Обобщение педагогического опыта работы в БОУ «В-Ольшанская сош» Должанского района Орловской области по профилактике ДДТТ



Обобщение педагогического опыта работы
в БОУ «В-Ольшанская сош» Должанского района Орловской области по профилактике ДДТТ
Введение. Обоснование проблемы.
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно – транспортных происшествий. Причём несчастные случаи происходят как на больших транспортных магистралях, так и на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома, т.е. на улице.
Часто основными причинами ДТП являются: неумение оценить дорожную обстановку; незнание мер обеспечения безопасного движения; отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению; нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежение ими; подчинение неверным, опасным привычкам поведения на улице; неосознанное подражание другим лицам, нарушающим правила безопасного движения; недисциплинированность, потеря бдительности.
Трагическая статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда в 6-7 лет ребёнок становится участником дорожного движения, встаёт проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований дорожного движения.
Прогнозы Всемирной организации здравоохранения неутешительны: количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в ближайшие годы будет расти. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. А одним из институтов, играющих важную роль в решении этой проблемы, является институт образования, в нашем случае школа. Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является одной из важных составляющих частей воспитательного и образовательного процесса. Данное направление предполагает формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения и их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности, воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Особенностью В-Ольшанской средней школы является необходимость доставки учащихся из близлежащих сел. Организован ежедневный подвоз учащихся, что создаёт дополнительные требования к обеспечению безопасности школьников, к наличию прочных знаний правил дорожного движения и их соблюдения. Помимо регулярных перевозок учащихся от места проживания к месту обучения и обратно, систематически производится перевозка учащихся по району с целью участия в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях, прохождения итоговой аттестации учащихся 9-11 классов и другие мероприятия в рамках Национального проекта «Образование».
Основные ориентиры работы
Придавая важное значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ), педагогический коллектив МОУ «В-Ольшанская СОШ» свою работу ведет в тесном контакте с работниками ГИБДД, администрации сельского поселения и родителями.
Сформировавшаяся за годы программа работы базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики ДДТТ относительно всех субъектов образовательного процесса и направлена на решение следующих задач:
*предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов;
*сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (далее - ПДД);
*отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы;
*применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах, дорогах и во дворах;
*поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;
*использовать материально-технический потенциал школы и особенности воспитательной системы образовательного учреждения для обучения безопасному поведению на дороге и воспитания грамотных участников дорожного движения;
*решать вопросы профилактики ДДТТ комплексно, соединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания.
Содержание деятельности
В соответствии с планом профилактической работы по предупреждению ДДТТ проводится работа по всем направлениям и со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса: с учителями, родителями, обучающимися.
В целях повышения эффективности работы по профилактике ДДТТ педагогам БОУ «В-Ольшанская сош» оказывается методическая помощь и поддержка для проведения занятий с обучающимися и родителями по правилам безопасного поведения на дороге. Вопросы изучения ПДД рассматриваются на заседаниях методического объединения классных руководителей. Создана информационная база методических материалов по БДД "В помощь учителю», ведется работа над сценариями внеклассных массовых мероприятий по БДД.
Как научить ребёнка сознательно относится к выполнению ПДД? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо всё это соединить в единую целостную систему непрерывного обучения детей, которая складывается из следующих компонентов:
факультативных занятий;
внеурочной деятельности;
кружковой работы;
урочной деятельности.
-1035053043555В рамках государственных стандартов обучение правилам дорожного движения проводится по учебной программе курса основ безопасности жизнедеятельности: отдельные темы рассматриваются в 5-11 классах. Работа с обучающимися строится с учетом возрастных особенностей детей и ведется с применением различных форм (индивидуальная работа, фронтальное или групповое обучение) и методов (словесный, наглядный, практический) работы.
