации и анализу полученной информации.
Воспитательная: привитие интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, документами, организовывать рабочее место.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: осознают традиционные ценности многонационального российского общества.
Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, проектор, историческая карта СССР, презентация к уроку, карточки, учебник, рабочие тетради.
Технологии: технология деятельностного подхода.

Содержание урока
Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
1. Самоопределение к деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала Эпиграф:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
(Песня о Родине)
- Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Страницы истории 1920-1930-х годов»)
-Предположите, о чём пойдёт речь на уроке.
- Какую цель урока мы поставим? («Узнать, что происходило в этот период истории; о какой стране говорится в стихотворении»). Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
Личностные: положительное отношение к процессу познания.
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.
2. Актуализация знаний Проверка домашнего задания: фронтальный опрос - Давайте вспомним, ребята, какие события произошли в Петрограде в октябре 1917 года? В октябре 1917 года к власти пришла партия большевиков во главе с В.И. Лениным.
- Партии – группы единомышленников, которые выдвигали свои программы по преобразованию общества.
- Что вы знаете о последнем русском царе? Последний российский император отрекся от престола.
- Произошедшие события всколыхнули всю страну. Что произошло дальше? Началась Гражданская война.
- Что такое Гражданская война? Война, происходившая между гражданами одной страны. Отвечают на вопросы. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
3. Изучение нового материала Открытие новых знаний. - Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны в 20 – 30 –е годы 20 века.
- Теперь жизнью страны руководила партия большевиков, завоевавшая свою власть в Гражданской войне. Позднее большевиков стали называть коммунистами.
Государством управляли Советы – правительство большевиков, поэтому и новую власть стали называть Советской.
Слайд № 2.
В высшей степени ослабленной вышла Советская республика из пожарища Гражданской войны. Страна была в полной разрухе. Не работали заводы и фабрики. Стоял транспорт. Не было топлива. Лишившиеся погибших на фронтах войны отцов и умерших от голода и лишений матерей, дети стали беспризорными, нищенствовали и попрошайничали. Российские крестьяне оказались без рабочего скота и были вынуждены проводить весенний сев, сами впрягаясь в плуги. Не только город, но и деревня голодали.
Большевистское правительство было вынуждено силой забирать на селе у крестьян все те очень маленькие запасы зерна, которые хранились для посева. Холодная зима и засушливое лето стали причинами неурожая, который в 1921 году постиг всю страну. Разразился невиданный голод. Казалось, никогда уже Россия не сможет встать на ноги. Но постепенно жизнь все же начала налаживаться. Большевистское правительство было вынуждено продать за границу много золота и других драгоценностей, для того чтобы на полученные деньги закупить зерно для голодающей России. Постепенно стали восстанавливаться заводы и фабрики, разрушенные войной. Наконец заработали железные дороги.
Слайд № 3.
- В 1922 году на территории бывшей Российской империи появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик или СССР.
- Какой город стал столицей СССР? Москва стала столицей Советского Союза.
Работа по учебнику.
- Найдите на карте на с. 134 – 135 республики, входившие в состав СССР. В состав СССР входило 15 союзных республик. Республики: Белорусская, Российская, Украинская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская, Узбекская, Туркменская, Таджикская, Казахская, Киргизская, Молдавская, Латвийская, Литовская, Эстонская.
- Очень большую территорию занимал Советский Союз. Для того, чтобы с новым государством начали считаться соседние страны, оно должно было стать сильным и хорошо защищенным, со многими заводами и фабриками, электростанциями, хорошо работающими железными дорогами и речными и морскими путями. Для защиты страны нужны были большая и хорошо вооруженная армия и флот. Но нужны были и грамотные инженеры, учителя, агрономы, ученые. Необходимо было ликвидировать неграмотность, так как в наследство от царской России новой власти досталось почти неграмотное население – мало кто умел читать и писать.
Слайд № 4.
- Над школьными тетрадками склонились взрослые. Миллионы людей сели за парты. Образование стало доступно всем.
Слайд № 5.
- Но в то же время отечественная культура понесла большие потери. Были варварски уничтожены многие исторические памятники. В Москве был разрушен храм Христа Спасителя.
Слайд № 6.
- Значительные изменения произошли и в деревне. Большевистское руководство считало, что одной крестьянской семье очень трудно было в одиночку вырастить хороший урожай, чтобы прокормить себя и продать излишки урожая для горожан. Поэтому было принято решение объединить всех крестьян в крупные коллективные хозяйства – колхозы. Крестьяне работали сообща на колхозных полях, получая за это очень небольшую плату. Все, что было выращено общими усилиями в колхозах, сдавалось государству. Самим колхозникам от этих урожаев доставалось очень мало. Все это позволило со временем накопить значительные запасы сельскохозяйственных продуктов и уже не опасаться, что население страны постигнут новые голодные годы.
