Гражданско-патриотический потенциал уроков английского языка.


Гражданско-патриотический потенциал уроков английского языка
«Школа должна быть учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство державности, возвышающим юную душу гордость за Отечество, за деяния предков, воспитывающим национальное достоинство, готовящим гражданина и патриота».
  В настоящее время от правильно сформированной гражданской позиции молодежи зависит очень многое. В первую очередь - это само будущее нашей страны, ее политический и экономический рост. Известный русский публицист и историк Михаил Меньшиков заметил: «Будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм».
Поэтому сейчас так много внимания уделяется гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, начиная с младших классов школы. Под гражданственностью понимают «нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и выполнение законов страны». «Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились». Бернард Шоу
Молодой человек, обладающий такими качествами, способный самостоятельно сделать свой выбор, контролирующий свои поступки и правильно расставляющий приоритеты - вот цель воспитательной системы. 
Образовательные учреждения ставят определенные задачи по воспитанию у обучающихся определенных качеств гражданина и патриота. Главными задачами гражданско-патриотического воспитания в учебном заведении являются следующие:знание истории Отечества, родного края;
самопознание, самоопределение, самосовершенствование личности;
ответственности за свои поступки;
формирование уважения к закону, праву, правам других людей;
знание и выполнение правовых и моральных требований. 
Знание истории своего родного края и нравственность человека неразделимы. Это значит, что при формировании исторической компетенции формируются и укрепляются определенные нравственные идеалы, патриотические чувства и бережное отношение к своей стране.

Урочная деятельность.
Среди множества учебных дисциплин предмет «Английский язык» занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе изучения обучающиеся приобретают не знания основ науки, а умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой полезной информации. Это дает нам, преподавателям, огромные возможности по формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся. Коммуникативная направленность дисциплины «Английский язык» предполагает не только изучение языка другого народа, но и глубокое понимание и сравнение традиций, обычаев и быта страны, изучаемого языка.
Изучение иноязычной культуры невозможно без сформированной национально-культурной базы родного языка. Поэтому, на уроках английского языка страноведения, во внеклассной работе подбирается материал, из которого обучающиеся могли бы почерпнуть знания о традициях, быте, истории и людях страны, изучаемого языка.
На уроках английского языка дети не готовятся к будущей жизни, а живут «здесь и сейчас».
На уроках используются такие упражнения, которые способствуют развитию у обучающихся умений сопоставлять факты и делать выводы. Так, к примеру, при изучении символов стран, входящих в состав Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, студентам предлагается подготовить информацию о символах России, сравнить их. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих.  Быть патриотом своей Родины прежде всего означает быть патриотом своей семьи, школы. При изучении темы “My School” мы применяли проектную методику, в ходе работы над проектом студенты собирали информацию об истории своей школы, писали сочинения о ней…
Метод проектов на данный момент становится практически главным при обучении иностранному языку, позволяя обучающимся в полной мере проявить свои творческие способности и знания. Знакомство с иноязычной культурой происходит в постоянном ее сравнении с родной культурой. И чем богаче будут знания о своем крае, тем продуктивнее процесс изучения и понимания реалий зарубежной культуры и быта.
С интересом проходят уроки, связанные с традициями и обычаями русского народа. Ребята обсуждают любимые праздники, с гордостью рассказывают о семейных традициях.
Традиционными являются уроки – размышления. На таких уроках мы обсуждаем экологические, политические, правовые проблемы. Предлагается ряд тем для размышления: «Если бы я был президентом…», «Если бы я был мэром нашего города…», «Мой личный вклад в…» и.т.д.
  Работая над учебными темами, обучающиеся совершенствуют навыки аудирования, чтения, диалогической и монологической устной речи, письма. Потребность находить все больше и больше новой информации способствует возникновению желания самостоятельного изучения иностранного языка различными способами (посредством сети Интернет, самоучителей), приобретению специальных учебных умений (пользование словарями и справочной литературой, интерпретировать содержание иноязычных текстов), развитию умений пользоваться современными информационными технологиями.
Продемонстрировать иноязычную коммуникативную компетентность учащиеся могут, принимая участие в различных смотрах проектов, игровых конкурсах и олимпиадах, что в свою очередь мотивирует их на дальнейшие успехи и достижения.
Внеклассная деятельность
Для повышения языковой компетенции во внеурочное время поддерживаю интерес к предмету через разнообразные мероприятия: театральные инсценировки, участие в неделе иностранного языка, концерты. Умение презентовать свое творчество, проявить себя в том виде творчества, который тебя интересует – важный показатель успешности ученика.
  В заключении хочется сказать, что обучающиеся, являясь непосредственными участниками творческого процесса, увлеченно и с интересом изучают, подбирают материал, связанный с этнической культурой, традициями и обычаями чужой страны, сравнивая её со своей Родиной. Тем самым, происходит формирование у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям других национальностей, развитие поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства.
Многолетний опыт по обучению и воспитанию детей показывает, что только во взаимодействии педагога, ребёнка и родителей - через проектную деятельность, через рефлексию своей деятельности, в совместном творческом поиске, происходит, с одной стороны, становление и развитие профессионального мастерства учителя, с другой стороны, максимальное раскрытие потенциала ученика, его личностное самоопределение и становление гражданской позиции. Список литературы:
Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М.Коджаспирова. – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 448 с.
Корниенко П.А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 6. - С. 28-31.
Патриотизм и национализм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2012/10/12/1195.