Конспект урока изо ГОРОД СКВОЗЬ ВРЕМЕНА И СТРАНЫ. ОБРАЗЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОШЛОГО (7 класс)


Изобразительное искусство, 7 класс
УРОК № 17
ТЕМА УРОКА. ГОРОД СКВОЗЬ ВРЕМЕНА И СТРАНЫ. ОБРАЗЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОШЛОГО
Тип урока Урок изучения новых знаний
Цели деятельности учителя
Формировать представление о смене стилей как отражении эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей; учить понимать образно-стилевой язык архитектуры; развивать художественно-аналитическое мышление
Планируемые образовательные результаты
Предметные уудМетапредметные уудЛичностные ууд• понимать значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города;
• уметь рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох: античном, готическом, романском, ренессансе, барокко, классицизме;
• создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе; • развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности Познавательные:
• проследить, как в материальной культуре разных эпох и народов отражается мировоззрение человека, его отношение к себе, миру.
Регулятивные:
• работать по плану, сверяясь с целью;
• планировать деятельность в учебной ситуации, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).
Коммуникативные:
• учиться задавать вопросы;
• использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;
• определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность, понимать позицию другого • осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
• понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• проявлять интерес к архитектурно-художественным стилям;
• проявлять познавательную активность;
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
Методы и формы обучения Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, выставка работ учащихся. Формы: индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы • Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://rll.wikipedia.org/wiki/
• Режим доступа: http://www.artsait.ru
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Материалы: карандаш, бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов, фотоизображения; ватман; журналы, фото- графии
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентации «Канон архитектуры», «Архитектурный стиль». Фотографии и репродукции зданий различных стилей
Основные понятия и термины Стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляе-мая деятельность учащихся Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Проме-жуточ-ный конт-роль1 2 3 4 5 6 7
I. Органи-зацион-ный момент
Беседа
- Рассмотрите фотографии различных зданий. Найдите в них несколько отличий.
- Очень давно люди научились строить своё жилище. Развивался человек, развивались наука и опыт, традиции, новые технологии меняли облик городов, зданий, пока не возникли те города, в которых живём мы сегодня.
Познакомимся с этапами, которые прошла мысль человека, от пещер до небоскрёбов! Слушают учителя. Рассматривают здания и отвечают на вопросы, находят отличия архитектурных стилей
Фронталь-ная
Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; проявляют интерес к архитектурно-художественному облику города II. Изу-чение нового материала
Объяснитель-но-иллюстратив-ный
Организует эвристическую беседу.
- С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить». См. ресурсный материал (1) к уроку на с. 106.
Херсонес - древний античный город. Презентация «Канон архитектуры». (Слайды 2-6.) - Колонны - неотъемлемая часть любого античного города. Сделайте зарисовки колонн. Беломраморный мир античных строений представал в облике яркого солнечного света, воедино слитым с голубизной неба и природой Эллады.
Микены - город-крепость, построенный во 11 веке до н. э. Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Античный город рождал ощущение естественности красоты, творимой человеком, верящим в радость бытия и собственные силы. Соразмерность и художественная цельность - основа античного идеала красоты.
Эфес - древний город.
- Каковы основные характеристики античного зодчества?
Во-первых, это непременное наличие колонн. (Колония богатого греческого города Гераклеи Понтийской.)
Во-вторых, пропорции здания таковы, что его высота преобладает над шириной, причем достигается это именно наличием многочисленных колонн, поддерживающих потолочные конструкции. (Архитектура Древнего Рима.)
В-третьих, неотъемлемой частью античного здания являются свод, арка и купол. (Древний Рим.) Презентация «Канон архитектуры». (Слайды 7-9.)
- Выполните зарисовки сводов, арок, куполов античных зданий. Соедините прямоугольные формы с колоннами, арками и куполами. Создайте аппликацию образ античного здания.
- Предлагаю на листе ватмана, по прямоугольной сетке улиц, расположить получившиеся здания. Сравним его с городом того времени!