33489906577330Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Изучение ПДД начинается уже с первого класса на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности. Кроме традиционных профилактических бесед, в занятия включаются в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и специальные элементы: чтение стихов, прозы, разучивание музыкальных произведений о светофоре, дорожных знаках, проведение динамических пауз, игр на внимание, где, используя ситуационный метод, разбираются ошибки в поведении пешеходов, конкурсов, в которых ребята не только воспроизводят свои знания ПДД и истории их возникновения, но и выполняют творческие задания. В течение учебного года учителями начальных классов организуется самостоятельная игровая деятельность детей младшего школьного возраста по изучению правил дорожного движения с использованием настольных игр, а так же конкурсы творческих работ среди обучающихся начальной школы по тематике дорожной безопасности «Дорога и мы». Формирование устойчивых навыков безопасного поведения детей на улицах происходит и на часах общения, которые включены в воспитательные программы классных руководителей и проводятся один раз в четверть. Тематика их разноплановая: «Почему дети попадают в дорожные аварии», «Статистика ДТП. Примеры и последствия наездов на пешеходов, «Поведение участников и очевидцев ДТП», «Обязанности пешеходов», «ПДД: история появления и значение», «Правила езды на велосипеде» и т.д.Постоянным напоминанием обучающимся о том, как себя вести на дороге, является памятка школьнику «Безопасность на дороге».
368302023110По национальному проекту «Образование» школой получено два автобуса. Для 58 обучающихся организован подвоз. В школе имеется паспорт дорожного движения. Администрацией школы совместно с профсоюзным организацией разработано положение об организованных перевозках обучающихся и воспитанников, должностная инструкция водителя школьного автобуса, инструкции для обучающихся по технике безопасности при поездках в школьном автобусе, а также должностная инструкция сопровождающего, который является ответственным лицом за детей во время перевозки на школьном автобусе. С обучающимися в начале учебного года, перед поездками классов за пределы ОУ проводятся обязательные инструктажи по обучению детей младшего, среднего и старшего школьного возраста правилам безопасного поведения на дороге, культуре поведения на улице и в общественном транспорте. Предусматриваются обязательные беседы в классах (иногда с привлечением сотрудников ГИБДД) по фактам нарушения правил дорожного движения, которые выявляются во время проведения операции «Внимание - дети!». Но надо сказать, что подобных случаев у нас в школе нет.
Для проведения работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучения правилам дорожного движения в школе создана необходимая материальная база: имеются плакаты на тему «Безопасность на улицах и дорогах», электронные версии программ и фильмов по ПДД ( «Безопасность на улицах и дорогах», «Азбука пешехода», сборник мультфильмов по ПДД «Смешарики», «Азбука дорожной науки», «Не игра»), выписывается газета «Добрая дорога детства». Есть школьный и классные уголки ПДД, создан и постоянно обновляется информационный стенд «Добрая дорога детства». В компьютерном классе ребята изучают правила дорожного движения, основы первой медицинской помощи, в онлайн-режиме сдают экзамены по ПДД и готовятся к теоретическим конкурсам соревнования «Безопасное колесо». Инновационные технологии, используемые в работе с детьми по профилактике ДДТТ, направлены:
на повышение положительной мотивации к изучению ПДД;
создание проблемно-поисковых ситуаций, в которых учащиеся проявляют самостоятельность при решении поставленных задач;
развитие творческих и интеллектуальных способностей;
разностороннее развитие личности ребенка, его коммуникаций в обществе.
34696402437130Осваивая знания и практические умения по Правилам дорожного движения в системе деятельностного подхода с применением инновационных технологий, у учеников формируются ключевые компетенции, жизненные навыки, которые помогут им в реальной жизни.
Большую помощь в организации работы по изучению ПДД оказывает школьная библиотека, где работает постоянно действующая книжная и плакатная выставки для детей и взрослых в уголке безопасности дорожного движения, а также собрана видеотека и подборка литературы и дидактических пособий по ПДД.
В школе функционирует ЮИДовское движение, ориентированное на:
Обучение школьников правилам дорожного движения.
Привитие культуры безопасного поведения на дорогах, первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП.
Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций.
Развитие творческих способностей школьников.
Уровень подготовки детей отряда ЮИД предполагает:
* знание основных частей улицы и дороги, общих правил ориентации;
* знание названий, назначений дорожных знаков;
38925506887845* знание знаков и их назначение, мест установки, назначения дорожной разметки и виды;
* знание сигналов светофоров, регулировщиков;
* знание правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
*знание названий и видов транспортных средств, их назначение;
* знание основных требований правил безопасного поведения при езде на велосипедах;
* знание правил оказания первой медицинской помощи;
* умение безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог.
