Календарно-тематическое планирование 5 класс к учебнику Биология 5-6 класс под редакцией В.В. Пасечника


Календарно-тематическое планирование
5 КЛАСС
№ п/п Дата Кол-во часов Тема урока Элементы содержания Тип урока Универсальные учебные действия
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные
план факт Раздел « Введение. Биология как наука» (6 ч.) (в т.ч. модуль «Занимательная биология» (1 ч.) 1. 1ч Биология-наука о живой природе
Биологические науки.
Значение биологических знании.
Биосфера. Профессии, связанные с биологией. Урок открытия новых знаний умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний оценивать результаты выполненного задания.
проявлять интерес к изучению темы; ценностное отношение к биологии как науки помогающей решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на планете.
2. 1ч Методы изучения биологии. Основные методы изучения биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Измерительные приборы. Урок открытия новых знаний овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
3. 1ч Как работают в лаборатории. Правила техники безопасности в кабинете биологии. Лабораторное оборудование
Комбинированный овладевать основными приемами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
преобразование практической задачи в познавательнуюумение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
4. 1ч Разнообразие живой природы. Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножениеКомбинированный классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции оценивать результаты выполненного задания по учебнику Осознавать единство и целостность окружающего мира.
5. 1ч. Среды обитания организмов. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания
Урок открытия новых знаний выявление приспособлений организмов к среде обитания; развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей.
умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
оценивать результаты выполненного задания по учебнику осознавать единство и целостность окружающего мира.
6. 1ч Модуль
«Занимательная биология».
Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Фенология.
Биоритмы.
Фотопериодизм.
Многообразие живых организмов. Экскурсия знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий экскурсии. умение организовать выполнение заданий учителя согласно уста-новленным правилам работы в природе. умение применять полученные на уроке знания на практике.
Раздел: «Клетка-основа строения и жизнедеятельности организма»(9часов) (в т.ч. модуль «Занимательная биология» (2 ч.)7. 1ч. Увеличительные приборы.
Лабораторная работа№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» Увеличительные приборы (лупы, микроскоп). Строение микроскопа: окуляр, объектив
Комбинированный знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа. Признавать право каждого на собственное мнение; уметь слушать и слышать другое мнение.
8. 1ч. Лабораторная работа№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы » Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов Открытие клетки.
Урок-практикум овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
9. 1ч. Химический состав клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Комбинированный умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы
умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Оценивать результаты выполненного задания по учебнику осознавать потребность и готовность к самообразованию
10. 1ч. Модуль «Занимательная биология». Экспериментальная работа: «Органические вещества клетки» Обнаружение органических веществ в клетках растений Урок-практикум овладение экспериментальным методом биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
11. 1ч. Строение клетки. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды, генетический материал.
Урок открытия новых знаний различение на таблицах частей и органоидов клетки ; преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции оценивать результаты выполненного задания по учебнику умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
12. 1ч. Лабораторная работа№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» Строение микроскопа. Приготовление микропрепарата. Основные части клетки.
Урок-практикум сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы
13. 1ч. Пластиды. Лабораторная работа№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты
Комбинированный овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное;
приобретение элементарных навыков работы с приборами. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
14. 1ч. Жизнедеятельность клетки. Процессы жизнедеятельности клетки: раздражимость, деление, рост клетки. Комбинированный выделение существенных признаков биологических объектов и процессов
умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Самооценивание и оценивание работ сверстников
умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
15. 1ч. Модуль «Занимательная биология». Исследование «Клетка-основа строения и жизнедеятельности организма»
Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).