В итоге, словно по волшебству, стали возникать монументальные, четко симметричные здания. Просчитывалось и выверялось все: пропорции высоты и ширины сооружения, количество колонн с боков здания и в соответствии с этим их число на фасаде. Вычислялся в каждом отдельном случае даже диаметр колонн.
Древние Афины. В результате раскопок на землях Анатолии были найдены сотни античных городов. Некоторые из них до сих пор не подняты на поверхность, и на месте их обнаружения ведутся археологические работы.
Одно из старейших поселений в мире, известное ученым, находится на землях Анатолии - это Гёбекли -Тепе. В результате исследований в Гёбекли- Тепе был обнаружен храм, возраст которого превышает 11 000 лет. Хаттушаш - один из старейших городов Анатолии, предположительно был построен 5000 лет назад, отличался старейшими работами в области искусства и архитектуры. (Ворота в городе Хаттушаш.) В западной Анатолии было найдено множество древнейших полисов Эгейской цивилизации. Самый известный из них - Троя - был основан 5000 лет назад. Сегодня мы смотрим на архитектуру античности как на застывшие формы, подчиненные жестким, упорядоченным канонам. (Панорама Каппадокии.) Презентация «Канон архитектуры». (Слайды 10-14.) Слушают учителя, смотрят презентацию, обмениваются мнениями.
Знакомятся с античным городом как эталоном для подражания. Выполняют зарисовки.
Выполняют зарисовки.
Вырезают из белой бумаги элементы здания
и выполняют аппликативную работу. Соединяют получившиеся здания в единый город
Фрон-
тальная, индивиду-альная
Познавательные: понимают значение архитектурно-простраиственной композиционной доминанты во внешнем облике города; создают образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; учатся задавать вопросы, организовывать самостоятельную деятельность; излагают своё мнение; с помощью учителя планируют деятельность. Личностные: проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность
Практический, Творческий поиск
- Перед вами изображения различных зданий. Сейчас вы будете знакомиться с различными архитектурными стилями. По мере того, как вы будете узнавать о стиле, каждая команда будет выбирать соответствующие здания. 1-я команда - здания в готическом стиле,
2-я команда - здания в романском стиле, 3-я команда ренессанс, 4~я команда - барокко, 5-я команда - классицизм и б-я команда - модерн.
Разделимся на команды и начнём.
См. ресурсный материал (2) к уроку (с. 106) и презентацию «Архитектурный стиль».
-А теперь каждая команда выполнит коллаж - город из произведений одного выбранного архитектурного стиля, кроме зданий, можно использовать фотографии и вырезки из журналов различных предметов одного стиля.
-Внимательно про читайте задание в учебнике на странице 101
Делятся на 6 команд, смотрят презентацию, подбирают здания определённого стиля.
Из собранного материала и принесённых на урок журналов и фотографий создают коллаж
Групповая работа
Познавательные: осваивают основные этапы работы в группе; понимают особенности художественных стилей разных эпох: учатся создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе.
Регулятивные: планируют деятельность в группе; определяют способы достижения цели. Личностные: осознают свои интересы и цели; развивают художественные способности в процессе работы над коллажем
IV. Итоги урока. Рефлек-сия Анализ работ учащихся
Организует выставку работ.
-Расскажите о вашем городе. Что особенного в стиле ваших зданий и улиц? Что объединяет ваш город в единое целое? Оформляют выставку своих работ. Рассматривают работы. Каждая команда рассказывает о своём коллаже
Фронталь-ная работа. Групповая работа
Поэнаватеяьные: умеют рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох.
КОо'I1Jнуиllкаmuвnые: используют речевые средства
в соответствии с ситуацией; излагают своё мнение, понимают позицию другого. Регулятивные: оценивают конечный результат, степень
i и способы достижения цели
 Ресурсный материал к уроку 17 1. Первое русское поселение. (Слайд 2.) Планировка и строительство городов - это одна из областей архитектуры, она получила название «градостроительство». Античный город Хнерасполис. В античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Акрополь- политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц. Стремление к гармонии позволяло зодчим сочетать в планировке городов жёсткость прямоугольной композиции с разнообразием рельефа, свободой пространства и удобством для жизни.
2. Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон. Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов. Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу.
Романский стиль. Художественный стиль, господствовавший в Западной Европе с середины Х по XII век, - один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Архитектурные сооружения романского периода представляют собой массивные геометрические объёмы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами, орнамент используется редко. Основными постройками в этот период становятся храм-крспосл ь и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров. (Шпайерский собор. Слайды 3-4.) Готический стиль. Новый архитектурный стиль в ХУ веке получил название готики. Готический стиль, в основном, проявился В архитектуре ~ храмов, соборов, цеР1ШСЙ, монастырей, развивался на основе романской архитектуры. В отличие от романского стиля, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. (Храм Святого Благоверного князя Александра Невского в Петергофе. Слайд 5.) Возрождение (Ренессанс). Период развития архитектуры в европейских странах с начала ХУ до начала ХУН века. Особенное значение придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Развитие архитектуры Возрождения привело к нововведению в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики и документации. (Венский университет. 6.)
Барокко. Период начался в конце ХУI и завершился в конце ХУIII века. Архитектурные формы барокко подражали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу. (Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. Слайды 7-8.) Классицизм, ХVШ век возродил архитектурные формы античности. Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Для классицизма свойственна сдержанность декоративного убранства (К. Реп. Королевский госпиталь. Гринвич. Слайд 9.) Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены ещё в Византии, а затем в древнерусском государстве. Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях. Первой каменной церковью древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Софийский собор в Киеве, построенный в ХI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе. Успенский собор на Городке в Звенигороде- один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольный четырехстолпный храм, увенчанный одним куполом. Самым известным памятником архитектуры XVI века является храм Василия Блаженного. С 1680 по 1700-е годы получает развитие московское барокко. Главным представителем данного стиля являлся Варфоломей Варфоломеевич Растрелли - создатель Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Выдающиеся русские зодчие Василий Иванович Баженов, Матвей Фёдорович Казаков стремились сочетать классические принципы античного искусства с развитием национальных традиций. Царицыно - дворцово-парковый ансамбль, над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи - Василий Баженов и Матвей Казаков. В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир, Шедевром ампира принято считать построенный по проекту А. Д. Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806-1823). В середине XIX века исчезает чистота стиля и можно наблюдать смешение стилей - эклектику. Этот процесс происходит не только в России, но и в европейской архитектуре. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре: Михаил Дормидонтович Быковский, Константин Андреевич Тон, Андрей Иванович Штакеншнейдер и др. (Большой Кремлевский дворец, архитектор К. А. Тон.) Поворот к рационализму поддерживался архитектурной критикой в России середины XIX-XX вв. Появились архитекторы, которые осуждали эклектику и искали новые направления зодчества. Широкое использование металлических и железобетонных конструкций и структур способствовало созданию больших пролетов и пространств, особенно необходимых для торговых, банковских, транспортных, промышленных и других общественных зданий. Для освещения залов и галерей устраивались большие витражи и фонари верхнего света. В жилых домах получили распространение эркеры - иногда в несколько этажей, а окнам придавалась различная конфигурация. Все эти нововведения резко изменили внешний вид зданий, придавая им индивидуальный архитектурный облик. Возник архитектурный стиль модерн. Гостиница «Метрополь» - Вильям Валькот разработал первоначальный проект. Русский модерн вскоре стал разделяться на различные ветви. Архитекторы в своем творчестве опирались на классическое наследие. Даже самые видные модернисты, такие как Ф. И. Лидваль, Ф. О. Шехтель, И. А. Иванов-Шиц и др., работали в ретроспективных формах, стилизуя их в духе новых требований. (Гостиница «Астория», архитектор Ф. И. Лидваль. Слайды 10-20.)