3692525415353536830608330Отряд ЮИД был создан в 2010г. Он насчитывает 14 человек. Руководит отрядом штаб ЮИД, который возглавляет преподаватель-организатор ОБЖ Дорофеев О.В. На каждый учебный год составляется программа работы отряда ЮИД. ЮИДовцы активно участвуют в различных общешкольных мероприятиях в рамках «Недели Безопасности Дорожного Движения», в течение учебного года выступают перед обучающимися школы. Члены отряда используют различные формы работы: театрализованные представления, выпуск материалов «Дорожная азбука», проведение викторин, выступление агитбригад, организуют конкурсы рисунков, плакатов. Традиционным стало проведение в начале и конце учебного года месячника «Мы выбираем жизнь!». Завершается он в первом полугодии общешкольным мероприятием, приуроченным ко Всемирному дню жертв ДТП – 21 ноября, а в мае – конкурсом «Безопасное колесо», так как в весенне-летний период происходит наибольшее число дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. Соревнования «Безопасное колесо» способствуют изучению и закреплению ПДД, закреплению навыков вождения велосипеда, изучению велотехники. Они состоят из нескольких этапов: это и знание ПДД, которое проверяется с помощью компьютера, и освоение трассы велофигур, и овладение навыками оказания первой медицинской помощи. Конкурс проводится в условиях, максимально приближенных к областному соревнованию.
41770307017385Для проведения таких мероприятий члены отряда в системе изучают ПДД, что дает им возможность объективно и грамотно оценивать работы учащихся, действия юных велосипедистов на соревнованиях «Безопасное колесо». Несколько лет подряд ЮИДовцы нашей школы занимают первое место в районном конкурсе «Безопасное колесо», а также принимают участие в областном конкурсе агитбригат, соревновании «Безопасное колесо», где в 2012г. и 2013 г. заняли второе призовое место в командном зачете, в 2015 году- третье. В последние годы обучающиеся нашей школы участвуют в областной олимпиаде по ПДД, показывают хорошие результаты.
Одним из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения по профилактике ДДТТ считается работа с родителями, поскольку основным способом формирования у детей навыков поведения является наблюдение, подражание взрослым и, прежде всего, своим родителям. В школе разработан примерный тематический план работы с родителями по теоретическому и практическому направлениям, имеющий целью поддержать у родителей обучающихся интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения. Родители активно привлекаются к оформлению уголков безопасности в начальной школе, выполнению различных домашних заданий, затрагивающих вопросы безопасного поведения детей на улице. Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «школа-дом» с указанием наиболее безопасного пути для школьника в школу и домой. Для родителей проводятся собрания, где отмечается ответственность взрослых в профилактике ДДТТ. На такие собрания приглашаются инспекторы отдела по пропаганде. Они подчеркивают роль взрослых в профилактике ДДТТ, проводят различные совместные акции («Внимание, дети», консультируют по вопросам безопасности детей на дорогах, помогают наглядным агитационным материалом.)
Для повышения эффективности работы по профилактике ДТП в школе создан Совет по профилактике безопасного движения, в который входят преподаватель-организатор ОБЖ, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, по одному классному руководителю от каждой образовательной ступени, представитель родительской общественности.
Мы уверены: только комплексная систематическая работа по профилактике ДДТТ может:
А) создать оптимальные условия для профилактики дорожно- транспортного травматизма среди обучающихся школы;
Б) вовлечь наибольшее число обучающихся и их родителей в изучение ПДД;
В) дать положительные результаты.
Практика показывает, что только воспитывая участников дорожного движения с раннего возраста, занимаясь ранней профилактикой ДТП, взаимодействуя с семьёй, сотрудничая с различными ведомствами, прежде всего, с ГИБДД, можно влиять на процессы стабилизации состояния аварийности на дорогах.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для учащихся:
По дороге из дома в школу, сколько автодорог ты переходишь?
А) 1
Б) 2
В) больше 3
По каким опознавательным знакам ты двигаешься?