- Как вы думаете, ребята, легко ли было крестьянам? Все эти успехи в деревне были достигнуты за счет тяжелого труда самих крестьян. Им запрещалось самовольно покидать колхозы и уходить в города для работы на заводах и фабриках. А тех крестьян, кто все же не желал работать в колхозах и хотел трудиться отдельно от всех на своем участке земли, наказывали. У таких крестьян отбирали землю, некоторых вместе с семьями ссылали для работы и проживания в далекую и холодную Сибирь. Как вы думаете, ребята, такое положение крестьян уже было в истории нашей страны? В какое время? Такое положение советского крестьянства очень напоминало жизнь сельчан в царское время, когда они были крепостными. Слушают учителя, просматривают презентацию.
Отвечают на вопросы.
Работа с исторической картой.
Работа с учебником.
Показывают на карте союзные республики, называют столицы этих республик.
Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные:
Ориентируются по исторической карте; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.
Личностные:
Проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
4. Физкультминутка 5. Продолжение изучения нового материала Открытие новых знаний Работа по учебнику. С.137 – 138. Прочитайте текст учебника: «Страна – труженица».
- Что же происходило в Советском Союзе в 30 – е годы? Ответы учеников.
- К концу 30 – х годов СССР сумел добиться больших успехов. Постепенно разворачивалось новое строительство. Проводились новые линии железных дорог. Это была страна с грамотным населением, прекрасными специалистами – инженерами, агрономами, строителями, учителями. Советские люди верили своему руководству и с энтузиазмом строили новое общество, в котором не было бы бедных и богатых, все были бы равны, счастливы и занимались интересной и любимой работой. Покой и труд советских людей защищала Красная Армия, оснащенная самым передовым вооружением.
Слайд № 7.
- Впервые советские летчики осуществили перелет на построенном в Советском Союзе самолете в Америку через Северный полюс, причем без единой посадки.
Не перечислить трудовых достижений советских рабочих, колхозников. Советские ученые сделали много научных открытий. Были построены сотни новых городов, заводов, электростанций.
Слайд № 8. В колхозах стали использовать трактора и другие машины, значительно облегчавшие труд крестьян.
Слайд № 9. Слайд № 10.
Обучение в школах и институтах, лечение всего народа стало бесплатным.
- Как вы думаете, ребята, благодаря чему и кому наша страна добилась таких огромных успехов после гражданской войны, голода и разрухи? Благодаря советскому народу, его труду, и вере в светлое будущее для своих детей. Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил. Работа с учебником.
Ответы на вопросы. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные:
ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Личностные:
Проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
6. Включение нового знания в систему знаний. Применение новых знаний.
Фронтальный опрос. Работа по рабочей тетради.
Закрепление изученного:
- Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года? (большевики)
- Как их стали называть позднее? (коммунистами)
- Почему новую власть назвали Советской? (Советы были основным звеном в управлении государством)
- Когда появилось новое государство – СССР? (в 1922 году)
- Сколько республик входило в состав СССР? (15)
-Почему Москва стала столицей СССР? (в 1918 году из Петрограда туда переехало правительство)
- Какие изменения произошли в государстве? (В стране больше не было царя, помещиков и фабрикантов. Тысячи людей переехали в опустевшие квартиры и особняки. Началась борьба с неграмотностью.)
- Что значит, культура понесла большие потери? (были уничтожены многие памятники и храмы)
- Что напоминал СССР в 30 – е годы? (огромную стройку)
- Что было построено в то время? (новые города, заводы, электростанции, московское метро)
- Какие изменения произошли в деревне? (крестьяне получили землю и объединились в колхозы)
- Легкой ли была жизнь в то время? (и в городе, и в деревне люди бедствовали. Жизнь была очень тяжелой.) Работа в рабочей тетради, выполнение заданий.
Отвечают на вопросы.
Выходят к доске и прикрепляют главные тезисы урока. Познавательные:
Осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).
Регулятивные:
контролируют учебные действия.
Коммуникативные:
Умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
7. Итоги урока. Обобщение полученных на уроке сведений. - Какое государство образовалось на территории бывшей Российской империи?
- В каком году образовался Союз Советских Социалистических Республик?
- Какова была цель урока? Мы достигли поставленной цели? Отвечают на вопросы. Познавательные:
Ориентируются в своей системе знаний.
Регулятивные:
Оценивают собственную деятельность на уроке.
8. Рефлексия. - Ребята, предлагаю вам продолжить предложения:
Материал урока мне был…
Сегодня я узнал, узнала…
Меня удивило…
Своей работой на уроке я… Отвечают на вопросы. Познавательные:
Ориентируются в своей системе знаний.
Регулятивные:
Оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные:
Проявляют интерес к предмету.
Домашнее задание Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 136 – 138). Выполнить задания (с. 139).
Выполнить задание № 3 в рабочей тетради (с. 50).
Задают уточняющие вопросы. Регулятивные:
Осуществляют поиск решения поставленных задач.