Конспект урока:Духовная жизнь СССР В 20-30 гг. 20 века


Конспект урока по истории России в 9 классе
Тема урока : «Духовная жизнь СССР в 20-е – 30-е XXвека»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цельурока:
Изучить основные изменения в духовной жизни СССР в 20-е – 30- е годы XXвека; охарактеризовать образование данного периода; выявитьспецифику отношений церкви и советской власти; изучить новое направление в искусстве - соцреализм;
Формировать у учащихся навыки работы с документами из учебника, иллюстративным материалом. развивать умения анализировать полученные данные и факты, самостоятельно делать выводы;
Через советскую культуру 20-е – 30- е годы XX века формировать интерес к прошлому своей Родины.
Оборудование: презентация; учебник, протоколы открытого экспертного заседания художественного совета.
План урока:
Строительство советской школы;
Большевики и церковь;
Социалистический реализм.
Ход урока:
I.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Кто сегодня отсутствует?
II.Изучение нового материала
Учитель: Наш урок я хотела бы начать с небольшого видеоролика. Внимание на экран. ( Учащиеся смотрят видео с картинами с изображением быта советских людей)
Учитель: Этот ролик я показала вам не случайно. Он должен был погрузить вас в атмосферу жизни советских людей, потому что тема нашего урока сегодня «Духовная жизнь СССР в 20-е – 30-е XX века» (слайд 1). Целью нашего урока сегодня является знакомство с основными изменениями духовной жизни людей в 20-е – 30-е годы(слайд 2).На экране вы видите план, по которому мы сегодня будем работать (слайд 3).
План
1.Строительство советской школы;
2.Большевики и церковь;
3.Социалистический реализм.
Учитель: О том каким было образование в СССР расскажет нам Иванов Иван.(слайд 4).
Ученик выступает с докладом о строительстве советского образования.
Учитель: есть ли у вас вопросы к докладчику?
Учитель: Какие положительные, а какие отрицательные черты вы можете назвать в образовании того периода?
Ответы учащихся: Положительным было то, что строилось много новых школ, было введено всеобщее начальное образование, стремительно росли показатели грамотности населения. А отрицательным моментом было то, что в школах была широкая система наказания за нарушения и провинности, вплоть до телесных наказаний.
Учитель: Действительно, в советской школе того периода было много положительного, а главное именно тогда было заложена основа советского образования, которое через несколько десятилетий станет одним из лучших в мире. Но стоит отметить, что советская власть часто добивалась своих целей довольно жесткими способами, такую политику мы наблюдаем и в отношении церкви.
Чтобы понять отношение власти к религии в начале XX века,нам необходимо изучить документы в учебнике на странице 162. Вы видите 2 документа: «Из послания Патриарха Тихона19 февраля 1916» и «Из записки В.И. Ленина 19 марта 1922г.». Вам необходимо изучить эти документы и ответить на вопрос: «Каким были взаимоотношения церкви и власти?». (Учащиеся изучают документ 2 минуты).
Вопросы к учащимся:
Как оценивает Патриарх Тихон обстановку, сложившуюся в стране?
К чему призывает Тихон?
Что Ленин предлагает сделать с церковью?
С какими целями должны были изъять церковные ценности?
Учитель: Ленин добился желаемого в 1922 году, когда Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Многих несогласных по обвинению в контрреволюционной деятельности приговорили к расстрелу, некоторых выслали на о.Соловки. Власть в 20-е – 30-е годы проводила антирелигиозную политику. Власть стремилась создать «нового человека» - атеиста. На уроках обществознания вы уже знакомились с данным термином. Кто такой атеист?
Атеист – это человек отрицающий Бога.
А искусство наоборот государство очень поддерживало. Но эта поддержка подразумевала существование лишь одного направления в искусстве – социалистического реализма. О нем нам расскажет Иванова Мария.
Вопросы к учащимся:
Какие еще художественные направления вы знаете?
Чем же соцреализм от них отличается?
Теперь я предлагаю вам совершить путешествие в 30-е годы. Представьте, что вы члены художественного совета.(слайд 5)
Художественный совет – это группа лиц, состоящая из деятелей культуры, представителей партийных и государственных органов, имеющая своей задачей рассмотрение художественных произведений на предмет установления его художественной ценности и соответствия идеологическим нормам.
Учитель: перед вами протоколы заседания художественного совета. Ваша задача внести в протокол автора и название произведения и вынести решение - допустить/недопустить.(На слайдах произведения искусства 20-х- 30-х годов) (слайд 6-12)
Вопросы к учащимся:
Как вы относитесь к деятельности художественного совета?
Не думаете ли вы, что сейчас тоже было бы уместно его существование?
III.Закрепление материала.Назовите основные черты соцреализма?
Назовите авторов, работавших в этом направлении?
Каким было советское образование в 20-е-30-е годы?
Охарактеризуйте отношения большевиков и религии?
IV.Итог урока.Учитель комментирует работу и оценки учащихся.
Домашнее задание: параграфы 22,26. Прочитать и пересказать, ответить на вопросы 2,3,4 письменно на странице 194.
Учитель: Я благодарю вас за урок, урок окончен!