А) По светофору или зебре
Б) Перехожу там, где мне удобно
3. Откуда ты узнаёшь правила дорожного движения?
А) из книг и Интернета
Б) от родных
В) из школы
Анкета для родителей
Где вы узнаете о дорожных происшествиях, связанных с детьми?
На собраниях в школе.
Из разговоров.
По телевидению, радио, в печати.
Как ваш ребенок знает правила дорожного движения? Считаю, что знает
1.на «5»,
2.на«4»,
3.на «3»,
4.на «2».
Кто научил ребенка соблюдать Правила дорожного движения?
1.Детский сад
2.Школа.
3.Сами родители.
4.Бабушка, дедушка.
Как часто вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила дорожного движения?
1.Ежедневно.
2.Иногда.
3.Очень редко.
4.Не говорим на эту тему.
Ваш ребенок стал школьником. Что вы сделали для того, чтобы он правильно переходил дорогу?
1.Показали самый короткий и безопасный путь от дома школы.
2.Несколько раз прошли по этому пути вместе с ребенком, показав, как правильно переходить дорогу.
3.Другие меры (указать).
Соблюдаете ли вы сами Правила дорожного движения?
1.Всегда соблюдаю.
2.Не всегда.
3.Не соблюдаю.
Нарушаете ли вы Правила, когда идете вместе с ребенком?
1.Нет.
2.Иногда бывает, если спешим.
3.Не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины.
Как реагирует на ваше нарушение ребенок?
1.Никак не реагирует.
2.Говорит, что мы идем неправильно.
3.Требует, чтобы мы шли правильно.
Викторина «Знатоки дорожного движения»
Вопросы викторины
■ Что такое проезжая часть? Ответ: Это часть улицы, где едут машины.
■ Что такое пешеходный тротуар? Ответ: Это часть улицы, где ходят пешеходы.
■ Где идти, если нет тротуара? Ответ: По обочине.
■ Где можно перейти улицу? Ответ: По переходу.
■ Как вы думаете, как называется этот знак? Ответ: «Пешеходный переход».

■ На какой свет нужно переходить улицу? Ответ: На зеленый свет.
■ При каком свете двигаться нельзя? Ответ: При красном свете.
■ На какой свет могут двигаться машины? Ответ: На зеленый свет.
■ Что называется площадью? Ответ: Перекресток, где пересекаются или берут начало несколько улиц.
■ Как называется часть улицы, расположенная между двумя перекрестками? Ответ: Квартал.
■ Какие технические средства регулирования движения вы знаете? Ответ: Светофор, дорожные знаки.
■ Как называется этот знак? Ответ: Это знак «Дети».

■ Как определить, что машина собирается повернуть направо (налево)? Ответ: Включается и мигает правый (левый) фонарик— указатель поворота.
■ Какую опасность для пешеходов представляют зимние дороги? Ответ: На скользкой дороге увеличивается тормозной путь машин, дороги сужены из-за снега, снежные заносы, гололед мешают движению машин.
■ Какие вы знаете специальные автомобили? Ответ: К специальным автомобилям относятся пожарные, медицинские, аварийные, автокраны и другие.
■ Как называется подземная железная дорога? Ответ: Метро.
■ Есть ли у велосипедиста путь торможения? Ответ: Да. Никакой транспорт остановиться сразу во время движения не может.
■ Как вы понимаете выражение «час пик»? Ответ: Это время наибольшего движения.
Конкурс «Пять названий дорожных знаков».
Двое играющих, мальчик и девочка (можно, чтобы это были представители двух команд), становятся в конце проходов между рядами парт.
По сигналу они должны (сначала один, потом другой) пройти вперед, сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь название дорожного знака. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше названий. Если в игре принимают участие команды, то засчитывается общая сумма названий.
Блиц- викторина «Автомобильный»
Вопросы викторины
■ Водитель машины. Ответ: Шофер.
■ Передвижение на машине или лошади. Ответ: Езда.
■ Рабочее место водителя автомобиля. Ответ: Кабина.
■ Предприятие, выпускающее машины. Ответ: Автозавод.
