Урок изобразительного искусства в 6 классе на тему Русский народный костюм


Урок изобразительного искусства в 6 классе
на тему «Русский народный костюм»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока:
1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма;
2. воспитывать интерес к народной культуре;
3. развивать творческую самостоятельность.
Задача урока: выполнить эскиз русского народного костюма.
Оборудование и материалы:
Фотографии и репродукции картин художников с изображением русского народного костюма.
Методическое пособие: «Этапы рисования русского народного костюма».
3.     Музыкальный ряд: русские народные песни.
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Этапы урока, содержание. примечания
Организационный этап.
Приветствие учителя.
Отмечание отсутствующих.
Проверка готовности к уроку.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель урока (формулируют школьники):
1. познакомиться с видами и символическим значением русского народного костюма;
2. воспитывать интерес к народной культуре;
3. развивать творческую самостоятельность.
Задачи урока (формулируют школьники): выполнить эскиз русского народного костюма.
Актуализация знаний.
- Одежду на Руси всегда очень ценили и берегли , передавали из поколения в поколение. Даже в настоящее время можно увидеть русский народный костюм.
- Кто из вас видел русский народный костюм? (ответы детей)
- Где вы видели русский народный костюм? (ответы детей)
- Что вы знаете о русском народном костюме? (ответы детей).
- Чем отличаются костюмы?
Первичное усвоение новых знаний.
- В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности в одежде.
Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.
Ткани, цвет, орнамент (сообщения обучающихся)
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры тканые и вышитые выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.
- Рассмотрим мужской праздничный костюм.
Мужской костюм (сообщения обучающихся)
Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой).
Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы  зимой — овчинные нагольные шубы.
Мужская обувь — сапоги или лапти с онучами и оборами.
Женский костюм (сообщения обучающихся)
Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — поневы.Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.
Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, поневы, передника, нагрудника, создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники «сороки», разнообразные повязки и венцы.
Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.
Первичная проверка понимания.
Обобщение и закрепление изученного на уроке материала.
- Что нового вы узнали на этом уроке? Давайте кратко вспомним.
- Что интересного узнали на уроке?
Первичное закрепление.
Игра: женский и мужской русский костюм.
Сейчас вам предстоит выполнить эскиз русского народного костюма (выполнение творческого задания).
Учитель проводит фронтальную и индивидуальную работу, совместно с учащимися уточняет композиционный замысел каждого рисунка, линейное построение костюма, контролирует проработку цветом костюма; роспись элементов узора; орнаментированная роспись украшений и частей костюма.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Д/з: Узнайте, какие существуют народные праздники, историю их возникновения и особенности празднования.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Посмотрите работы друг друга. Оцените работы и аргументируйте оценку.
- Что значат слова: кичка, понева, зипун, душегрейка, шаровары, повойки, венцы, коты, кушак? - Что нового узнали на уроке?
- Что ещё хотите узнать о русском народном костюме?
На уроке вы были внимательны, активны в работе, правильно отвечали на вопросы, анализировали работы.
Сегодня вы открыли для себя еще одну страницу русской истории.
На этом наш урок окончен. Скажем друг другу до свидания!Слайд 2.
Слайд 3,4, 5.
Слайд 6,7.
Слайд 8,9, 10.
Слайд 8, 9
Слайд 10, 11, 12, 13.
Индивид. Помощь и консультирование
Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка.
Ответы на вопросы