Разработка занятия кружка Умелые ручки г.Кемерово МАУ Культурный центр на тему Изготовление кукол из поролона к встрече масленицы


Разработка занятия кружка «Умелые ручки»
Тема: «Изготовление кукол из поролона к встрече масленицы»
Цель занятия: организация практической творческой деятельности, направленной на овладение способа изготовления куклы из поролона, изучение национальной культуры и традиций празднования масленицы.
Оборудование: поролон, синтепон, ткань х\б, нитки, тесьма, лента, ножницы, швейные иглы
Ход занятия
Этап Содержание Результаты
I Этап Организационный этап
Цели этапа:
Включить в самостоятельную познавательную деятельность.
Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»
Скоро праздник Масленица и нам потребуются его атрибуты ( чучело Зимы, костюм Весны, венки с лентами, макет солнца и конечно масленичные куклы)
II Этап
Актуализация субъективного опыта.
Цель: Актуализация субъектного опыта в решении проблемной ситуации.
Проблемная ситуация:
Что вы знаете о народных куклах? (назначение, материал, способ изготовления, украшение)
традиционная русская кукла может показаться нам простоватой, но  куклы очень разнообразны и по своему назначению, и по своей форме, и по декоративному исполнению.
Просмотр иллюстраций, сообщений и презентации
Что символизирует кукла?
Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей. Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.
Почему кукла была безликая?
Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Cмысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные – все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком “гробовом” молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.
III. Этап Этап постановки целей и задач занятия
Цели этапа:
-развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа;
-воспитать любовь к русской культуре и традициям.
Нам предстоит познакомиться со старинной лоскутной куклой, вы научитесь сами изготавливать куклу, которая является прародительницей современной куклы. Личностные (действия смыслообразования, установление связи между целью, практической деятельностью и её мотивом)
Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)
IY Этап Основной этап: деятельностный (практическая работа )Цели этапа:
развивать у практические и творческие умения и навыки Отработать практические навыки и умение вести познавательный диалог по практическому заданию, вступать в беседу
Мы будем изготавливать куклу с помощью поролона, так как нам нужна крепкая основа для крепления куклы на палку. А детали туловища и одежды мы будем обрабатывать ручными и машинным швами
Инструктаж 1.
Организация рабочего места Инструктаж 2.
ПТБ при швейных работах
1.Нарезать полоски из поролона (2 штуки для туловища и 1 –для рук) 2. Перехватить шнуром основание головы и тела. Обернуть часть для головы синтепоном.
3.На противоположные углы квадрата настрочить прямоугольники для формирования рукавов.
4. Обернуть квадратным куском ткани голову и вставить части рук в рукава. Сшить рубаху прямого покроя с отделкой тесьмой. 5. Сформовать дополнительными частями поролона обувь
6. Раскроить и сшить штаны 7. Сшить из двух прямо-угольников портянки и лапти
Это интересно!
Самая первая кукла на Руси делалась из золы. В золу добавляли воду, скатывали в шарик, затем украшали тканью. Получалась «баба» - женское божество. «Баба» передавалась по наследству, от бабушки к внучке и дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага, она охраняла, лечила, защищала от злых сил. Выбрасывать их было нельзя, считалось большим грехом, поэтому их хранили в сундуках.
Тряпичная кукла- эта кусок ткани, свернутый в «скалку», и обтянутое белой тряпицей лицо, лицо не рисовали, такая безликая кукла служила оберегом. Делали её без иголки и без ножниц. Нельзя было ни уколоть, ни порезать, ведь этот талисман должен был оберегать. Считалось, что безликая кукла должна переживать, радоваться вместе со своим хозяином. Это было чудо: из нескольких тряпочек, часто без рук, без лица. Игрушки не разбрасывали как попало, их хранили в корзинах, коробах. Кукла являлась продолжение рода.
Y Этап Закрепление
Цель этапа:
Обобщить полученные знания и навыки Установление связи между целью деятельности, её мотивом и результатом
YI Этап Демонстрация готовых кукол.
Защита своей работы
YII Этап Рефлексия.
Цели этапа:
Оценить собственную деятельность на уроке
Объективное оценивание своей работы
YIII Этап Заключительный этап.
Уборка рабочего места