■ Пятое в телеге оно ни к чему. Ответ: Колесо.
■ Устройство для снижения скорости до полной остановки. Ответ: Тормоз.
■ Баранка, но не к чаю, а в руках шофера. Ответ: Руль.
■ Резиновый обруч на ободе колеса. Ответ: Шина.
■ На что надевают шину? Ответ: На обод.
■ Баня для автомобилей. Ответ: Мойка.
■ Место, где меняют направление. Ответ: Поворот.
■ Так раньше называлось устройство для подачи автомобильного сигнала. Ответ: Клаксон.
■ Ее не ставят впереди лошади. Ответ: Телега.
■ Велосипед с мотором. Ответ: Мопед.
■ Двухместный двухколесный велосипед. Ответ: Тандем.
■ Место сбора пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая. Ответ: Остановка.
■ Легковой автомобиль, производимый американской компанией «Дженерал моторе». Ответ: Бьюик.
■ Стоящий на остановке трамвай обходят спереди или сзади? Ответ: Спереди.
■ Стоящий на остановке троллейбус обходят спереди или сзади? Ответ: Сзади.
■ Тот, кто двигается медленно. Ответ: Тихоход.
Система диагностических заданий по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения
«Устройство улицы».
Цель: определить уровень знания детей устройства улицы, перекрёстка.
Материал: макет улицы.
Вопросы (ответь и покажи):
1. По какой части улицы движутся машины, пешеходы?
2. Где можно переходить улицу? Какие виды переходов ты знаешь? Какой самый безопасный? Почему?
3. Если вы не успели перейти улицу, а на светофоре зажёгся красный свет, где вы должны остановиться?
4. Что разделяет проезжую часть дороги с двусторонним движением?
5. Как называется место на улице, где пересекаются две дороги?
«Светофор».
Цель: выявить знания о светофоре, его назначении.
Материал: макет транспортной площадки, модели светофоров.
Вопросы:
1. Посмотри на сигналы светофора, что они обозначают?
Задание: расставь светофоры на макете и объясни выбор места установки светофора.
«Дорожные знаки».
Цель: определить уровень знания у детей знаков дорожного движения.
Материал: картинки с изображением знаков.
Вопросы:
1. Зачем нужны дорожные знаки?
2. Какие группы знаков ты знаешь?
3. К какой группе относятся эти знаки?
Задание: назови дорожный знак.
«Мы пешеходы».
Цель: выявить знания детей правил поведения на улице – движение по улице и переход через улицу.
Задание (объяснить ситуации):
1. Дети бегут по тротуару, навстречу идёт женщина с сумкой. Ребята столкнулись с женщиной, она выронила сумку. Дети подняли её и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно?
2. Пешеход переходит улицу, вдруг он останавливается посередине дороги. Почему он это сделал?
3. Мальчик увидел друга на другой стороне улицы, он бежит через дорогу и слышит, как резко тормозит машина. Почему так произошло? Какое правило движения нарушил мальчик? Что он должен был сделать?
4. Дети собираются в поход. Воспитатель просит одного мальчика взять два красных флажка с собой. Зачем воспитателю флажки?
5. Ребята отправились в поход за город. Они должны пройти путь от города до села Ивановка. Самый короткий путь до села по проезжей части. Что должны сделать ребята, чтобы не попасть под машину?
«Мы пассажиры».
Цель: выявить знания детей правил поведения в общественном транспорте.
Материал: сюжетные картинки.
Задание: какое правило нарушается на картинке.
Вопросы:
1. Где пассажиры ожидают транспорт?
2. Почему нельзя высовываться из окна?
3. Почему необходимо держаться в общественном транспорте за поручни?
4. Почему нельзя кричать в общественном транспорте?
5. Кому нужно уступать места?
6. Почему в маршрутном такси нельзя стоять во время движения?
«Где и как надо играть, ездить на велосипеде».
Материал: сюжетные картинки.
Вопросы:
1. Где можно кататься на велосипеде?
2. Почему велосипедистам не разрешается ездить по тротуару?
3. Как велосипедист должен пересекать улицу?
4. Где детям разрешается играть?
Задание: объясни, какие правила движения нарушены на этой картинке.