Урок-практикум умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции оценивать результаты выполненного задания по учебнику осознавать потребность и готовность к самообразованию
Раздел «Многообразие организмов» (21 часов)15(в т.ч. модуль «Занимательная биология» (6 ч.)16. 1ч Классификация организмов. Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Основные таксономические единицы: царство, вид. Комбинированный выделять существенные признаки представителей разных царств природы; определять принадлежность биологических объектов к систематической группе (классифицировать) умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
17. 1ч. Строение и многообразие бактерий. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение Урок открытия новых знаний выделение существенных признаков биологических объектов и процессов
умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
18. 1ч. Модуль « Занимательная биология» Конференция «Роль бактерий в природе и жизни человека» Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека Урок- конференция умение работать с дополнительной литературой, находить в ней нужную информацию умение строить эффективное взамодействие с одноклассниками самооценивание и оценивание работ сверстников
умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
19. 1ч. Строение и многообразие грибов. Среда обитания и многообразие грибов. Грибница. Плодовое тело. Съедобные и ядовитые грибы. Роль в природе и жизни человека. Урок открытия новых знаний определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
20. 1ч. Лабораторная работа№5 « Изучение строения мукора и дрожжей» Плесневые грибы. Особенности строения мукора и дрожжей. Урок-практикум овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
21. 1ч. Характеристика царства Растения Разнообразие растений. Высшие и низшие растения. Слоевище, ткань, орган. Характерные признаки растений. Урок открытия новых знаний выделение существенных признаков биологических объектов и процессов
умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Эстетическое восприятие природы
22. 1ч. Водоросли. Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.
Урок открытия новых знаний строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных связей.
Умение сформулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представить и защитить; учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
23. 1ч. Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Симбиоз. Урок открытия новых знаний развивается умение работать
с текстом и иллюстрациями учебника умение организовать выполнение заданий учителя эстетическое восприятие природы
24. 1ч. Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Урок открытия новых знаний развивается умение выделять
существенные признаки высших споровых растений
и на этом основании относить мхи к высшим споровым
растениям.
Умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Оценивать результаты выполненного задания по учебнику эстетическое восприятие природы
25. 1ч. Семенные растения. Голосеменные растения, особенности строения. Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.
Урок открытия новых знаний развитие умения выделять
существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями умение сформулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представить и защитить; учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
26. 1ч. Модуль « Занимательная биология» Выполнение проектов « Многообразие голосеменных и покрытосеменных растений» Многообразие голосеменных и покрытосеменных растений. Урок- проект приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебного проекта самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию
27. 1ч. Модуль « Занимательная биология»
Защита проектов« Многообразие голосеменных и покрытосеменных растений» Многообразие голосеменных и покрытосеменных растений. Урок- проект приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции самооценивание и оценивание работ сверстников
опыт представления результатов собственных исследований по теме
28. 1ч. Царство Животные Общие признаки животных. Значение в природе. Охрана животного мира. Урок открытия новых знаний Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения. Умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
29. 1ч. Подцарство Одноклеточные. Особенности строения, жизнелеятельности, роль в природе. Урок открытия новых знаний преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу )умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками оценивать результаты выполненного задания по учебнику 30. 1ч Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Многоклеточные. Беспозвоночные: губки, кишечнополостные, иглокожие, черви,моллюски,членистоногие. Урок открытия новых знаний выделение существенных признаков биологических объектов и процессов
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
31. 1ч. Позвоночные животные. Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Урок открытия новых знаний преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу )умение сформулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представить и защитить; учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем оценивать результаты выполненного задания по учебнику умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
32. 1ч. Модуль « Занимательная биология» Выполнение проектов «Многообразие живой природы. Охрана природы» Систематизация и обобщение понятий раздела. Умение работать с дополнительной литературой, находить в ней нужную информацию сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебного проекта самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
33. 1ч. Модуль « Занимательная биология» Защита проектов «Многообразие живой природы. Охрана природы» Систематизация и обобщение понятий раздела. Урок- конференция приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции самооценивание и оценивание работ сверстников
опыт представления результатов собственных исследований по теме
34. 1ч. Модуль « Занимательная биология» Игра « Этот удивительный мир живых организмов» Систематизация и обобщение понятий раздела. Урок-игра сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий игры самооценивание и оценивание работ сверстников
осознавать потребность и готовность к самообразованию
35. 1ч. Повторительно-обобщающий
урок. Итоговое контрольно-измерительное тестирование. умение организовать выполнение заданий учителя умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.