«Гидротехнические сооружения Саратовской области и гидродинамические аварии»


Здравствуйте ребята.
--Сегодня мы с вами поговорим на тему (СЛАЙД) «Гидротехнические сооружения Саратовской области и гидродинамические аварии»
--Как вы считаете какова будет цель нашего урока? (узнать о гидродинамических сооружениях Саратовской области и видах опасности при их авариях)
(СЛАЙД)
--На территории Саратовской области находится более 3000 гидротехнических сооружений водохранилищ и прудов и 13 противопаводковых защитных сооружений. 
Около города Балакова плотина Саратовской гидроэлектростанции (слайд)образовала седьмое по счету Волжское водохранилище. По мощности гидростанция занимает третье место на Волге после Волгоградской и Куйбышевской.
--Давайте, по карте Саратовской области определим, где же находится город Балаково.(Слайд) (работа с картой 1)
--Давайте постараемся найти эту станцию на карте Саратовской области.(слайд) (работа с картой 2)
--Обратите внимание, что рядом с Саратовской ГЭС находится Саратовское водохранилище. Найдите его на карте.
Как вы считаете для чего необходимо это водохранилище? Выберите ответы из списка, который лежит перед вами.
Для чего необходимо водохранилище?
Промышленное водоснабжение
Коммунальное водоснабжение
Отдых
Энергетика
Орошение
Рыболовство
Водное передвижение
--Правильно, ребята,(СЛАЙД)Водохранилище создано для целей энергетики и водного транспорта, используется для промышленного и коммунального водоснабжения, орошения и рыболовства.
--Гидроэлектростанции это творение рук человека и поэтому, иногда на них могут происходить аварии.
--Ребята, мы с вами подошли к очень важному и волнующему всех вопросу. Что же такое  гидродинамическая авария?
Гидродинамическая авария (ГДА) - это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.
--Как вы считаете, какие причины могут спровоцировать аварию на ГЭС?
природные явления или стихийные бедствия (землетрясения, обвалы, оползни, разрушение  плотины паводковыми водами, размыв грунтов, ураганы и т.п.);
техногенные факторы (разрушение конструкций сооружения, ошибки в проектировании и  эксплуатации, износ и старение оборудования, нарушение режима водосбора и др.);
ЧС военного времени: современные средства поражения (ССП) и террористические акты. 
--К каким последствиям может привести такая авария?
(Угроза жизни и здоровью людей: утопление, переохлаждение в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, дефицит электроэнергии и спад производства;  поражение людей, гибель животных, разрушение зданий и сооружений, дорог, мостов, линий электропередач волной прорыва;   разрушение системы водоснабжения, канализации, в результате чего возникает опасность возникновения инфекционных заболеваний;  затопление больших территорий, населенных пунктов, смыв плодородного слоя почвы , порча материальных ценностей водой, загрязнение окружающей среды).
--Попробуйте, работая в парах правильно соотнести понятия приведённые в таблице.
1 Покрытие территории водой. А зона катастрофического затопления
2 Часть зоны затопления в пределах которой распространяется волна прорыва. Б гидродинамически опасный объект 
3 Зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности. В поражающие факторы гидродинамической аварии
4 Сооружение с разницей уровня воды. Г гидродинамическая авария.
5 Образование волн прорыва,  угроза жизни и здоровью людей. Д затопление.
--А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Правильные ответы.  (слайд).1-д. Покрытие территории водой - затопление.2-а. Часть зоны затопления в пределах которой распространяется волна    прорыва - зона катастрофического затопления.3-г. Зона  затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности - гидродинамическая авария.4-б. Сооружение с разницей уровня воды - гидродинамически опасный объект.5-в. Образование волн прорыва,  угроза жизни и здоровью людей - поражающие   факторы ГДА
--Какие же действия мы должны предпринять в случае таких аварий? Давайте посмотрим видео (видео)
--Так какие же действия нам необходимо предпринять в случаи аварии на гидротехнических сооружениях?
-- Ребята давайте вспомним какова же была тема урока.
-- А какие цели мы ставили перед собой?
-- Добились ли мы поставленной цели?
-- Что нового вы узнали на уроке?
-- А теперь давайте попробуем самостоятельно оценить свою работу на уроке по вот такому плану (СЛАЙД) и выставить себе отметку. Кто желает оценить свою работу на уроке?
-- На этом наш урок окончен, всем спасибо за активную работу!