Урок литературы для 10 класса Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова Ионыч


Урок литературы для 10 класса.
Тема: Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.
И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!
Н.В. Гоголь.
Ход урока:
I.а) Разминка. Один учащийся пишет на доске названия рассказов Чехова, другой - главных героев, третий - псевдонимы Чехова.
1. Рассказы
1.«Нев духе»
2.«Цветызапоздалые»
3.«Домс мезонином»
4.«Дамас собачкой»
5.«Попрыгунья»
6.«Душечка»
7.«Человекв футляре»
8.«Крыжовник»
9.«Олюбви»
10. «Ионыч»

2. Герои
ПрачкинЕгорушка, Топорков
Художник, Мисюсь, Лидия
Гуров, Анна Сергеевна
Ольга Ивановна
Ольга Семеновна
Беликов
Николай Иванович
Алехин, Анна Алексеевна
Старцев, Екатерина Ивановна

3. Псевдонимы
Антоша Ч., Ан. Ч.,
А. Чехонте,
А. Чехонте, Нте, -нте,
Анче, Кочкарев, Лаэрт,
Улисс, Врач без пациентов,
Гайка №6, Акакий Тарантулов,
Кисляев, Балдастов,
Шампанский,
Ч.Б.С (Человек без селезенки) Брат моего брата,
Некто, Шиллер Шекспирович Гете,
б) 5 минут поэзии (в это же время выразительное чтение строк наизусть).
II. Сообщение темы урока и обращение к эпиграфу урока.
III. Слово учителя. Рассказ «Ионыч» написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. Деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.
В рассказе 5 частей. Это этапы жизненного пути Дмитрия Ионыча Старцева, ступеньки лестницы, ведущей вниз.
1V. Работа со словами из рассказа:
Земство - орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.
Пассаж - фрагмент музыкального произведения, обычно виртуозного (технически совершенного) характера.
Ворвань (устар.) - вытопленный жир морских животных и некоторых рыб. Лафит - сорт красного виноградного вина.
Деградировать - постепенно ухудшаясь, прийти к вырождению.
V. Работа с текстом.
Анализ первой главы.
Прочитаем начало текста (1 абзац)
Что мы узнаем о главном герое из начала рассказа? («только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже» «... ему, как интеллигентному человеку» ..)
Обратите внимание на последнее предложение 3 абзаца («... своих лошадей у него еще не было»)
Учитель:
Очень важно научиться «чувствовать» автора, видеть его точку зрения на описываемые события. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: «Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли все такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать».
Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена? (автор - «описываемого в жизни не бывает», герой не верит тому, что читает Вера Иосифовна).
Как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? («сыплются камни», «игра шумная, надоедливая, но все же культурные звуки»)
Вывод по первой главе:
Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных.
V1.Анализ второй главы.Учитель: Между событиями 1 и 2 глав проходит больше года.
Что изменилось за этот год? (Ничего)
Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? (герой - «она восхищала его своею свежестью», автор - «А как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч»)Учитель: Этой деталью автор показывает легкомысленность героини (Недаром он называет ее Котик.), неумение видеть главное как в литературе, так и в жизни.
Именно любовь дает еще один шанс Старцеву остаться человеком. На кладбище его душа отозвалась красоте природы. Казалось, что он должен задуматься над вечными проблемами жизни и смерти.
VII.Анализ третьей главы.3 глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением. («У Старцева перестало беспокойно биться сердце».)
VIII. Анализ четвертой главы.
Прочитайте первый абзац.
Какие изменения произошли в семье Туркиных? (Никаких)
Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? (Да. «Надо бы заехать, но он так и не заехал».)Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.
5глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. (Зачитывается первый абзац). В конце Старцев уже свой, такой же, как и все жители.
Вывод (записать в тетрадь): Внимательное чтение текста убеждает нас в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью.
Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если и в человеке постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души - самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступал перед действительностью, он всем своим существом врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.
Деградация Старцева в рассказе «Ионыч»
«читала, о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно ...»
«... слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки,- было так приятно...»
« - Прекрасно! - сказал Старцев, поддаваясь общему увлечению».
«Недурственно» - вспомнил он, засыпая, и засмеялся.
«... .мог жаловаться ей на жизнь, людей ...»
« ... что скажут товарищи, когда узнают?»
« А приданого они дадут, должно быть, немало», -думал Старцев, рассеянно слушая.
«Дадут приданое, заведем обстановку...»
«У Старцева перестало беспокойно биться сердце»
10.«...он успокоился и зажил по-прежнему».
11.« ... лениво потягивался и говорил:
- Сколько хлопот, однако!»
«...чувствовал раздражение, волновался, но молчал...»
«...еще одно развлечение ...- по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой ...»
«...что-то уже мешало ему чувствовать как прежде».
«...Бездарен...не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».
«Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов ...»
«... огонек в душе погас».
« ... жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там».
«... ничто его не интересует».
Итог.
Пополним список рассказов («Ионыч», Старцев, Екатерина Ивановна).
Как вы, ребята, поняли эпиграф?
Жить ради денег, ничем не интересоваться, общаться с картёжниками, алкоголиками, хрипунами – это и есть деградировать.
Тест по рассказу А.П.Чехова «Ионыч».
Начало формы
1. Где поселился Старцев после назначения на должность?
1) В Москве 2) в губернском городе N. 3) в губернском городе С. 4) в Дялиже
2. Какая семья в городе считалась самой «образованной и талантливой»?
1) семья Беликовых 2) семья Алёхиных 3) семья Буркиных 4) семья Туркиных
3. Кем был назначен Старцев?
1) служащим2) земским врачом3) губернатором4) учителем
4. Назовите любимое занятие Екатерины Ивановны Туркиной.
1) играла в спектаклях 2) писала повести и романы 3) читала книги4) играла на рояле
5. Узнайте героя по описанию.
«Полный красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью...»
1) Иван Петрович Туркин2) Старцев3) Писемский4) Пантелеймон6. Когда Старцев второй раз приехал к Туркиным?
1) через день2) через три дня3) через неделю4) через год
7. Где Екатерина Ивановна назначила Старцеву свидание?
1) в театре2) на даче 3) на кладбище4) в городском саду
8. О чём думает Старцев перед объяснением с Катериной Ивановной?
1) о её красоте2) о музыкальных способностях3) о будущей жизни с любимой девушкой4) о приданом
9. Почему Екатерина Ивановна не приняла предложение Старцева?
1) она его ненавидит2) она стремится к славе, успеху, свободе, потому что не знает жизни реальной, как и её мать3) она мечтает о городской жизни4) она не стремится к замужеству вообще
10. С какой целью уехала в Москву Екатерина Ивановна?
1) за покупками2) позлить Ионыча3) поступать в консерваторию4) на бал
11. Какое прозвище появилось у Дмитрия Ионыча Старцева?
1) Котик2) Поляк надутый3) Толстяк4) Кучер
12. Какое прозвище было у Екатерины Ивановны?
1) не было прозвища2) Котик3) Музыкантша4) Зайчик
13. Как звали кучера Старцева?
1) Фёдор2) Валентин3) Ибрагим4) Пантелеймон14. Как звали четырнадцатилетнего лакея в доме Туркиных, который изображал трагическую фигуру и восклицал: «Умри, несчастная!»?
1) Ибрагим 2) Пава3) Ванюшка4) Прошка15. Кто виноват в том, что из деятельного, энергичного молодого человека доктор Старцев превращается в Ионыча – «языческое божество»?
1) «среда заела»2) в этом его собственная вина3) неспешный, неостановимый ход времени4) Екатерина Ивановна
Ответы
№ вопроса Ответ
1 4
2 4
3 2
4 4
5 1
6 4
7 3
8 4
9 2
10 3
11 2
12 2
13 4
14 2
15 2
Домашнее задание:
1 .Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева по нисходящей линии.
2. Прочитать рассказ Шукшина «Шире шаг, маэстро!»