Урок по краеведению «Русский крестьянский костюм в Самарском Поволжье»


Уроки истории и обществознания по ФГОС в 5 классе: перспективы, проблемы и пути решения.
Сегодня перед школой встала проблема успешного усвоения учащимися новых знаний, самостоятельно и без формирования универсальных способов деятельности не обойтись. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Я, конечно, работаю только две четверти по ФГОС .Но кое-какие выводы для себя сделала. В целом хотелось бы отметить, что уроки по ФГОС носят в основном положительный характер. Сейчас практически нет той практики, когда учитель работал фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником, т.е. когда никакого неформального общения не может быть. На уроках истории и обществознания необходимо формирование следующих видов универсальных действий: установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность; планирование и прогнозирование, контроль и оценка; общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действий; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Теперь главная проблема – как формировать эти умения? Я считаю, что для этого нужно отказаться от традиционных технологий и использовать интерактивные методы работы на уроке.
Как проходит мой обычный урок? Я вызываю ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставлю оценку, спрашиваю следующего, в это время остальная часть класса работает с самостоятельными заданиями. Вторая часть урока – я объясняю новую тему и задаю домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных приемах ФГОС то, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников.
На уроках пятиклашкам очень нравится работать в группах, особенно если это работа над проектом. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
На своих уроках использую технологии критического мышления «Шесть шляп мышления». (Вместо шляп у нас кольца). В основе данного метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. «Примеряя» на себя шляпу определенного цвета, мы учимся думать в заданном направлении, а смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций. Ученик, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в этот момент тип мышления, который с ней ассоциируется.
Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. Какой мы обладаем информацией? Какая информация нам нужна?
Красная шляпа: чувства и интуиция. Участники высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопрос.
Черная шляпа: Черная шляпа помогает видеть все негативные стороны события, явления, проблемы.
Желтая шляпа: поиск достоинств, преимущества и позитивных сторон рассматриваемой темы, помогает найти положительные стороны ситуации, увидеть плюсы явления. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Зеленая шляпа: придумываем новые идеи, исследуем возможности. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя шляпа: управляет процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Метод «Шести шляп» можно использовать и на уроках истории и обществознания. Например, на уроке обществознания в 5 классе по теме «Свободное время: польза или вред».
Образовательная технология «Дебаты» способствует созданию устойчивой мотивации к обучению, а элемент состязательности на уроках стимулируют творческую, поисковую деятельность и тщательную проработку материала. Например, урок истории в 5 классе по теме «Человек творец или разрушитель».
К числу наиболее успешных приемов изучения истории хотелось бы назвать следующие: Фишбоун (рыба), SWOT, прием «своя опора». Теперь по новым стандартам и задания для учащихся сформулированы по-новому, интереснее. Например: по теме «Древнее Двуречье» задан вопрос «Почему богатые люди в завещании своим родственникам оставляли деревянные табуретки?».
В заключении, можно сказать, что по моему мнению в стандартах нового поколения больше плюсов, чем минусов. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.