Клетка единица строения и жизнедеятельность растительного организма


УРОК ИГРА
Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма - 5 класс
Цели: углубить и обобщить знания учащихся о строении организмов; провести тематический контроль знаний; развивать умения сравнивать, обобщать, логически мыслить, делать выводы; развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе, осуществлять экологическое образование и воспитание, формировать культуру общения во время соревнования, приобщать учащихся к научному творчеству.
Оборудование: таблица «Строение растительной клетки», «Ткани растений», микроскоп.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
ХОД УРОКА
I.Организационный этап
Дети заходят в класс, выбирают любую фигуру любого цвета и рассаживаются за столы по группам, соответствующие выбранной фигуре.
II.Мотивация учебной деятельности
Прибавив рост вещей,
оно, коль нам потребно.
Являет трав разбор
и знание врачебно,
Коль много микроскоп
нам тайности открыл,
Невидимых частиц
и тонких в теле жил.
М. В. Ломоносов
Учитель. О каких невидимых частицах и жилках идет речь в этих строках? (О клетке)
Сегодня на уроке мы объясним значение темы нашего урока. Этот урок позволит выявить, как вы умеете применять полученные на предыдущих уроках знания в новых, необычных ситуациях.
III. Обобщение и систематизация знаний
Команды по очереди отвечают на вопросы. Берутся по одному участнику от команды. За правильный ответ он получает баллы, которые засчитывается командам.
•Кто первый сконструировал микроскоп? (Р. Гук)
•Кто открыл клеточное ядро? (Р. Броун)
•Кто усовершенствовал микроскоп? (А. Левенгук)
•Кто ввёл понятие ткань? (И. Грю)
• Кто первым увидел живые клетки? (А. Левенгук)
•Когда открыли хлоропласты? (В 1883 г.)
•Кто назвал клетки «клетками»? (Р. Гук)
•Кого считают «отцом» ботаники? (Теофраста)
•Кого считают «королём» ботаники? (К. Линнея)
К доске прикреплена «ромашка», на лепестках которой с обратной стороны записаны название частей клетки. Команды по очереди отрывают лепесток, называют написанную на нём часть клетки и рассказывают о её функциях.
В этом конкурсе участвуют по одному человеку из команды. Время их работы — 20 минут. Приглашают к работе конструкторов, способных создать... Ваша задача — с помощью цветной бумаги, ножниц, фломастеров, карандашей, пластилина создать и прорекламировать учебное пособие — клетка. (Правильно изобразить и расположить все органоиды клетки)
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1.Клубни картофеля, особенно очищенного при варке, становятся рассыпчатыми. С чем это связано?
2.Любая растительная клетка имеет плотную оболочку. Каким же образом вода и растворённые в ней вещества попадают из одной клетки в другую?
3.Плоды томата сначала зелёные, а затем краснеют. С какими изменениями в клетках плодов это связано?
Объясните пословицы на «цитологическом» языке.
1)Без хозяина — дом сирота.
(Ядро — регулирует все процессы в клетке)
2)Какой палец не укуси — всё больно. Что можно подразумевать под пальцами и болью?
(Если повреждается любая органелла, происходит нарушение строения и жизнедеятельности клетки или гибель клетки)
3)Капля мала, а по капле — море.
Замените слово «капля» на слово «клетка», а слово «море» — на «органелла». Какой можно сделать вывод? (Организм имеет клеточное строение)
Вот нашли такую шпаргалку, но в ней некоторые слова разорваны и ее невозможно, прочитать.
Обновите её содержание.
Органы, частиФункции
ВинтыНаводится чёткость изображения
ЯдроОсновная часть клетки
ПластидыЗелёные пластиды
ВакуольСодержит клеточный сок
ТубусГлавная часть микроскопа
ОболочкаПокрывает сверху клетку

Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клетки и прочитайте криптограмму.
Учащимся предлагается тест, при помощи которого осуществляется письменный контроль знаний.
IV.Итог урока
Подводят итоги конкурсов и объявляют победителей. Учитель анализирует результаты работы, привлекая при этом учащихся к оценке знаний.
V.Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на тему «Путешествие по растительной клетке», придумать загадки, стихотворения или кроссворд на цитологическую тему.